Игорь Вадимов Грандмастер

Искусственные драгоценности. С чего все начиналось?

Люди буквально с начала времен, с того самого момента, как они стали людьми, любили все яркое, украшая себя вначале перьями и костями, а потом делая браслеты, ожерелья и тому подобное из самых разных материалов. С течением времени наравне с драгоценными камнями и металлами использовались и искусственные составляющие.

Semjonow Juri, Shutterstock.com

В одном из самых древних ожерелий, найденных вблизи Ниневии и Ассирии и датированной учеными-археологами периодом примерно 7000 лет назад, одна из бусинок не обсидиановая, как все остальные, а «как бы обсидиановая». Сделанная из обожженной глины, обмазанная черной глиной и обожженная по-новой, она «производит впечатление» тоже изготовленной из обсидиана, которого у изготовителя ожерелья, очевидно, просто не хватило.

Чуть позднее люди на территории Месопотамии стали производить бусы из стеатита. Стеатит, гидратированный силикат магния — камень, но очень непрочный, его легко можно резать и изготавливать из него бусинки. А вот если готовые бусинки обжечь, нагревание делает их прочными, а потом, уже обожженные, их покрывали цветной глазурью, и после нового обжига получались бусины, похожие на настоящие, из очень ценного привозного камня (в зависимости от цвета глазури). Впоследствии там же, предположительно около 4500 лет до н.э., был изобретен фаянс, ставший на тысячелетия основой производства бус.

Массовое изготовление имитаций драгоценных камней освоили древние египтяне. Они очень высоко ценили зеленые и синие камни и ввозили бирюзу из месторождений на Синайском полуострове, а ввозимые ими изумруды и лазурит добывались аж на территории нынешнего Афганистана. Разумеется, всегда количество ввозимых драгоценностей было меньше, чем число покупателей изделий.

Египтяне поставили на поток производство искусственных заменителей лазурита и бирюзы, обеспечив бусами массового (в каком-то смысле) потребителя. Мелко измельченный порошок кварца с необходимыми добавками смешивали с водой для получения пастообразной массы, которую затем формовали вручную в специальных формочках для производства бусин, скарабеев и других предметов. Мелкие бусинки сразу нанизывали на нитку, которая выгорала в процессе обжига, а крупные бусины прокалывали острым тонким предметом до обжига, пока они еще были мягкими.

Готовые фаянсовые бусины покрывались цветной глазурью — и после повторного обжига совсем уж походили на драгоценные изделия из бирюзы или лазурита. Ведь бусина в форме скарабея, сделанная из лазурита, была бы очень дорогой, т.к. для ее производства надо найти камень нужного размера, потом его вырезать, изготавливая фигурку скарабея, потом просверлить, рискуя расколоть. А из фаянса все получалось легко и просто — пасту фаянса формовали в специальной формочке, как десятки и сотни бусин до нее, затем прокалывали тонкой и острой шпилькой, давали подсохнуть и обжигали, делая прочной. Белую бусинку в форме скарабея покрывали глазурью — и снова обжигали в печи. А уж насколько эта бусинка была похожа на подлинную — зависело от искусства мастера, делавшего и наносившего на фаянс цветную глазурь.

Археологи считают, что такое производство в Египте было начато примерно за 4000 лет до н.э. и в период около 3500 года до н.э. уже достигло совершенства. Работа с фаянсом и производство бус «под лазурит» и «под бирюзу» продолжалось до конца эпохи Древнего Египта. Мало какое производство может похвастаться многотысячелетней историей.

Однако такое производство годится для непрозрачных камней, рубины или изумруды так не получится имитировать. Их научились красиво подделывать значительно позже. Но и ныне, скажем, «настоящие поддельные» изумруды, выращенные людьми в лаборатории по методу Жильсона, стоят ненамного дороже, чем просто найденные старателями где-нибудь Бразилии.

Обновлено 10.12.2012
Статья размещена на сайте 7.12.2012

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В статье говорится: "Но и ныне, скажем, «настоящие поддельные» изумруды, выращенные людьми в лаборатории по методу Жильсона, стоят ненамного дороже, чем просто найденные старателями где-нибудь Бразилии."
    На самом деле, все наоборот - природные изумруды хорошего качества стоят намного дороже, чем синтетические камни. Другое дело, когда выращенные камни продают под видом природных. В этом случае они и стоят соответственно.

    • Марина Воронина, прошу прощения за нечеткую формулировку.
      Кристаллы искусственно производятся, а вот граненые камни из них делают - до 2карат, они продаются по цене в 1/10 от цены природных. А вот кристаллы большего размера... Не производятся. Я полагаю, что тут - вопрос экономический.