• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вера Сторожук Профессионал

Классика. Так ли это скучно? Часть 2

Соглашусь с теми, кто утверждает, что рок-звезды пошли вовсе и не от короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Самые первые суперзвезды зажглись и ярко светили на музыкальном небосклоне еще в 19 веке. Кто были эти герои?

Petr Rehor, Shutterstock.com

«Дьявол» со скрипкой

Николо Паганини по праву получил звание лучшего скрипача в мире. Скрипка в его руках вытворяла невероятные штуки. Он играл то, что, считалось, невозможно было сыграть. Его темперамент не выдерживали струны нежного инструмента. Считается, что сам Николо подпиливал струны своей скрипки перед выступлением. И все ради шоу, и какого!

Когда в кульминационный момент струна с пронизывающим звуком рвалась, сердца слушателей тоже обрывались. Паганини же, как ни в чем не бывало, виртуозно заканчивал игру на оставшихся струнах. Как-то прослушав его «Дуэт для двух влюбленных» (это произведение исполнялось на двух струнах), одна дама укорила маэстро, что, мол, сложно будет иным музыкантам превзойти его. «Им только и остается, что сыграть на одной струне», — предположила она. Николо тут же воодушевился такой идеей и на следующем концерте уже выпиливал музыкальные узоры на осиротевшей струне. Ну, никаких шансов конкурентам!

Подпиливание струн было не единственным ноу-хау композитора. Он также любил напустить страх на своих почитателей. Концертный зал по его просьбе был погружен в потемки. Это мрачное освещение усиливало впечатление от его зловещей музыки. Действие на слушателей этим оказывалось потрясающее. Как мужчины, так и женщины массово падали в обморок, не выдерживая такого напряжения. Мэрилин Мэнсон, завидуй!

А в эпатажности Николо просто не было равных. Худой, бледный и мрачный. Крючковатый нос, длинные пальцы, взлохмаченная копна волос, горящие черные глаза. «На черта похож», — косились на Паганини окружающие. Этот дьявольский портрет удачно дополнял развивающийся черный плащ и длиннющий шарф. С такой живописной внешностью хоть сейчас отправляйся на экраны Голливудского ужастика.

Имидж Паганини рождал невероятные истории о нем. Очень многие не сомневались в том, что музыкант продал душу дьяволу, является убийцей собственной жены и еще кучи народа. А так искусно играть он научился, конечно, в тюрьме, где же еще?

Но такие слухи только прибавляли ему популярности. «Паганини — гений, и неважно, ангел он или демон», — писали газеты. Не у Николо ли учились сегодняшние пиарщики?

И чем не Элвис?

Венгерский композитор Ференц Лист был настоящей суперзвездой. Он считался одним из лучших пианистов Европы своего времени. Слава звездам тех времен доставалась не просто так! Это были мастера высочайшего класса! Но и Лист понимал, что для успеха одного таланта маловато будет. Поэтому свои концерты композитор превращал в яркие, будоражащие публику шоу.

«Хотите зрелищ? Нате вам зрелище!»

Выступление Ференца начиналось еще до того, как он садился за инструмент. И начиналось оно с того, что Лист, гипнотизируя публику, медленно снимал перчатки, разрывая их по швам. Этот маневр уже подводил публику к состоянию, близкому к экстазу. Ну, а сама виртуозная игра музыканта просто добивала зрителя.

Лист так энергично долбил по клавишам рояля, что у инструмента рвались струны (не у Поганини ли стащил приемчик?). Следуя замыслу, Лист быстро пересаживался за запасной рояль, уже заранее подготовленный и ожидавший своей очереди на сцене. Столько сил вкладывал композитор в свое выступление, такую колоссальную энергию отдавал, что сам терял сознание за компанию с публикой. В этом Лист, конечно же, превзошел Паганини.

Ну, а своим фан-клубом композитор мог действительно гордиться. Армия поклонниц просто забрасывала своего кумира письмами, умоляя подарить локон своих волос. Ференц даже был вынужден завести собаку и, состригая с нее клочки шерсти, щедро раздаривал почитательницам.

Поклонницы Листа частенько устраивали и потасовки между собою. Так, графиня Мари д`Агу не постеснялась вцепиться в волосы своей соперницы Жорж Санд, а та, в свою очередь, тоже не лыком шита. Словом, графине досталось не меньше. Сам же Ференц предусмотрительно ретировался в соседнюю комнату и весь в расстроенных чувствах переживал за исход этого поединка.

И кто после такого посмеет заявить, что классика — это скучно?

«Фантазия и искусство — неотделимы». (Ференц Лист).

Статья опубликована в выпуске 14.12.2012
Обновлено 28.01.2016

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: