Марк Блау Грандмастер

Кто такие гризетки?

Во всех «благополучных» странах феминизм уже скончался. Борьба женщин за социальное равенство (а именно это равенство и было идеалом феминизма) закончилась полной (ну, почти полной!) победой. Обличение же «мужского шовинизма» и попытка заниматься совсем не женскими профессиями в ущерб тому, на что тебя благословила сама природа, обусловлено, как мне кажется, более причинами сексуальными, нежели социальными.

Swapan Photography, Shutterstock.com

Нынешние «амазонки» сами не замечают, как смешно они выглядят. А называя себя при этом феминистками, они сводят до уровня пошлой шуточки то, что полтора века назад было борьбой совсем не шуточной. Иногда даже жертвенной. Да, как и всякая настоящая борьба, феминизм 19-го века имел своих героинь. Эти дамы порой всерьез рисковали жизнью ради победы своей идеи. За что их, без всякого сомнения, следует уважать и помнить.

Но победу в борьбе за социальное равенство женщин обеспечил не героизм одиночек, а целая армия юных девушек. Обеспечила ценой своей жизни. Ценой своей удачно сложившейся жизни, которая показала другим путь и пример.

Во Франции боевой формой этой армии было простенькое серое платье. За что и прозвали девушек, его носивших, гризеткамиgrisette», от французского слова «gris» — «серый»). Благодаря французским писателям и поэтам, живописавшим жизнь и нравы парижской богемы, гризеток чаще всего числят по разряду проституток. Что совершенно неверно.

Зарабатывали эти девушки на жизнь не телом, а делом. Были они, главным образом, цветочницами, модистками и белошвейками. Потом к ним добавились хористки и актрисы кордебалета. Их труд неплохо оплачивался как в Париже времен Бальзака, так и через пятьдесят лет, в Париже, разрушенном и перестроенном бароном Османом. В том Париже, что стал, без преувеличения, самым роскошным городом тогдашнего мира.

Прежним беднякам и нищим жить в этом городе стало уже невозможно. Они либо ушли в небытие, либо схлынули в провинцию. А вот девицы, обладавшие ремеслом, в этом городе выжили. И не просто выжили, а стали одним из примечательных типов блистательного Парижа. Который они населяли почти восемьдесят лет.

Селились гризетки не в самых шикарных кварталах. Среди прочего они плотно заселили почему-то не вошедший в городскую черту и оставшийся парижским пригородом холм Монмартр. Впрочем, проживали гризетки и в богатых кварталах. Не на первых этажах, естественно, а в поднебесье, в мансардах.

Добывая себе средства к существованию собственным трудом, эти девушки впервые во Франции, да, пожалуй, и в Европе, начали строить свою жизнь по собственному разумению и вкусу. В том числе выбирать себе мужчину — сожителя или супруга.

До тех пор женская жизнь определялась не самой женщиной, а теми, кто «нес за нее ответственность»: сначала отцом, а потом — мужем. В такой жизни главным событием и главной удачей было замужество. Если по тем или иным причинам замуж женщине выйти не удавалось, считалось, что ее судьба не задалась.

«Стандартному» пути были две альтернативы: монашество и проституция. Жизнь парижских гризеток указала еще один, вполне достойный, способ существования женщины в буржуазном обществе. Который, в конечном счете, привел к серьезным изменениям в этом обществе. И не только в Париже, и не только во Франции, а во всем мире.

Обновлено 28.01.2016
Статья размещена на сайте 17.12.2012

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 21 декабря 2012 в 10:37 отредактирован 21 декабря 2012 в 10:37

    Смешные люди, не устаю поражаться: "Обличение же «мужского шовинизма» и попытка заниматься совсем не женскими профессиями в ущерб тому, на что тебя благословила сама природа....а называя себя при этом феминистками, они сводят до уровня пошлой шуточки то, что полтора века назад было борьбой совсем не шуточной. Иногда даже жертвенной. " Так тогда сама идея о том что женщина может учиться и вообще что-то понимать казалась странной, если не сумасшедшей. Точно также как и сейчас вызывает негодование желание некоторых женщин служить в армиии. Так чем же вы,Марк Блау, отличаетесь от шовинистов прошлого? Феминистки борятся сейчас за то, что бы декларированнные Конституцией равные права соблюдались и за возможность заниматься тем, чем хочется, не клинясь на стереотипах.

    Оценка статьи: 1

  • Не понял почему сыр-бор?
    Чем статья плоха?
    Ругают, но не обосновывают.
    Скучно.

    Оценка статьи: 5

  • Похоже, что связи гризеток с феминизмом нету вовсе.
    Девушки просто стали сами зарабатывать своим, женским, трудом. А не зависеть от мужчины.

    Оценка статьи: 5

  • Трудно уловить связь гризеток с феминизмом. Автор попытался это сделать, но неубедительно. А так статья, похоже, провокационная - вызвать горячее обсуждение феминизма, что и было достигнуто первым комментарием. А так, мы больше знаем о гризетках из французских романов и это что-то среднее, между нравственным и безнравственным как серое - среднее между белым и черным. Один факт, который часто описывается - это бескорыстная любовь со студенами.
    Гризетки, лоретки...,- разве это феминизм?
    "Еще в первый мой приезд в Париж были гризетки, а теперь там все лоретки, а это разница большая."
    Писемский.

  • Приобретение новых прав подразумевает и приобретение новых обязанностей. Когда женщины впервые добились права принимать участие в голосовании, у них тут же появилась обязанность отвечать за свой выбор. Порядка ста пятидесяти лет назад женщины начали борьбу за уравнение своих прав с мужчинами, чётко понимая, что и обязанности будут равны. Современные феминистки пошли дальше - они требуют ещё больших прав, при этом практически отвергая обязанности.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий для тех, кому статья показалась короткой.
    Статья разбита на две части. На вторую часть ведет последняя ссылка в этой статье, то есть "в Париже" А первая ссылка во второй части ведет на начало, то есть на эту статью. Мне кажется, такой прием более удачным, чем надпись "продолжение здесь"

  • Кратко, точно и понятно.
    Какого ... первой комментарше не хватает?

    Оценка статьи: 5

  • Я знаю отцов сумевших воспитать в детях и совесть и мужество и нравственность.
    И знаю матерей, воспитавших абсолютных эгоцентриков и требовательных, капризных и наглух ленивцев,с которыми они сами не знают, что теперь делать. Зачем же обобщать?...

  • Комментарий скрыт
    • Татьяна Кигим Мастер 21 декабря 2012 в 21:31 отредактирован 21 декабря 2012 в 21:33

      Здрасьте, коммунарки-то тут каким боком?

      Борьба женщин за равноправие не обязательно связана с революционным движением. Скорее, это революционное движение взяло наработки суфражизма.

      Среди аргументов первых борцов за права женщин часто звучал такой: состоятельные женщины платят налоги, но не имеют права голоса, а всякая шваль (алкоголики, игроки, голытьба и пр.) почему-то голосует. Аргумент был очень актуален после снижения имущественного ценза для мужчин-избирателей. И состоятельные женщины не желали мириться с тем, что рабочий имеет право голоса, а леди - не имеет. Какое уж тут "коммунарство".

      Оценка статьи: 5

    • Swetlana Frontzek, а откуда у Вас такие сведения? Коммунарками волей-неволей стали все парижанки. Слово "коммуна" в первую очередь означало в те годы "община". И Париж, восставший против своих и против чужих в 1871 году был восставшей общиной Франции. В те годы "коммунизм" и "коммуна" были связаны только этимологически.

      Про Парижскую коммуну можно прочесть здесь

  • А я не знала, кто такие гризетки (вернее, считала их девушками легкого поведения). Статья раскрыла суть этого термина. О девушках написано уважительно.
    Статья интересна и содержательна.

    Оценка 5

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Вахрушева Читатель 18 декабря 2012 в 01:45 отредактирован 18 декабря 2012 в 01:47

    Не поняла взрыв эмоций в первом комментарии.
    Статья понравилась. Спасибо автору.
    Даже сегодня, в 21 веке, одно слово "феминизм" многих приводит в бешенство, а что было в 19 веке... Страшно трудно быть первыми. Смелые и гордые девушки.

  • Комментарий удален