Геннадий Безруков Профессионал

Уровень уникальности: а он бывает?

В наше время, похоже, создавать что-либо с вдохновением стало совсем не актуальным. Где, в каком объявлении, приглашающем востребованных ныне копирайтеров и рерайтеров, указывается требование о том, что писать свои творения им следует с вдохновением? Я таких объявлений не встречал. Слово-то уже стало забываться, что уж говорить о самом понятии, которое этим словом называется.

AISPIX by Image Source, Shutterstock.com

Выходит слово это из употребления, а само понятие подменяется другим — «уникальность», вернее даже — «уровень уникальности». По мнению языковедов, уникальность означает — один, единственный в своем роде. Согласно словарю С. И. Ожегова, куда следовало бы заглянуть любителям говорить об уровне уникальности, уникальность — это «Единственный в своем роде, неповторимый».

Разъяснять, представляется, извечно всем знакомые понятия «единственный, неповторимый», обидно будет в первую очередь огромному большинству тех, кто прекрасно знает значение этих слов. Между тем требование соблюдать в статьях определенный уровень уникальности кочует сейчас из объявления в объявление, а специально созданные программы призваны определить тот или иной уровень этой самой уникальности.

Только правильно было бы сказать, что эти программы должны были бы отвечать на единственный вопрос — «Плагиат это или нет?» А в зависимости от этого уже и разрешался бы вопрос о возможности принять материал к публикации или нет. Сей вывод сделан исключительно на изначальном значении слова «уникальность», у которой никаких уровней быть не может и не должно просто по определению.

Статья начата с упоминания слова «вдохновение», ныне активно забываемого рерайтерами, а часто и копирайтерами. Открыв словарь того же С. И. Ожегова, увидим, что вдохновение — «Творческий подъем, прилив творческих сил». Это без излишней эмоциональности определение вдохновения. А если с эмоциями? Здесь, пожалуй, одним мнением не обойтись, здесь, думается, уже и нечто почти божественное на ум прийти может. Пожалуй, каждый пишущий по вдохновению, сможет дать этому понятию свое определение. Вроде того, что некая высшая сила вдохнула в творца писания что-то трудно объяснимое, но высокосамобытное, оригинальное, уникальное…

Между тем у вдохновения были и свои счастливые моменты, длившиеся не один век… Издавна вдохновение призвано было выражать убежденность в божественном значении мастерства слова. Древние греки склонны были считать это слово соседом и близким родственником словам «безумие», «мания» и даже таким сексуально окрашенным, как «экстаз». Истинные поэты и писатели, не знакомые с уровнями уникальности, верили в то, что для создания настоящего (а других просто и быть не могло) произведения необходимо было именно вдохновение, которое только одно и могло быть стимулом к созданию настоящего шедевра…

Как правило, принято было различать поэтические произведения, написанные, как принято говорить, на одном дыхании, вдохновенные, и произведения, основанные на тяжелом труде мастера, часто вымученные. Поэты, творившие в эпоху романтизма (18−19 в.), посчитали бы себя оскорбленными, если бы их заподозрили в отсутствии у них вдохновения.

В последующем начался процесс снижения значения вдохновения для творческого процесса. Попытку придумать для него новое название предпринял Ф. Шиллер, который присвоил вдохновению новое название «неожиданности души». По его мнению, именно эти счастливые минуты приносят счастливому их обладателю сначала художественный замысел, а потом и решение о судьбе персонажей.

Однако и это название не смогло закрепиться за возвышенным понятием «вдохновение», и вполне уместно, кажется, следуя за разъяснениями С. И. Ожегова, называть его скромно: «Творческий подъем». И именно этот подъем никогда не сможет быть подменен «уровнем уникальности» при создании истинно художественного произведения. Уникальность не знает уровней, она или есть, или ее просто нет!

Обновлено 25.12.2012
Статья размещена на сайте 24.12.2012

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 27 декабря 2012 в 13:41 отредактирован 27 декабря 2012 в 13:48

    Ничего не поняла, в чем смысл статьи? Раньше было лучше, а сейчас хуже?
    "Уникальность не знает уровней, она или есть, или ее просто нет!" - почему? Есть, уникальность человека определяется тем, насколько этот человек не похож на остальных, тоже самое и про статью.
    Разъяснять, представляется, извечно всем знакомые понятия «единственный, неповторимый», обидно будет в первую очередь огромному большинству тех, кто прекрасно знает значение этих слов. - так в чем же это значение и чем оно плохо?

  • Никак я не пойму чего такое копирайтеры и рерайтеры. Вот и профилях встречается в ШЖ – копирайтер. Пишут статьи по заказу, по заданной теме? При чем тут личное творение, а тем более вдохновение? Не постигаю.

    А уникальность писанины? на уже заданную тему? заказчик все определил и цену назначил, и в чем уникальность? это бывает? Не в теме я, вот так то получается - про уникальность, вдохновение, как и «огромное большинство», хе, правда красиво звучит? – огромное большинство.

  • Это же совсем разные вещи - копирайтинг и (как удачно выразился Сергей) статьи в охотку.

    Те, которые в охотку - что-то личное. Удачно, неудачно, интересно, скучно, на творческом подъёме или от нечего делать. Потому что хочется написать об этом, имеется какое-то своё, особенное мнение, или знаешь то, чего не знают другие и есть желание донести городу и миру. Всё классно. Но это не для заработка.

    Копирайтинг - задание на определённую тему. Чаще всего автору незнакомую и душу не греющую. Хороший копирайтер надёргает информации из разных мест, как-то это переварит и выдаст компиляцию. Вроде как читабельно, но ничего нового, ни мнения, ни информации. А ещё, учитывая, что копирайтинг недорого стоит, придётся использовать заготовленные штампы. Кто-нибудь прочитает. Не люди, так боты. А боты, они сайт двигают в направлении первой страницы поисковиков.

    Разные вещи абсолютно. Но.

    Даже статья в охотку не может быть уникальной стопроцентно. Вот пишешь что-то своё, единственное и неповторимое. А в памяти, на складе, куча информации по теме, и вся где-то заимствована. Ну да, всё не так, всё по-другому, все неправы. А всё одно подсознание какую-нибудь аксиому в ваше творение впихнёт.

    Уровень уникальности - есть.
    Это разные вещи для копирайта и для статьи в охотку. Уникальность копирайта легко измеряется - есть такие сервисы. Для статьи по желанию - просто чувствуется.

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 9 января 2013 в 08:26 отредактирован 9 января 2013 в 08:27

      "Это же совсем разные вещи - копирайтинг и (как удачно выразился Сергей) статьи в охотку."
      Анатолий Рогозин, точно! Какой смысл переписывать чужие статьи, когда можешь придумать своё? Никогда этого не понимал.

    • Анатолий Рогозин, спасибо за пиар от Мастера. Но бывает, что и копирайтер вдохновляется предложенной темой. Такой случай произошёл здесь и со мной. Один задорный молодой москвич вдохновился предложенной мной "фирменной" темой о гололёде и забацал юморную,с картинками и рисунками статью, которая по пресловутому "неформату" не "пролезла как котлета" на гл.стр., о чём я сокрушаюсь до сих пор.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, у нас в фирме в брифе указывается стиль текста (в 90% случаев технический), помимо основной инструкции есть список запрещенных выражений и оборотов. Нельзя употреблять разговорную речь в текстах - например, слова типа "ведь". Это нудный копирайтинг.
        Но, например, блоги или статьи для каких-нибудь развеселых сайтов здесь есть где разгуляться человеку с воображением.

        • Татьяна Черных, спасибо за инфу из практикующей фирмы. В деловой переписке,в документах естественно недопустим развязный, разухабистый, шаловливый стиль. Но на вольных хлебах сайтов,в статьях, в коментах живая речь с юмором и иронией вполне уместны среди своих братишек.
          Увы, многим не дают разгуляться, а у кого диФцит воображения. ...Так и живём на голодных пайках.

          Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 26 декабря 2012 в 06:35 отредактирован 26 декабря 2012 в 06:37

    Статью можно написать просто "в охотку", по свежим впечатлениям. Главное условие в любом случае, было бы о чём писать, а остальное приложится.
    Уникальность не бывает в уровнях, это же не коттедж или дача. Она или есть или нет.
    "... Даже стекольщик, даже жестянщик, //кок, над которым не светятся нимбы, // неповторимы, неповторимы..." (РИР)

    Оценка статьи: 4

  • Требуемый "уровень уникальности" момент чисто технический. так что писать можно с вдохновением, а править по нужному шинглу.
    Обидно, конечно, но есть и площадки, куда можно приходить вместе с музой.

  • "процесс умаления значения вдохновения" )))