Николай Аблесимов Грандмастер

Как стать знатью? Тюркские роды России

Стать знатью очень просто. Поменяйте свою религию на господствующую! «Париж стоит мессы», — говаривал один француз, становясь французским королем. Эти слова произнес в 1593 г. вождь французских протестантов и король Наварры Генрих, когда ему, чтобы получить французский престол, пришлось перейти из протестантства в католичество. Он стал основателем французской королевской династии Бурбонов.

Estea Shutterstock.com

Кстати. Сие правило логично перетекло в безбожное государство, каким являлся Советский Союз. Вся номенклатура должна была быть партийной. В наше время это партия «Наш дом — Газпром» или «Единороссы».

Обратимся к истории моего рода Аблесимовых (Облесимовых). Есть в нынешней Рязанской области городок Кадом. В XVI веке он входил в состав Касимовского царства — тюркского «гетто» России для перебежчиков из орды. Там жили мурзы Облесимовы, исповедавшие ислам. Но надо было кормиться, а для этого служить Московскому государю, для чего перейти в христианство. В результате в «списке стольников, кадомских помещиков и вотчинников, которые со 7188 (1680 от РХ) года крещены в христианскую веру и по указу Великих Государей и по грамотам их разряду велено им быть на службе, в оном написан князь Иван Васильев сын Облесимов».

По Москве в Боярских книгах в 7200 (1692 от РХ) году с 1 сентября по указу Великих Государей царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича «он же Иван Облесимов написан в стольники за крещение в Православную Христианскую веру из Касимовских и иных городов мурз и татар». На Москве акали и род стал именоваться Аблесимовы. Род внесен в VI часть родословной книги Тамбовской губернии.

Надо сказать, что татары в прошлом — это не национальность, а социальное сословие воинской касты ханских всадников. Например, в Древнем Риме было привилегированное сословие всадники. Поэтому правильно говорить о тюркских родах на московской службе, а не татарских, как это принято сейчас.

Стольники являлись семнадцатым чином (из 45), в порядке чинов существовавшем в Московском государстве со времен Ивана III до Петра I. При царе Алексее Михайловиче число стольников доходило до 500. Они подавали за царским столом, «посылались в посольствах в послах самих и с послами в товарищах, и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье; а иные в Москве сидели в приходах у дел и у послов в приставах». Обратите внимание на оборот бояр спрашивать о здоровье. Зачем? А затем, что если кто-нибудь из знати не пришел на пир к Великому Князю, значит, либо заболел, либо крамолу кует.

Сколько же дворянских родов России вышло из тюрок? По некоторым данным — свыше 300. Назову некоторые.

Акчурины — происходит от князя Акчуры Адашева, пожалованного княженьем в 1509 г. Записан в VI часть родословных книг Пензенской, Оренбургской, Саратовской и Уфимской губерний.

Дивеевы — родоначальником этого дворянского рода является князь Дербиш-мурза Теребердеевич Дивеев. Внесен в VI часть родословной книги Нижегородской, Оренбургской и Тамбовской губерний.

Енгалычевы — родоначальник князь Янглыч Бедишев упоминается в грамоте 1539 г. В грамоте 1580 г. он назван князем над тялдемской мордвой. Этот род Енгалычевых внесен в I, V и VI части родословных книг Владимирской, Тамбовской и других губерний.

Ишеевы — происходит от мурзы Ишея Барашева, через его сына Исенея-мурзы. Внуки последнего Иван Алмакаевич и Ибрагим Алеевич крестились и пожалованы стольниками в 1690—1692 гг. Внесен во II часть родословной книги Пензенской губернии.

Кудашевы — происходит от князя Кудаша княж Акчурина Родоначальником младшей ветви князей Кудашевых стал внук Кудаша — Чепай. Внесен в VI часть родословной книги Киевской и Пензенской губерний.

Тенишевы — происходят от темниковского мурзы Тениша Кугушева. Род внесен в V и VI части родословной книги Тамбовской, Казанской и Московской губерний.

Тюменевы — род калмыцких нойнов. Родоначальник — Тюмень-Джиргалан, сын ойратского нойона Дегжита. Известен с XVI века. Род внесен в VI часть родословной книги Тамбовской губернии.

Чаадаевы — старинный дворянский род. Чаадаевы — от тюркского прозвища Чагатай — храбрый. Имя появляется среди других русских ещё в XV веке, например, Василий Чегодай с землями около Мурома, возможно, предки связаны с Казанью, так как здесь под 1568 годом отмечен Чаадаев Суббота Григорьев, стрелецкий голова. В дворянство Чаадаевы записаны в 1621 году. Внесен в VI часть родословной книги Московской губернии.

Урусовы — Урус-мурза, князь ногайский, переселившийся в Россию и получивший в 1600 году от царя Бориса г. Касимов во владение с титулом царя. От него пошли ногайские князья Урусовы на службе московского государя. Его потомок мурза Касим, во святом крещении князь Андрея Сатыевич, писавшийся Урусовым и сделавшийся единственным продолжателем в России княжеской фамилии. Род внесен в V и VI части родословных книг Московской и других губерний.

Юсуповы — княжеский род, происходивший от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа). В кормление потомкам ногайского хана был предоставлен городок Романов на берегу Волги. Некоторые романовские мурзы в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли крещение и писались Юсупово-Княжево. Род записан в V часть родословной книги губерний Орловской, Курской и Санкт-Петербургской.

Обновлено 27.11.2017
Статья размещена на сайте 25.12.2012

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Да, не у тех родителей, видать, родился - нет ничего похожего в приведенном списке . Ничего, придумаем сами .

  • Чувствую задел интересную (после Сталина) тему. Дабы не загружать этот портал прошу обращаться в личку.

  • Комментарий скрыт
    • Раиса Яваева, варианты:
      1. Фамилия Яваев образована от диалектного варианта мужского тюркского имени Яварай — Явай.

      Это имя, как и многие восточные имена, состоит из двух частей. Первая из них восходит к имени Явар - «помощник».

      Вторая часть ведет свое начало от тюркского «ай» - «месяц». В древнетюркском языке слово ай имело следующие переносные значения: «красивый, ценный; святой; чистый, светлый, лучистый; умный; дорогой; обильный; счастливый; полный» и др. По древнему обычаю, ребенку, родившемуся во время сияния луны или полнолуния, давалось имя, в состав которого входило слово ай. Компонент ай часто встречается в именах со сложной структурой. Следует отметить, что фамилия Яваев довольно распространена среди астраханских татар.
      2. Это имя, как многие Восточной имена состоит из двух частей. Первый из них восходит к имени Явар-помощник \.

      Во второй части происходит от тюркского «Уч»-«месяц». В старой тюркской слово ИИ имел следующие переносные значения: «красивая, ценный; Святой; Чистая, яркие, сияющий; умный; Дорогой; богатый; счастливым; полная \, и др. В соответствии с древним обычаем, ребенок, родившийся в ходе сияние Луны или полная луна, имя, которая включала слова Ay. Компонент, часто я обнаружил, что со сложной структурой. Следует отметить, что имя Âvaev является довольно распространенным среди татар Астрахань.

  • Комментарий скрыт
    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 28 декабря 2012 в 12:38 отредактирован 28 декабря 2012 в 12:43

      Марк Аккерман, не надо подходить к средним векам с нашими мерками. Знать кормилась с поместий, а не с вотчин. А поместья давались за службу. Мы же тоже, как правило, идем на должность с большей зарплатой или едем в Америку, Германию. Так что в те времена переход из различных ОРД на службу Москве не был предательством.
      А русские это и есть результат плавильного котла народов: славянских, тюркских, литовских, германских, а после 1812 года и французских.
      Цветные вот только стали появляться после 1957 года (фестиваля молодежи и студентов в Москве).
      Русская нация прообраз американской.

  • Комментарий скрыт
    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 28 декабря 2012 в 10:14 отредактирован 28 декабря 2012 в 10:18

      Оксана С, Анализ фамилии:
      Эта фамилия имеет тюркское происхождение и пришла к нам из арабского языка. Она образована от слова «дин», которое означает «религия, вера».

      Значение, происхождение и история фамилии:

      АКИНДИНОВ АКУНДИНОВ АНКИДИНОВ АНКИНДИНОВ АНКУДИМОВ АНКУДИНОВ АНФУДИНОВ КАДИМОВ КИНДИНОВ КИНЯШЕВ КУДИМОВ КУДИНОВ АНФУДИМОВ КИНЕВ КУДИН КУДИШИН

      Различные формы церковного имени Акиндин (с греческого 'безопасный') дали множестов фамилий.
      Кудиновы. От Кудинова Кадыша (Кадыра), перешедшего на русскую службу, вероятно, из Казани и бывшим служилым татарином, послом в 1554 - 1556 гг. (Савва 1917, с. 173). Фамилия, возможно, от искаженного казанско-татарского Кудай - Худай 'бог, аллах' (Гафуров 1987, с. 154).(СТ)

  • Согласно вашей статье, еще до взятия Казани, некоторые татарские аристократы перешли служить Москве.Если бы не их предательство, возможно удалось бы отстоять Казань,и карта мира совсем была бы другая.

    • Анфиса Закиева, я не сторонник национализма (а Ваш коммент им попахивает). Согласно истории, а не моей статьи. Активный переход тюркских родов (специально подчеркиваю -татары в то время не национальность, а сословие) под руку Москвы шел уже с 15 века. Сослагательное наклонение в истории недопустимо.

  • В списке "Фамильный состав служилых татар, мурз и татарского дворянства" Мехметовы не значатся.
    В Турции самое популярное мужское имя – Мехмет, производное от Мухаммед. Мехметов в Турции насчитывается 2 миллиона 800 тысяч.
    Так что Ваша фамилия скорее всего турецкого происхождения.

  • Откуда в России появился род Мехметовых?