Мастер

Кто был главным секретным конструктором СССР? Ко дню рождения Сергея Королева

«По делам их узнаете их…» Эту фразу смело можно отнести к Сергею Королеву, который открыл эру освоения космоса. Только после его смерти миллионы людей увидели портрет «главного секретного конструктора»…

Mechanik Shutterstock.com

Под его руководством были созданы геофизические и баллистические ракеты, искусственные спутники Земли, такие как «Электрон», «Космос», «Зонд», орбитальные корабли «Союз», «Восток» и «Восход». О его биографии написаны целые книги, мы же вспомним некоторые моменты из его жизни.

Родился будущий конструктор 12 января 1907 года в Житомире. Еще во время учебы Сергей увлекался конструированием планеров и самолетов, а в 26 лет занял должность заместителя директора Реактивного научно-исследовательского института. Научным руководителем его дипломной работы по проектированию спортивного самолета был А. Н. Туполев.

Судьба сводила вместе этих людей еще не раз. Их обоих затронула машина политических репрессий 1930-х годов. После ареста и работы на золотодобывающем прииске на Колыме еле живого Королева благодаря хлопотам матери перевели в засекреченное Особое техническое бюро (ЦКБ-29), главным конструктором которого был заключенный А. Туполев. Всю оставшуюся жизнь Королев ненавидел золото. Реабилитировали его только в 1957 году перед запуском искусственного спутника.

Очень быстро Королев становится ведущим конструктором баллистических ракет и достигает успеха в этой сфере. Но его манят более широкие перспективы освоения космоса, Сергей решил заняться этим еще в студенческие годы после того, как познакомился с трудами Циолковского.

4 октября 1957 года впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли. Новость с триумфом облетела весь мир и положила начало эпохе освоения космоса. Никита Хрущев дал задание — подготовить еще один запуск к годовщине Октябрьской революции. Королев решил крайне сложную задачу. Менее чем через месяц в космос полетела собака Лайка, но она умерла от стресса и перегрева. Вскоре полетели собаки Белка и Стрелка и благополучно вернулись обратно.

15 мая 1958 года была запущена первая космическая лаборатория, а в сентябре 1959 «Луна-2» достигла поверхности Луны. Через месяц мир увидел фотографии обратной стороны естественного спутника, сделанные с помощью станции «Луна-3».

В 1960 году началась активная работа по подготовке полета человека в космос. Был установлен план — отправить ракету «Восток» в декабре 1960 года. Но случилось неожиданное. 24 октября 1960 года во время пуска взорвалась межконтинентальная ракета Р-16 конструктора М. Янгеля, причем погибли члены экипажа. Понимая всю сложность ситуации, от Королева уже не требовали выполнения плана. Но эта неудача не остановила его, он начал готовиться еще более тщательно. 12 апреля 1961 года именно Сергей Королев руководил полетом Юрия Гагарина на корабле «Восток-1».

В течение нескольких лет он запустил межпланетную станцию «Марс-1», группу кораблей «Восток», участвовал в запуске ракетно-космической системы «Зонд», предназначенной для дальних межпланетных полетов. В 1965 году он также руководил полетом корабля «Восход-2», во время которого космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос.

Еще при жизни Сергей Королев получил множество орденов, наград и премий, пользовался высоким авторитетом, но вся его работа была строго засекречена: в мире шла борьба за первенство в освоении космоса. По этой причине он не получил Нобелевскую премию, которую ему могли дать дважды.

В честь конструктора город Калининград в Московской области был переименован в Королев, теперь его называют космической столицей России, так как в советские времена там были созданы заводы и конструкторские бюро ракетно-космической отрасли. В Житомире, где родился ученый, есть дом-музей Королева, а также музей космонавтики. Большой музей, который предложил создать Сергей Королев, находится Москве в районе станции метро ВДНХ. Также он был инициатором создания музея на Байконуре.

Академика Королева по праву можно назвать гением, который открыл новый этап развития современной цивилизации.

Статья опубликована в выпуске 12.01.2013
Обновлено 22.07.2020

• А где на Байконуре музей? На 10-й площадке чуть дальше гостиницы Мир? Или, имеется в виду домик Королеве, по-моему, на 112 площадке?
    Тематика заслуживает того, чтоб о ней писали как можно больше.

• Мне понравилась статья, комментарии почитала, так славно. Есть о чем подумать, вопросы гуглу позадавать, Спасибо! автору и всем.

• "Он создал геофизические и баллистические ракеты, искусственные спутники Земли, такие как «Электрон», «Космос», «Зонд», орбитальные корабли «Союз», «Восток» и «Восход»."
    Я думаю, что С.П. обиделся бы на эти слова. Под его руководством создавались, это да.

• Андрей Владимиров Читатель 12 января 2013 в 12:34 отредактирован 12 января 2013 в 22:29 Сообщить модератору

И вообще , крайне поверхностная статья!

Ни про копирование ФАУ-2, на базе котрых созданы все наши ракеты ни слова. Ни про конкуренцию между твёрдотопливными и жидкостными двигателями не сказано (хотя самый драматический момент этого противостояния - авария при запуске описан, но без увязки с историческими реалиями). Ну и остальное...., дат мало , поэтому трудно ориентирваться в вехах биографии.
    Можно было не выходя за 5000 з. их этого же материала сделать конфетку (ну не белочку, ну хотя бы ириску).

В общем 5 за тему к дате.

• Андрей Владимиров Читатель 12 января 2013 в 12:28 отредактирован 12 января 2013 в 12:29 Сообщить модератору

"Сергей решил заняться этим еще в студенческие годы после того, как познакомился с трудами Циолковского"

Не только с трудами, но и личного знакомства!
    В его библиотеке имелись и книги с дарственной надписью КЭЦ. Они неоднократно встречались.

• Андрей Владимиров Читатель 12 января 2013 в 12:13 отредактирован 12 января 2013 в 22:28 Сообщить модератору

"Еще во время учебы Сергей увлекался конструированием планеров и самолетов, а в 26 лет занял должность заместителя директора Реактивного научно-исследовательского института. Научным руководителем его дипломной работы по проектированию спортивного самолета был А. Н. Туполев. "

Он что, сначала стал замдиректора, а потом диплом написал?
    Диплом он написал в 1929г. Защитил в феврале 1930, а Институт (кстати в т.ч. его стараниями) создан в 1933, до этого он работал с Цандером в легендарной общественной организации энтузиастов ГИРД.

• 24 октября 1960 года во время пуска взорвалась межконтинентальная ракета Р-16 конструктора М. Янгеля, причем погибли члены экипажа.
    А где можно найти информацию про экипаж?

• Анатолий Помозов, Информация об этом была напечатана в ВЕСТНИКе РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 1, автор - академик Борис Черток. Цитата: "Тяжёлым ударом для всей советской ракетной отрасли стала катастрофа 24 октября 1960 г. При подготовке к пуску на стартовой позиции загорелась и взорвалась межконтинентальная ракета Р-16 главного конструктора М.К. Янгеля. Заживо сгорели главный маршал артиллерии М.И. Неделин, заместители Янгеля и Глушко, заместитель начальника полигона А.И. Носов, начальники управлений полигона подполковники Е.И. Осташев, P.M. Григорьянц, главный конструктор системы управления Б.М. Коноплёв, десятки военных и гражданских специалистов. В госпитале скончался заместитель министра Л.А. Гришин, непосредственно опекавший наши космические программы. Государственная комиссия во главе с Л.И. Брежневым установила, что основной причиной трагедии было вопиющее нарушение техники безопасности".

• Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 12 января 2013 в 10:09 отредактирован 12 января 2013 в 10:25 Сообщить модератору

Замечательный обзор слухов о жизни Королева.
    Жаль - только слухов.
    И не мама его "перевела" с Колымы, а Туполев, внесший его в списки. И освобожден он был в 1944м году, а с 1945 был одним из руководителей советской космической (виноват - ракетной)программы СССР(хотя, формально, был полностью реабилитирован в апреле 1957го, тогда как спутник - октябрь 1957го)...
    А в общем - в объеме "от 2500 до 5000 знаков" - трудно описать ТАКУЮ судьбу.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2013 в 15:53 отредактирован 12 января 2013 в 15:56 Сообщить модератору

Игорь Вадимов, "Слухами земля полнится". В условиях кромешной секретности слухи были надёжным каналом связи,информации. Они, "кругами,как волна по озеру"(С) расходились из тарелок с хриплым(хрипящим) "Голосом Америки".
      "Очередная неудача мистера Королёва" - вещал информированный источник. Даже "там, наверху" кое-кто кое-что узнавали из этого источника. Примеров можете привести и Вы "по вкусу",т.с.

• Игорь Вадимов, историю про маму рассказывала в своем интервью дочь Сергея Королева. Как только Королева отправили на Колыму, она обращалась ко всем, кто знал ее сына с просьбой помочь. Так что возможно, таким образом информация и дошла до Туполева. А если б мама не подняла тревогу, то и сын в лагере долго не продержался бы. Умирали там ежедневно от голода, холода и разборок.

• Елена Гончарук,

Ага, а то Туполев С.Королва не знал! Без мамы никак.
          Класс , лубочная история, про маму которая может вытащить из лагерей! Если бы мамы что-то могли, сколько мам в тот период вытащили своих деток с Колымы. Конечно мама какие-то усилия предпринимала, но это всё равно, что биться головой об стенку. Понадобился Королёв Туполеву, про него вспомнили.

• Андрей Владимиров, это удавалось не всем, но прецеденты были, имели место. Вон моВО деда чуть не упекли стараниями мелких,местных завистников, как кулака, а он потом поработал предколхоза. В оккупации никто не донёс на него,как бывшего председателя, что его и спасло.

• Сергей Дмитриев,
              Опять сказка.
              Никто не донёс!
              Тайна блин! Секрет. А как уцелел, о том история умалчивает.
              Немцы председателей не растреливали , толькло за то что председателем. Евреем не был? Коммунистом не был? Против немцев не боролся? Может ещё регулярно налог выплачивал?Остальное их мало волновалао.

• Елена Гончарук, готов поверить в существование семейной легенды.
          Туполев тогда встречаться или общаться с его мамой не мог, ибо ТОЖЕ СИДЕЛ, но с очень многообещающим студентом Королевым он ранее сталкивался по работе.
          Хотите верить в Вашу невероятную легенду - верьте. Но "бритва Оккама" для меня кажется более правильной, чем семейная легенда.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2013 в 20:51 отредактирован 12 января 2013 в 20:51 Сообщить модератору

Игорь Вадимов,"Да бросьте Вы,Штирлиц!", так неуклюже оправдываться. Можно подумать в Вашей проекции, что мать СП даже не пыталась его вызволить, сидела на завалинке себе и судачила о том,о сём.

• Сергей Дмитриев, я обожаю эристику. Вот только Вы ее употребляете грубовато. Хотите верить, что чья-то мать (просто мать, домохозяйка, не какой-то супер-гипер начальник) может вытащить из тюрьмы сына - верьте в это. Хотите верить, что этот фокус был проделан во времена кровавейшего Ежова, когда стопитьсот мильонов ни за что расстреляли - Бога ради.
              Я предпочту поверить самому Туполеву, я читал мемуары - его и кого-то из его сподвижников. Эти мемуары сходятся в вопросах "спасения специалистов", где-то в них была и фамилия Королёва.
              В чем мне оправдываться? В том, что Туполев тогда сидел и НИКАК не мог поговорить с мамой Королева? Или в том, что никакой Ежов не стал бы слушать мать "врага народа"?

Сильная часть эристики - выдумывать за оппонента гадости, утверждать, что он их сказал - пусть отмывается...
              Так Вы утверждаете, что мать Королева судачила с подружками на завалинке о том и о сем? Нехорошо. Она наверняка за сына переживала. И письма писала. В НКВД.
              ...А спас ее сына все же Туполев - тем, что вписал его в список ценных специалистов. Потому его с "магаданщины" и забрали в шарашку.

• Игорь Вадимов, так никто ж и не утверждает, что она встречалась с Туполевым. Можно предположить, что она могла передать ему информацию через кого-то, ведь действительно же, писала во все инстанции, в том числе и Сталину.

• Елена Гончарук,
                  По-моему Вы не совсем понимаете о чём говорите.

• Андрей Владимиров, на основании чего вы сделали такой вывод?

• Елена Гончарук,
                      Вы не совсем понимаете, как происходил процесс репресирования. А также как осуществлялось расконвоирование, перевод в шарашки и т.д. Мне же приходилось очень много заниаматься вопросами реабелитацией жерт политических репрессий. В своё время изучил достачно много их дел. Так что немного в теме. Вы же строите свои умозаключения на основе каких-то предположений. Если это Ваш творческий вымысел - Ваше право. Если это на основе каких-то РЕАЛЬНЫХ документов, хотелось бы обоснований.

С Игорем Вадимовым я согласен.

• Андрей Владимиров, я писала, что информацию о том, как мать пыталась добиться пересмотра его дела, я прочитала в интервью в дочерью Королева - Натальей. Мемуары также являются историческим источником. Вопрос только в том, насколько мемуары являются достоверным источником. Когда мы читаем мемуары Жукова или партизана Федорова, то верим им, хотя там половина написанного - вранье. Читаем "Повесть временных лет" - и тоже верим, хотя знаем, что летописи писались и переписывались в угоду князьям. Каких вы хотите реальных документов о пересмотре дела Королева? Вы себе можете представить, чтобы в документе было написано:"Дело пересмотрено благодаря стараниям Марии Николаевны Москаленко"?

• Елена, Туполев тогда СИДЕЛ. Сидел в тюрьме. Точнее, в "шараге". Он тогда жены своей с ареста не видел. Он изолирован был.
                  Ну не мог он просто так с человеком со стороны говорить, или письма получать.
                  Но он запомнил одного очень умного студента-дипломника - и вписал его в списки "спецов". Это спасло Сергею Королеву жизнь.
                  Повторю еще раз - бритва Оккама утверждает, что наиболее простое объяснение проблемы - наиболее вероятное.
                  Ну подумайте сами - что проще, то,
                  что Туполев помнил талантливого специалиста и внес его в списки "спецов", или
                  что ему кто-то ему неизвестный написал и как-то передал письмо,что кто-то там погибает, а он, зная о ЛИЧНОЙ ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждого из его списка, плюнул на свою безопасность и добавил в список неизвестно кого?

Сталину тогда было намного проще написать, чем заключенному, содержавшемуся неизвестно где.

• Сергей Дмитриев, Вы по-прежнему живете в 60х годах прошлого века?
        Помилуйте - уже полвека прошло, интернет появился, glasnost, peresrojka...
        Но фантастическая идея про маму из Житомира, вытащившую сына с Колымы, мне ОЧЕНЬ понравилась.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2013 в 20:35 отредактирован 13 января 2013 в 02:57 Сообщить модератору

Игорь Вадимов, "про маму" типа мне известны и реальные "идеи". Жена моего дяди, который загремел в 37-м году за то, что не захотел поделиться премией с "тройкой", вызволила его из карьера через своего одноклассника в Верховном Совете. Он вернулся году в 39-м, когда мы с ним и "познакомились".
          Как Вы не открещиваетесь, а тоже живёте в тех же 60-х годах и не надо "задирать штаны".

• Сергей Дмитриев, душевно рад знакомству с человеком, который помнит, с кем он знакомился в возрасте 24 месяцев, или 2х лет.
            Этот Ваш пост - просто шедеврален!
            "Загремел за то, что не хотел поделиться премией с "тройкой"" +1.000.000!!!
            "вызволила его их карьера через своего одноклассника в Верховном Совете"- на русский язык не переведете?
            ...и, кстати, замечательно эристический пост - перевод темы на другие рельсы. Замечательно!

• Игорь Вадимов, знакомство предполагалось в кавычках, м/б это было на год-два позже.
              Остальное для краткости и не надо переводить для контингента довоенного выпуска. Вы вынуждаете меня пуститься в разъяснения. "Тройка" - это местный суд, как бы полевой. Дядя по работе получил премию, тройка предложила поделиться, "А вы при чём?" - вот и упекли на работу в карьер. "Из карьера" - значит из заключения. Одноклассник был депутатом ВС. Не ожидал такого непонимания от знатока эристики.

• Сергей Дмитриев, раз Вы сделали дополнение, сделаю дополнение и я - очень рад знакомству с человеком, который помнит все с трехлетнего возраста...
                Может перестанете по годику добавлять и напишете, что помните дядю сколько помните себя?
                А то для пущей важности пишете ерунду.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 января 2013 в 03:40 отредактирован 13 января 2013 в 15:38 Сообщить модератору

Игорь Вадимов, я ж не обзываю Ваши сообщения ерундой, стараюсь не сбиться с "поэтического тона". Что-то не увидел сообщения, которое повторяю. " Я весело улыбаюсь Вашему буквоедству. "По-русски" я должен бы был написать: "Она добилась освобождения дяди из лагеря заключённых по 58-й статье, где он в карьере грузил лопатой щебень крупной фракции, через своего однокашника по средней школе, который к тому времени уже был депутатом Верховного Совета СССР такого-то созыва."

• Сергей Дмитриев, еще раз +1.000.000!
                Вы совершенно не знаете темы!
                Пишите еще!(Только сначала узнайте, что такое сталинская "тройка" - хоть в интернете почитайте)

И еще - ну сделали опечатку - написали бы, что это - опечатка. А то сразу в атаку пошли. Просто поправьте свой пост от 20:35, вместо "их карьера", очевидно, должно быть "из карьера".
                А то, выходит, что их вызволила их карьера, да еще через одноклассника. Какие там одноклассники у карьеры?

• Игорь Вадимов, я, пожалуй, сейчас пойду и внесу в правила запрет обсуждать ошибки и опечатки в комментариях.
                  Или человек хочет разговаривать, несмотря на безграмотность и\или небрежность оппонента, или не хочет. Но флудить в любом случае не нужно.
                  Комментарий, который стоит ответа, можно понять, несмотря на опечатки.

• Марианна Власова, приветствую!, я и сама грамотностью не блещу, но когда приятные и умные комментаторы начинают бодаться за буквы и запятые, вместо того, чтобы свою позицию до конца обозначивать, так не интересно становиться, просто - фее!

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 января 2013 в 22:58 отредактирован 12 января 2013 в 23:00 Сообщить модератору

Игорь Вадимов, пряМ завалили меня этими 00000-ми. Опечатку исправил, спасибо.
                  Если Вы знаете что такое " сталинская тройка" лучше, то какие вопросы? Именно по её решению и осудили на лагеря "дядю самых честных правил". Ликовать на опечатках особенно не надо б. Это ж не ошибка.

• Сергей Дмитриев, не исправили Вы опечатку еще, ну да не в этом дело. Дело в том, что Ваша фраза была написана совершенно не по русски. Смысл ее из-за опечатки был неясен. А то, что Вы допустили опечатку, стало понятно только из Ваших последующих постов и то - косвенно.

Ну все же прочитайте - из кого состояли "тройки"...
                    И подумайте - стали ли бы прокурор области, начальник обл.упр.НКВД и первый секретарь ВКП(б) области зариться на премию инженера одного из предприятий их области?
                    С их-то спецпайками, распределителями и пр. - и с риском, что кто-то донесет, чтобы их суперхлебное место забрать себе?
                    Впрочем, в вере трудно искать логику.

• Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 января 2013 в 03:03 отредактирован 13 января 2013 в 03:25 Сообщить модератору

Игорь Вадимов, опечатку можно было вычислить по контексту.
                      Я же слов передаю о премии, а Вы предполагаете о спецпайках и распределителях. Тройки были и помельче областных. Опечатку исправлял во 2-й раз.

• Сергей Дмитриев, Вы передаете слова пострадавшего, я понимаю. Прежде чем писать про "мелкие тройки" - все же почитайте, что такое "тройка", или "особое совещание".
                        Входившие в тройки люди не нуждались в такой мелочи, как чья-то там премия какого-то инженера или мастера.
                        Они по ордерам на базах и почти задаром в распределителях получали все, что им было нужно.
                        У Вас в семье есть такая легенда. Легенда фантастическая, как про маму Королева. Вы можете в нее верить, как бы невероятна она ни была. Но позвольте другим в нее не поверить - именно потому, что она абсолютно невероятна. Как и легенда, о которой рассказала дочь С.П.Королева.

• Игорь Вадимов,
                      Я думаю СД тут не при чём, он просто повторяет семейную легенду. Скорее всего он вступил в конфлик с кем то из руководства, оно его сдало.

Но что бы ТРОЙКА сидела и вымогала премии, смешно. Да если бы только кто то из тройки только намекнул, он бы сразу получил всё, и ещё бы приплатили. Но думаю не было такого.

• Очень хороший обзор славной и драматической жизни С.П.Королёва. Мне нравится эпизод на техсовете перед запуском ракеты с посадкой на Луну. Было принято, что поверхность Луны твёрдая. "А где у Вас гарантия, что Луна твёрдая?" - спросил один академик. СПК оторвал кусочек бумажки и написал на ней "Луна твёрдая" и расписался. Он подал этот клочок бумажки спросившему со словами "Вот Вам гарантия."