• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Сколько русских было у руля России после Петра Великого?

А действительно, сколько — из всех тех, кто управлял государством Российским, — лиц чисто русского происхождения? Трудно поверить, но фактически — одна… императрица Анна Иоановна.

Sergey Pinaev, Shutterstock.com

Императрица Екатерина I (1684−1727) — Марта Скавронская из прибалтов. Русской крови нет.

Император Петр II (1715−1730) — сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Русской крови половина.

Императрица Анна Иоанновна (1693−1740) — дочь Иоанна V и Прасковьи Федоровны (Салтыковой). Русской крови сто процентов.

Император Иван VI (1740−1764) — сын Анны Леопольдовны (дочь Карла Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского, и Екатерины Иоанновны) и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского. Русской крови четверть.

Императрица Елизавета Петровна (1709−1762) — дочь Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I) из прибалтов. Русской крови половина.

После ее смерти с 5 января 1762 года императорский престол перешел к династии Гольштейн-Готторп-Романовской, к сыну Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, по династическому договору их сын Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский стал императором Петром III (1728 — 1762). Русской крови четверть.

Императрица Екатерина II (1729−1796) — урожденная София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. Русской крови нет.

Император Павел I (1754−1801) — сын Петра III и Софии Августы Фредерики Анхальт-Цербстской. Русской крови 1/8.

Император Александр I (1777−1825) — сын Павла I и Луизы-Марии-Августы Баден-Дурлахской. Русской крови 1/16.

Император Николай I (1796−1855) — сын Павла I и Луизы-Марии-Августы Баден-Дурлахской. Русской крови 1/16.

Император Александр II (1818−1881) — cын Николая I и Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины Прусской. Русской крови 1/32.

Император Александр III (1845−1894) — cын Александра II и Максимиллианы-Вильгемины-Августы-Софии-Марии Гессен-Дармштадтской. Русской крови 1/64.

Император Николай II (1868−1918) — cын Александра III и Марии-Софии-Фредерики-Дагмары Датской. Русской крови 1/128. Весьма разбавлена.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) (1870−1924). Сын И. Н. Ульянова (мать из крещеных калмыков) и М. А. Бланк, шведско-немецкого происхождения по матери и, по разным версиям, украинского, немецкого или еврейского — по отцу. Русской крови ¼.

Генеральный секретарь ЦК РКП (б) и ВКП (б) И. В. Джугашвили (Сталин) (1879−1953) — без комментариев. Русской крови нет.

Правителей после И. В. Сталина не оцениваю, так как исторический взгляд требует временнОй отстраненности и открытия документов, которые сейчас закрыты грифом секретности.

Вот такие правители доставались России на протяжении 250 лет.

Самое интересное, что отношение к русским внутри страны у правителей никак не зависело от национальности. Так, русская Анна Иоанновна благоволила иностранцам, а при немке Екатерине II Россия стала супердержавой.

Петр I и И. В. Сталин проводили по отношению к «подданным» чисто «имперскую» политику без различия национальностей. По единодушным оценкам, и тот, и другой уничтожили своих больше, чем врагов во внешних войнах.

Статья опубликована в выпуске 15.01.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (60):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Шмидт Читатель 15 января 2013 в 09:05 отредактирован 27 мая 2018 в 20:12 Сообщить модератору

    Статья неплохая в качестве "ликбеза" для людей, малознакомых с историей России. Вот только, думаю, математические вычисления автора по доле русской крови в крови монархических правителей явно неверны, т.к. чтобы эту долю определить, необходимо восстановить все генеалогическое древо каждого из них. Практически в каждом из монархов и их родственников каждой европейской страны можно найти любую "кровь", в том числе и русскую. Большинство браков заключалось между представителями разных держав - политика, а не любовь была им источником. Что могут короли...

    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 15 января 2013 в 09:44 отредактирован 15 января 2013 в 09:46 Сообщить модератору

      Татьяна Шмидт, а Вы думаете сейчас с историей России кто либо знаком (младше 30 лет)? Очень сомневаюсь. Для них и пишем.
      Ваше предложение о генеалогии, конечно, верно, но относится к историческим исследованиям, а не к популярным статьям.

  • Сам собой напрашивается вывод, что главное не национальная принадлежность, а интеллект. И немка Екатерина Великая сделала для России во много раз больше, чем "100% русская" Анна Иоанновна.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю,что любой правитель,становясь главой государства хочет доказать эффективность своего правления, другое дело - не у всех это получилось. И действительно Екатерина сделала для страны больше чем Анна Иоанновна.
    А вот интересно, примеры правления русских в других странах наблюдаются? Надо бы узнать
    Оценка 5

    Оценка статьи: 5

  • Статья интересная, информативная. А вот тема - несколько взрывоопасная, как видно из некоторых комментариев...

  • Это я ответил на Ваш вопрос "А действительно, сколько – из всех тех, кто управлял государством Российским, – лиц чисто русского происхождения?" Тем более, что статья начинается с фотографии памятника этому самому Петру, чей отец, если верить Долгорукому, боярин Стрешнев в родоночальниках "держит" "выехавшего в Московию" Якова Стреневского.

  • Так что же получается - немцы "рулят"?))

  • " Императрица Анна Иоанновна (1693–1740) – дочь Иоанна V и Прасковьи Федоровны (Салтыковой). Русской крови сто процентов. " (c)

    Это вопрос, конечно интересный .... и спорный.... )

    Ее отец — Иоанн V (Романов) ... а род Романовых идет от Гланда Камбила (по русски -Андрея Ивановича Кобылы) — дворянина (или князя) из Пруссии

    Мать Иоанна V — Мария Ильинична , в девичестве Милославская - ..... ее мать Екатерина Федоровна , в девичестве Нарбекова - вряд ли была русской (род идет из Золотой Орды) ... а род князей Милославских = рюриковичи ... а Рюрик кто был? )

    жена Иоанна V , и мать Анны — Просковья Федоровна (в дев. Салтыкова ) ... а род Салтыковых идет от дворянина из Пруссии Михаила Прушанина ....

    Я бы не стал так однозначно называть Анну Иоанновну русской )

    • Вова Рожков, если так глубоко копать, то, согласно последним генетическим исследованиям, мы все братья и сестры и потомки некого африканца.

      • Николай Аблесимов, Вообще то, Вы в какой-то мере правы...
        Русским надо было себя самоидентифировать .... и этот выбор должен был основываться на сопричастности с русской культурой и интересами государства, а не на "составе крови".

        При образовании русского народа был замешан такой "коктейль", что "мама не горюй" (!!)
        При образовании Киевской Руси (после захвата Киева кн. Олегом 862г) участвовали фактически два разных славянских народа и по культуре, и по "составу крови" (про "добавки" крови других народов я и не говорю )

    • Александр Соловьёв Читатель 19 января 2013 в 01:27 отредактирован 27 мая 2018 в 20:11 Сообщить модератору

      Вова Рожков, Андрей Камбила таки был русским князем из прибалтийских земель. В Прибалтике тогда вообще было очень много русских и ещё больше православных, не случайно наши князья на литовских княжнах женились - вера одна была. Это потом их ливонцы-тевтонцы под себя подмяли и в католичество перекрестили

      • Александр Соловьёв, Я согласен, что и Литву, и Пруссию можно отнести к Прибалтике .... но все же это несколько разные вещи.
        Княжество Литовское входило в состав Киевской Руси (до ее распада) и потому вовсе не удивительно и наличие единой веры, и близкого этнического родства (одинаковым назвать все равно нельзя было) ..... но вот, утверждать, что Гланда Камбила из Пруссии был русским оснований не вижу .....

        Правда, надо признать, что здесь есть возможность фальсификации родословной Романовых по причине тогдашней моды вести род от "закордонных выходцев"

  • Что племя, родина, род,
    Если сильный с сильным лицом к лицу
    У края земли встает.
    (Р.Киплинг - англичанин.)

    Оценка статьи: 5

    • Аркадий Голод, я бы не рискнул отнести Р. Киплинга к англичанам, скорее к британцам. По матери он Макдональд, в их жилах текла кельтская (шотландская, ирландская и валлийская) кровь. По отцу из Йоркшира - исторического графства в северной Англии. Родился в Бомбее.

  • Национальность правителя не имеет никакого значения.
    Рюрика с ватагой пригласили в чужую страну.
    Болгарией управлял немецкий по происхождению царь. Грецией - тоже. Нынешняя правящая британская династия - немецкого происхождения. Опять же - при немке Екатерине II Российская империя показала себя во всей своей силе и красе, о чем и в статье говорится.

    Оценка статьи: 4

  • Сержио Берлускони Читатель 15 января 2013 в 01:32 отредактирован 27 мая 2018 в 20:12 Сообщить модератору

    Святая Русь…Моя Россия:
    Лик кроткий, мученицы нимб...
    Я верю, праведный Мессия
    Воздаст страданиям твоим!

  • Интересно было бы почитать подобное о турецких султанах))).

  • пробую еще раз оценку,а а то первая не получилась

    Оценка статьи: 5

  • Наташа Деспи, иностранцев в Россию активно приглашал еще ПетрI. А имена "Екатерининских орлов", такие,как Г.А.Потемкин, А.Орлов, А.В.Суворов, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, надеюсь, Вам что-то говорят? И вообще об иностранцах: насколько мне помнится, А.С. Пушкин, вот совсем не "истинный ариец", как и М.Ю. Лермонтов.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Владимирова, на одного гениального Ломоносова было 15 посредственных "пришельцев" в Университете,приехавших, а не родившихся в России..но я вообще не об этом писала.. и даже не о нациях, а о тотальном онемечивании русских (читай, всех народов России).. В какой еще стране такое было? Сначала говорили по немецки, потом по-французски.. это поклонение перед иностранцами до сих пор сохранилось..

    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 15 января 2013 в 14:10 отредактирован 15 января 2013 в 14:11 Сообщить модератору

      Татьяна Владимирова, добавляю. Раз ехали к нам, значит было хорошо!
      Что-то сейчас их не видно - конечно, имею в виду европейцев. Остальным, которых видно, наверное лучше, чем на родине.

      • Николай Аблесимов, согласна! И Ваша статья заставила вспомнить эпохальное произведение К.Толстого "История государства Российского...", с грустью констатирую: этот рефрен "Страна наша богата, порядка только нет.." актуален до сих пор. Вот что значит классическое произведение...на все времена!

        Оценка статьи: 5

        • Татьяна Владимирова, может быть она этим и интересна, кто понимает! Во всяком случае при немецком и американском порядке я вряд ли стал бы жить.
          Полное упорядоточение это смерть нации. должен быть элемент хаоса. В каком соотношении - вопрос. Но это так. Любое развитие это порождение хаоса. Примеры вспомните сами. Сильное упорядоточение это власть номенклатуры в нашем понимании и смерть в химическом. Равновесие-устойчивость возможно только на кладбище.
          Обыватель, а это большинство, конечно, стремится к устойчивости. Но это устойчивость свинарника. Поел и в клеть. А там и на забой. Подумайте!

    • Vladimir Radchenko Читатель 15 января 2013 в 18:37 отредактирован 15 января 2013 в 19:03 Сообщить модератору

      Татьяна Владимирова,
      Иностранцев на Руси было много еще до Петра. Немецкая слобода появилась в Москве еще при Василии III.
      Почти всё русское столбовое дворянство иноземного происхождения. Из Вашего списка только Ломоносов чистокровный русский гений (к сожалению, история умалчивает в какой области он был гений, наверное, в поэзии, которую он осчастливил одами, которые он, по собственному признанию, писал пьяным).
      О слиянии иноземцев с русскими смотрите известного русского историка 19-го века Корновича [Удалено модераторм]

      • Vladimir Radchenko, насчет М.В. Ломоносова Вы бы помолчали, а то я такими сведениями по физхимии размахнусь - мало не покажется. А поэту писАть в поддатии не грешно - главное, как, и о чем. Пример, Г. Шпаликов. Все мы до сих пор насвистываем, а то и поем "А я иду шагаю по Москве...".
        Или "Мы поехали за город, а за городом дожди.
        А за городом заборы, за заборами - вожди."

        • Николай Аблесимов,**я такими сведениями по физхимии размахнусь - мало не покажется.**
          Сделайте одолжение. Я правда, физхимию всегда ненавидел, но когда-то потратил несколько лет пытаясь получить циклолинейные кремне-органические соединения с помощью реакции Фриделя-Крафтса (какими только глупостими мы не занимались в молодости). Так что м. б. чего-нибудь и пойму.

  • Петр I и И. В. Сталин проводили по отношению к «подданным» чисто «имперскую» политику без различия национальностей. По единодушным оценкам, и тот, и другой уничтожили своих больше, чем врагов во внешних войнах.

    По каким это единодушным оценкам? По моему нет до сих пор никаких единодушных оценок. И вообще если перефразировать библию, "надо ценить дерево по плодам его". А уж руководителя тем более. Большего вреда собственной стране, чем Горбачев ни один руководитель не нанес, уж не знаю какая кровь у него.
    И потом не совсем удачное сравнение по крови, кто ее смотрел и оценивал эту кровь правителей. Тем более в те времена и национальности то как токовой не было.

    Оценка статьи: 3

    • Алексей Латухов, если Вы пользуетесь мобильным телефоном и Интернетом (а Вы мне отвечаете - значит пользуетесь), то Вы стихийный (по плодам его) сторонник Горбачева. ШЖ не место политических оценок (это политика редакции - как мне ее разъяснили) - цени дерево по плодам.
      А оценил я. Поэтому и привел цифирки. Можете привести свою оценку - более точную. Смысл то не в этом, а в том что отметили коллеги в комментариях.

      • Николай Аблесимов, "и тот, и другой уничтожили своих больше, чем врагов во внешних войнах." (с)
        А оценил я. (с)

        И у Пета I, и у Сталина было достаточно много врагов внутри, руководимого ими государства..... интересно, при подсчете (для оценки) Вы этих врагов куда отнесли?.... к "своим" или к "врагам внешних войн" ? :-@

  • С Петром Первым тоже не всё ясно. Вот, что пишет о его происхождении первый российский генеалог П. Долгоруков:
    «Боярин Тихон Никитич Стрешнев был одним из любовников царицы Натальи Нарышкиной и отцом Петра 1. Во время суда над стрельцами они, не стесняясь, говорили об этом и добавляли: «Посмотрите на детей царя Алексея от первого брака; все они золотушные, все покрыты прыщами, даже царевна Софья, самая здоровая из всех; тогда как оба дитяти царицы Нарышкиной, Пётр и Наталья, - сильные, крепкие, пышут здоровьем».
    Однажды при дворе, после изрядно обильной трапезы, Пётр 1, указав на графа Ивана Мусина-Пушкина, воскликнул: «Этот хоть знает, что он сын моего отца, а я вот не знаю точно, чей я сын!» - и, встав из-за стола, направился к сидевшему там же Стрешневу. «Тихон Никитыч, скажи мне правду: ты мой отец?» - Испуганный Стрешнев молчал. Петр 1, сильно пьяный, схватил его за ворот, встряхнул и закричал: «Отвечай или я задушу тебя!» - «Государь, не знаю по правде, что и сказать тебе: я ведь не один был!» - Пётр, закрыв лицо руками, выбежал из комнаты... Этот Тихон Никитич был умным, энергичным и жестоким человеком.»
    «Записки князя Петра Долгорукова», Гл. 3, стр. 155
    Петр прилюдно называл Тихона отцом. Родоначальник Стрешневых Яков Стрешевский выехал в Московию при Иване III.

    • Вова Рожков Читатель 20 января 2013 в 00:36 отредактирован 27 мая 2018 в 20:10 Сообщить модератору

      Vladimir Radchenko, "от первого брака; все они золотушные ...... тогда как оба дитяти царицы Нарышкиной, .... сильные, крепкие, пышут здоровьем " (с)


      Было бы очень странным, если бы дети от разных матерей походили друг на друга, как две капли воды. В процессе деторождения участвует не только папочка, но и (как ни странно) матери

  • А вот тут значительно информативнее shkolazhizni.ru/culture/articles/55142/ и интереснее.