Галина Голованова Профессионал

Есть ли в оркестре оперного театра «дефицитные» специальности? Да, и не одна!

Эта статья — не только для любознательных читателей, она более нацелена на внимание выпускников музыкальных школ и первокурсников музыкальных училищ. Пояснения — в конце…

Dolgin Alexander Klimentyevich, Shutterstock.com

Когда звучит музыка в исполнении симфонического оркестра, то волшебный тембр арфы всегда трогает самые нежные слуховые рецепторы. И никому не приходит в голову мысль, что исполнители на этом инструменте — самые востребованные в периферийных музыкальных коллективах.

В наших столицах достаточное количество арфистов, но далеко не все исполняют классическую музыку. Сейчас значительно выгоднее играть в элитном ресторане для обеспеченной публики, чем сидеть в оркестровой яме провинциального театра. Удивительно, но игре на арфе учатся немногие. Бывает, что из 500 студентов на всех пяти курсах только один учится на этом красивейшем по внешнему виду и тембру звука инструменте. Размер и вес арфы не позволяют начинать обучение с раннего детства. Можно учиться на любом, но лучше — на струнно-смычковом (например, на скрипке) или струнном народном инструменте (домре или балалайке), а потом перейти в класс арфы. Конечно, придётся опять начинать сначала — с «азов», но в случае успешного освоения навыков игры, место солиста в оркестре будет обеспечено!

Другой инструмент, востребованный в симфоническом оркестре, относится к медно-духовой группе. Это туба — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру в своей группе. Если арфа чаще используется в сольных каденциях (особенно это заметно в классических балетах), то туба — основание громкого звучания всего оркестра. Конечно, есть редкие исключения: так, наш современник С. Слонимский часто использует её в своих операх (например, «Иван Грозный» и «Гамлет»). На тубе тоже невозможно обучать маленького ребёнка, который по росту будет равняться самому инструменту. Чаще студент, поступивший в музыкальное училище, чтобы освоить игру на трубе, валторне или тромбоне, но по каким-либо причинам не справившийся с назначенной программой, переходит на обучение игре на тубе.

И последний «претендент», уже из струнно-смычковой группы, но опять, как и туба, самый низкий по звучанию и самый большой по размеру: контрабас. Интересно отметить, что внешне струнно-смычковые инструменты могли бы составить «матрёшку»: контрабас вместил бы в себя меньшую по размеру виолончель, потом бы предстал альт, а самой маленькой оказалась бы скрипка (кстати, при обучении на скрипке используют ещё меньшие размеры — для детских рук). Но вернёмся к контрабасу и его роли в оркестре.

Представьте, что вальс играют без первой доли. Условно обозначим этот ритм «ум-ца-ца». Убираем «ум», и вальса нет. Так и оркестр без контрабаса существовать не может: он создаёт фундамент струнного звучания. Но не всегда его партия ансамблевая. Есть и сольные отрывки: например, в операх Верди «Отелло» и «Аида». Талантливые контрабасисты блестяще исполняют виртуозную пьесу Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (особо любопытствующие могут найти записи в Интернете), но главное предназначение контрабаса — оркестровое или ансамблевое исполнительство. Известны случаи, когда скрипачи или виолончелисты переквалифицировались на контрабасистов, особенно рослые молодые люди.

Вот и все претенденты на дефицитность, зато — на любой вкус. Конечно, бывают «перебои» и с другими исполнителями, но ненадолго. Обратите внимание, что эти проблемы чаще возникают именно в оперных театрах, а не в филармонических симфонических оркестрах. Это связано со спецификой работы — на сцене всегда приятнее выступать. К тому же — проще: в оперном театре большой текущий репертуар, а в филармонии готовится одна программа и сразу исполняется на публике. Потом — следующая программа, как правило, по заранее намеченному репертуарному плану на весь сезон.

Почему же я рекомендовала эту статью молодым музыкантам, учащимся? Именно вы можете исправить ситуацию с «дефицитом» и стать более заметной фигурой в коллективе (арфа и туба — единичные инструменты, а контрабасисты, хотя и работают минимум в паре, зато всегда возвышаются над сидящими ниже коллегами).

Если только один юный музыкант задумается над изменением своих планов на будущее, то задача этой статьи будет выполнена.

Обновлено 10.01.2013
Статья размещена на сайте 6.01.2013

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А что, в джазе контрабас уже не используют?? Я к тому, что если есть спрос - появляется и предложение, если требуется много контрабасистов, к примеру, то они и появятся.

    • Юрий Лях, я написала о "классических" оркестрах. Джаз - это "другая страна", со своими требованиями, условиями и оплатой труда.
      А вот спрос и предложение далеко не всегда соответствуют друг другу. Я наблюдаю дефицит в нашем оперном оркестре - уже более 20 лет по контрабасам, арфистки нет уже около 30..

  • Галина, я с интересом прочитала вашу статью. У мой подруги дочка играет на флейте, а ее одноклассница - на арфе. Подруга в перспективе хочет дать дочке высшее образование, чтобы та поискала себе работу за рубежом. Как вы думаете, насколько это сложно и где лучше высшее образование получать?

    • Татьяна Черных, Вы спрашиваете о конкретном ВУЗ,е?
      Я сама так давно закончила обучение, что не смогу дать дельный совет. Ведь в выборе учебного заведения много важных факторов: где (дальность от дома), у кого (часто это - решающий момент) и главное: каковы реальные шансы для поступления у конкретного музыканта. После выбора первых двух - можно поехать на консультации ( это должны делать бесплатно, особенно в недели так называемых "открытых дверей" для потенциальных абитуриентов).
      И по работе за рубежом - только с индивидуальным подходом. Хотя думаю, что для лучшего трудоустройства надо получить практику в нашей стране, а уже потом предлагать свои услуги за "кордоном": там уровень кандидатов на вакантные места значительно выше. Хотя - где именно ( в Европе трудно, а вот в африканские страны попроще). Но это ведь куда отсылать ребёнка придётся? Не каждый родитель решится...

      • Галина Голованова, я так поняла, что они хотят в Москве куда-то поступать. Надо будет сказать ей про консультации. В любом случае, у них впереди еще несколько лет.

        • Татьяна Черных, в Москве всегда труднее - и поступить и, тем более, найти работу: едут со всей страны, да и иностранцы могут составить конкуренцию. Лучше советоваться со своими педагогами: они могут объективно оценить шансы на поступление!