Николай Аблесимов Грандмастер

Почему рисовали пупок у Адама и Евы?

Действительно, ведь согласно библейскому преданию Адам создан из глины, а Ева — из его ребра! Но, в изобразительном искусстве разных эпох, как светском, так и церковном, изображаются Адама и Ева с пупком.

Nikolay Stefanov Dimitrov, Shutterstock.com

Библейские тексты гласят:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…». (Быт 1:26).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт 2:7).

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)». (Быт 2:21−23).

Естественно, возникла дискуссия.

В XIX веке вышла монография британского зоолога Ф. Госсе «Омфалос». Омфалос — на греческом «пупок».

С тех пор этот пресловутый пупок долго не сходит со страниц печати. Даже в 1950-е годы американский конгрессмен К. Дурхэм затребовал у одной газеты разъяснения: на каком основании она в своей карикатуре изобразила Адама и Еву с пупками? По его мнению, эти пупки говорили о том, что газета коммунистическая: своей карикатурой пытается подорвать основы христианства. Конгрессмен успокоился только после того, как газета объяснила ему, что даже Микеланджело изображал Адама (Творение Адама) с пупком на фреске Сикстинской капеллы в Ватикане!

Можно продолжить: Лукас Кранах Старший «Адам и Ева»; Уильям Блейк «Творение Евы»; Юлиус фон Карольсфельд «Шестой день творения»; Гюстав Моро «Ева»; Альбрехт Дюрер «Адам и Ева»; Ганс Мемлинг «Адам и Ева»; Доминик Энгр «Золотой век»; и даже у кошмарного Иеронима Босха «Рай». Везде пупки у прародителей!

Богословы также до хрипоты спорили на эту тему.

Одна из крамольных мыслей в блогах: наверно, и у бога есть пупок… Адам-то по образу и подобию.

Еще довод — без пупка человек не обладает полнотой красоты (особенно, если в него и колечко вделать!). А Бог ничего некрасивого не создавал. Контрвопрос: разве Бог не мог сделать пупок, если бы захотел? Конечно, мог, если бы сотворение пупка у сотворенных пращуров имело бы некое значение — вроде последнего мазка художника на картине или точки в конце предложения.

Есть и такое мнение: «Когда Адам будет исследовать историю своих потомков, у него может возникнуть вполне резонный вопрос, а был ли у них ум? Когда мир утопал во зле, они занимались обсуждением столь „глобального“ вопроса. Будем терпеливее, спросим Адама о том при личной встрече».

Есть и анекдот по теме. Шерлок Холмс попал в рай и Господь Бог попросил его найти Адама и Еву, мол, народу много — никак не могу отыскать. И Великий Сыщик привел их к нему. На вопрос, как ему это удалось, последовал ответ: элементарно, Всевышний — у них ведь нет пупка!

Естественно, возникает и другой вопрос, на картинах не проясняющийся. У человека, как известно, 24 ребра, Ева была создана из ребра Адама, можно ли считать, что у Адама изначально было 25 ребер.

Такие вот мировоззренческие вопросы! А вы что думаете по этому поводу?

Обновлено 28.01.2013
Статья размещена на сайте 25.01.2013

Комментарии (83):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Васильев писал: "Если принять верной теорию появления перволюдей как описано в Библии, то пупа у Адама и Евы быть не должно".
    У Максима Горького в его повести "Детство" рассказывается, что один из героев повествования любил задавал всем вопрос: "Вот поставят перед тобой в раю сто голых мужиков и баб. Как ты определишь, которые из них Адам и Ева?". И, не дождавшись правильного ответа, сам же и отвечал: "Они же не рождены, а СОЗДАНЫ! Стало быть, у них ПУПКОВ НЕТ!".
    (Пишу по памяти, поэтому возможны расхождения с оригиналом. Но суть примерно такова.)

  • Николай Аблесимов, у меня появилась версия появления пупка у наших начинателей людского рода...когда Бог создал Адама, а потом Еву, они ему так понравились и он отметил их знаком качества, ввиде штампа - пупка Короче это аббревиатура ОТК

    • Дульсинея Питерская,
      А сейчас, если кто то решит разглядеть штампик ОТК, может неожиданно разглядеть пятиугольный знак качества нерушимого союза

    • Дульсинея Питерская, придется сегодня перед зеркалом разглядывать этот штамп - может, удастся различить персональный номер контролера ОТК .

      Оценка статьи: 5

  • Да Винчи - трус обыкновенный. Набедокурил с фресками и смылся, думая что его не найдут... Не надо мастеровых возносить до уровня полубогов.

    Да Винчи - из "старых мастеров, до которых нам - как Пекина - ... ползком".

    Да Винчи - та еще богема!.. Придурок - будь здоров!

    Оценка статьи: 5

    • Люблю, когда кто-то занимается правдивой самооценкой с пожеланием здоровья самому себе. Особенно, если идет разговор о пропорциях некоторых частей человеческого тела и так называемый "художник", ставящий себя выше простых смертных, не может внятно рассказать об этом, а разражается бранью. И кроме того мало знаком с творчеством Леонардо да Винчи, если говорит о фрескАХ им написанных.

  • Юрий Лях, согласен.. И насчет иронии согласен... Тема: эстетика библейских пупков. Сумеете разобраться в в пьяной угари художников?.. Сумеете?.. Желаю успеха!

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, DAN BROW в своей книге " THE VINCI CODE" описывает Витрувианского человека, где пупку уделяется весьма важное значение. А это значение определил Леонардо да Винчи, который писал
      " Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок."
      И описание этих пропорций может занять не одно страницу текста.
      Да Винчи тоже наверное писал свой трактат о Витрувианском человеке в пьяном угаре, что не мешает исследователем не одно поколение изучать этот трактат.

      А Вы презрительно – "Пупок? Ах, пупок!"

    • Вячеслав Старостин, а, по-глобальному, Вы подметили точно - мы обсуждаем изображения, созданные человеком в соответствии с его состоянием/мировоззрением. Ни фотографии, ни мумии, ни четкого окаменелого отпечатка этой части тела, т.е., чего-то объективного, не существует, как понимаю.

      Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, как художник художнику скажите, а были ли женщины-художницы на религиозные темы?? Или им было запрещено ваять человеческое тело? Уж они, если существовали, точно, не были в угаре.

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, классный вопрос!.. Беру вас в соавторы - прям сейчас начну исследовать по-настоящему. Разумеется, напишу статью. И не одну, похоже. Есть обрывочные сведения. Но нужны системные. Или похожие на системные.

        Вспомнилось, портреты Анны Ахматовой - сколько их?.. Кто-то утверждает, что их было 22 "штуки".

        Блин душа, умеете вы, Юрий, завести художника!.. За живое задеть!

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Старостин, Yes!!!, а Вы - "Не хочется влезать в эти "разборки" " !!!. Давайте ставьте быстрее автору "пятёрку"!!. А я еще немножко работу поработаю...

          Оценка статьи: 5

          • Николай Аблесимов, вам моя заслуженная пятерка!

            Оценка статьи: 5

            • Вячеслав Старостин, спасибо. Вроде тема шуточная - однако забралО.

              • Николай Аблесимов, не надо скромничать.. "Шуточная".. Вы - серьезный и вдумчивый писатель со своим стилем. Вы - уже что-то свершившееся (ух, как сказанул-то!Аж легкое головокружение случилось)

                Если серьезно, Николай Аблесимов, пишите еще!.. Пишите смелее и.. еще раз смелее. У вас есть что сказать. Потенциал огромен. За версту видно.

                Оценка статьи: 5

                • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 30 января 2013 в 20:08 отредактирован 30 января 2013 в 20:17

                  Вячеслав Старостин, стараюсь. Возможно получается, потому что пишу о том что самому интересно. А понять и узнать можно только в процессе подготовки материала - это я со времен подготовки лекций для студентов-первокурсников понял.
                  Но боюсь Любу Мельник - бескомпромисно честит.

                  • Николай Аблесимов, насчет Любы Мельник - очень коротко (чтобы не было даже намека на подхалимаж).. Радуйтесь нашему модератору и удивляйтесь её профессионализму. Другого такого случая в жизни не будет. Пишите с оглядкой, комментируйте с оглядкой,... Когда будет вседозволенность, не раз вспомните... Спасибо, Марианна Власова за ваш коллектив!. Ёлы-палы, как вы мне помогли!.. Спасибо!

                    Оценка статьи: 5

  • Мое мнение: плевать хотели художники на всю эту христианскую дребедень насчет пупков - художники всегда видят больше и глубже происходящего.. Обыватели только и мусолят эту тему на поверхности..

    Не хочется влезать в эти "разборки" - тема нарочито навязана.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • Ну вот, пока думу думала, а зачем же пупок у перволюдей, начала склоняться к мысли, что для вдувания жизни, как Света Тихоненко обозначила, ну и для выдувания жизни, при смерти, не зря же говорят – лишился живота, помер значит.

    А разговор в обсуждениях, уже и про андрогинов идет. А может fндрогины между собой пуповиной сцеплялись? Могу себе представить общее сознание, но представить две головы, четыре руки-ноги, и все это в одном «флаконе».

    Ну! Аблесимов, Ну, профессор, задал задачку.

    Есть у меня скрытная штука, поведаю ужо. Пупки дорогих и близких людей замечательно вкусно пахнут. А может в пупках скрыта концентрация нашей любви? Запах человека, ого-го, дорого стоит. Ну, я не настаиваю, может это только мое.

    Оценка статьи: 5

    • Брюханова Ирина, читать дальше →

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, Ну, вы, прям, блин, не знаю, что сказать. Написано ведь – дорогих и близких! Людей! Очень дорогих и очень близких Расшифровываю – детей я двоих подняла и вырастила, внуков у меня трое, по жизни со мной рядом любимый человек, вот нравится мне, как у них там пахнет, говорю же, это только мое. А вдруг кто-то мои слова прочтет, принюхается к пупкам и также прибалдеет, и вопросом не будет вселенским задаваться - зачем пупки? А вот затем, чтобы нюхать, подчеркиваю - пупки самые наироднейшие обнюхиванию подлежат. Метне??

        При знакомстве ничего такого делать не надо.

        Оценка статьи: 5

  • Похоже открыл ящик Пандоры - видит Бог не хотел - не опускайтесь до богохульства.

  • А можно заказать статью "Почему у Адама на груди соски?", тут даже принцип парности не пришьёшь, Евы еще не было. Наверняка, они мужикам достались уже после смешения хромосом.

    • Александр Бурундук, это еще один аргумент в пользу того, что не бог создал человека по образу своему, а человек создал бога по своему. Действительно, почему Адам - мужчина? Ведь если по образу и подобию бога, то он должен быть бесполым существом среднего рода. У него не должно было быть детородного органа. Но он был. Значит планировалось соитие с кем-то, имеющим ответную часть. Не для украшения же он был!

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Васильев Сергей Васильев Читатель 30 января 2013 в 14:11 отредактирован 30 января 2013 в 14:12

        Николай Лаврентьев, "то он должен быть бесполым существом ..."
        Этот влпрос, еще в древности поднимал Платон и он, словами одного из героев, рассказал такой миф


        читать дальше →

      • Николай Лаврентьев,
        Но, ангелы тоже были мужчинами, поскольку сходили на землю, и брали женщин. Так что с мужским началом началом вопроса нету, может просто планировался некий другой способ для самовоспроизводства, а тут Адаму стало скучно, ну и понеслось...

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 30 января 2013 в 10:57 отредактирован 30 января 2013 в 10:58

    В изобразительном искусстве мастеров той эпохи не только пупок является камнем преткновения. Вот, скажем, как распинали человека на кресте? Правильно, по разному - посредством верёвок, ремней и гвоздей. Так вот на всех картинах видно, что гвозди забиты в ладонь. Но на самом деле этого не может быть по тому, что в этом случае слабые ладонные мышечно-костно-хрящевые связки, легко разрываются под действием массы тела. Распинание на кресте служило ведь не столько методом умерщвления, сколько назиданием и тело должно было провисеть достаточно долго. По этой причине гвозди били не в ладонь, а в запястье.

    Оценка статьи: 5

    • Евгений Востриков, эта "эмблема" христианстава ужасная, хотя с ней и сжились за 2-то тысячи лет.Слышал, что распинали лёжа на земле и уже "готовенького" поднимали бережно и осторожно вместе с крестом в вертикальное положение, избегая резких перегрузок.

      Оценка статьи: 5

  • Если принять верной теорию появления перволюдей как описано в Библии, то пупа у Адама и Евы быть не должно. Но так как художники, рисовавшие на Библейские темы, Адаму и Еву не видели, а рисовали с натурщиков, то в целях эстетики, они рисовали их с пупками как и без волос в подмышечных впадинах и на лобке, так как волосы на теле изображались у Сатиров и прочей нечисти.

    И кроме того, Бог мог создать перволюдей и с пупками, чтобы избежать любопытных вопросов от детей и внуков Адама и Евы. Может быть об этом говорит и то, что в Библии дважды описывается создание перволюдей. Первый раз не понравились, так как были созданы по образу и подобию и, по всей видимости, без пупков. А вот второй раз был создан из праха земного Адам, может быть и с пупком, а затем, из ребра, была создана Ева и тоже с пупком, чтобы не портить парность.

    • Сергей Васильев, А вот второй раз был создан из праха земного Адам, может быть и с пупком, а затем, из ребра, была создана Ева и тоже с пупком, чтобы не портить парность.

      Дальнейшее деланье новых людей было откровенным и стопроцентным инцестом.

      Кроме того, вся эта история подтверждает тот факт, что мужчина и женщина представляют собой разные биологические и психические виды, ибо один происходит из праха земного, а другая - из ребра.

      Оценка статьи: 5

  • Автор спрашивает: что мы думаем по этому поводу? По этому поводу я думаю, что слава Богу, скоро весна и уважаемому профессору в своем домике в деревне будет чем заняться кроме написания таких пустых статей

    Оценка статьи: 1

  • В данном аспекте возникает еще один вопрос: Адам и Ева родили Каина и Авеля (и несколько дочерей), а вскоре Каин Авеля убил. После чего Каин пошел в "какую-то землю" (наверное недалеко от места ссылки, раз "пошел") и там женился. Вопрос: ежели первыми людьми все-таки были Адам и Ева и у них были сыновья Каин и Авель, и несколько дочерей, на ком женился Авель, "уйдя в какую-то землю"? Значит были еще какие-то люди? Кто были эти люди?

    У людей церкви есть на этот счет свое мнение. И оно веское.

    А что думаете Вы?

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 января 2013 в 18:39 отредактирован 29 января 2013 в 18:39

      Игорь Ткачев, "Мутят Илловайских вопросы, была ли рыжа борода Барбароссы?" (ВВМ) Так и с пупком Адама.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, в очередной раз призываю - оставить пагубный обычай сопровождать каждый комментарий в блоге статьи своей репликой. Вы провоцируете оффтоп.

  • Хороший аргумент в пользу того, что не человек был создан по образу и подобию бога, а бог по образу и подобию человека.

    Оценка статьи: 5

  • Про ребро любой хирург объяснит - если была произведена поднадкостничная резекция, то кость через пару месяцев - в зависимости от возраста - восстановится практически полностью.

  • Осталось выяснить, когда "пупок развязывается"?

    Оценка статьи: 5

  • Статья очень понравилась .

    Оценка статьи: 5

  • Света Тихоненко Читатель 29 января 2013 в 13:54 отредактирован 27 мая 2018 в 20:09

    "и вдунул в него дыхание жизни..." Клапан у нас здесь! И мать своему ребенку жизнь "вдыхает".
    А версии очень интересные в комментариях

    • Света Тихоненко, гениально, вот где разгадка пупка. После сотворения нужно было вдуть жизнь через нипель и потом его втолкнуть внутрь как в надувном матрасике.

      Оценка статьи: 5

      • Фрол Фролкин, если єта версия с пупком-клапаном будет принята, возникнет следующий вопрос - если туда было "вдуто" "дыхание жизни", т.е. душа, то, значит там, в животе, эта душа и должна быть, а не в сердце или еще где. читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях, пока пьём пивцо, становится всё тяжелее и тяжелее. Значит однозначно, не в животе. А вот когда отливаем, то заметно легче. Значит где-то ни-иже.

          Оценка статьи: 5

  • Григорий Богачёв Григорий Богачёв Читатель 29 января 2013 в 09:02 отредактирован 29 января 2013 в 09:09

    Наличие пупка только и подтверждает, что вся эта история про Адама и Еву, а вместе с ними и всякие там библии и откровения, выдумки человеческие для манипулирования примитивным сознанием соплеменников. "Опиум" для народа. Человек, верящий в загробную жизнь, запуган и послушен. Человек, как часть Природы, таит в себе и все её проявления. И свет солнечного утра , и тьму ночи, и наводнения, ураганы, вулканы, землетрясения, тепло и стужу души. А ему твердят, что он должен быть добрым и блаженным дурачком. А если проявляется в нём его естество - это грех и муки ада, беги скорей к нам, мы тебя простим. Вот уроды.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая, актуальная и не агрессивная статья.
    Да и вопрос в ней, в очередной раз поднятый, на смотря на кажущуюся простоту, совсем не тривиальный.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, есть ли каноническое разъяснение по этому вопросу. Или, например, казалось бы глупый вопрос, сколько лет было Адаму, когда его создали? Он же не младенцем появился, а вполне взрослым, раз ему жена потребовалась.Да, статья мне понравилась, очень актуальная, столько непростых вопросов.

    Оценка статьи: 5

  • На эту тему есть остроумный ответ на БАШе:

    Аня: *Картинка Адама и Евы с пупком*
    EaZy: ну а чо, создал с пупком )
    Аня: а зачем он им?
    EaZy: это же релиз кандидат человека, чтобы сразу оттестировали
    EaZy: а то нельзя потом в релиз новый функционал сувать
    EaZy: вдруг баги были бы
    EaZy: а то представь, есть адам и ева, без пупка
    EaZy: родился у них ребенок с пупком
    EaZy: а там раз, и все внутренности вылезли через пупок!
    EaZy: фатал эррор
    EaZy: клиент недоволен

  • Ещё один анекдот в тему.
    Для съёмок фильма о сотворении мира на роль Евы нашли порноактрису, которая оказалась без пупка. На вопрос, где же он, актриса ответила: "Стёрся!".

  • 25 рёбер число нечётное, получилось бы что Адам изначально был немного кривоват. Есть мнение что тем ребром была косточка с названием - Бакулюм, у человека её нету, а у собак, енотов и др.живности присутствует. Судя по картинке в Википедии, весьма похожа на ребро. Ну а для соблюдения приличия, она постепенно стала называться ребром.
    Кстати, "Седина в голову, бес в ребро" - кажись, то же самое ребро имеется ввиду.

  • "Почему рисовали пупок у Адама и Евы?"
    С таким же успехом можно задать вопрос "Почему Давид у Микеланджело не обрезан?"
    Наверное, потому, что модели, с которых они рисовали и "лепили", были были с пупками и необрезанными.

  • Уважаемый профессор! Меня давно занимает вопрос: почему некоторые художники (например, Рубенс) изображали женщин без волос на лобке и в подмышках?

    Какие у вас по этому поводу мысли (или сведения)?

  • Лукас Кранах Старший

    • Николай Аблесимов, ну так хочется увидеть сзади звездное небо, чтоб понять - где это чудесное место . Говорят, Бог уже ж создал небо (или Вселенную??). Кстати, еще тема - какой сорт яблок, по картинке, произрастал в райском саду.
      И, вообще-то, абсолютные лентяи - ни намека мышц от какой-нибудь деятельности . Наверно, эта черта досталась нам глубоко в генах. Ни намека мысли во взглядах...Тоже, у некоторых нынче наблюдается.

      Оценка статьи: 5

  • Вроде бы в школе учат, что у человека количество ребер составляет 24 - всего 12 пар, еще одна пара атрофирована и является, рудиментом.

    Может быть, что-то новое появилось в анатомии.