Так, к примеру, новатор и мультимиллионер Джеймс Кэмерон дебютировал в кино позорным сиквелом «Пираний». И одни из самых знаменитых в мире и высокооплачиваемых актеров в Голливуде, Джонни Депп и Леонардо ДиКаприо, первые шаги сделали в жутиках: первый — с роли в культовом «Кошмаре на улице Вязов», а второй — в «Зубастиках 3».
Вот и Фрэнк Дарабонт, прежде чем прославиться на всю планету шикарными экранизациями Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля», пробовал свои силы не в качестве режиссера, а соавтора сценариев.
Собственно, работая над текстом третьей части «Кошмара на улице Вязов» под названием «Воины сна» (кстати, самое удачное продолжение за всю франшизу), Дарабонт познакомился с Чаком Расселом. Последний на этом проекте совмещал должность автора и постановщика, точно так же, как и в следующем своем опусе, куда Чак не преминул подтянуть товарища Фрэнка. Речь идет о весьма забавном, хоть и не лишенном изъянов, фантастическом жутике «Капля» (1988).
…В маленьком американском городке Арбевиль решительно ничего не происходит. По субботам местная футбольная команда собирает аншлаг на стадионе, шериф (Джеффри ДеМанн) читает нотации хулиганам вроде Брайана Флэгга (Кевин Диллон), а романтически настроенные парочки планируют вечер. Однако идиллический покой провинциального захолустья вскоре будет резко и дерзко нарушен. Виной тому некая вязкая субстанция, спустившаяся с небес. Первой жертвой прожорливой клейкой массы стал местный бомж, коему не терпелось рассмотреть поближе неопознанный летающий объект.
Симпатичной чирлидерше Мег (Шоуни Смит) не повезло: футболист, пригласивший ее на свидание, этого несчастного бездомного как раз и сбил на лесной дороге. Далее как в стихах: ночь, улица, фонарь, больница. Пока Мег перелистывала журнал в приемной, биомасса скушала и бомжа, и ее одноразового бойфренда, после чего утекла в канализацию. Полиция на ушах, девушка бьется в истерике, а в лесу тем временем появляются загадочные люди в белых защитных скафандрах. Над Арбевилем сгущаются тучи, а кольцо карантина сжимается, пока Мег и хулиган Брайан, объединив усилия, пытаются найти объяснение случившемуся.
Что ж, пока одни блуждают во тьме сомнений, другие (в нашем случае — плотоядное желе с щупальцами) продолжают свой крестовый поход против мирных жителей сонного городка. Наши, разумеется, победят, но этот кровожадный студень совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд…
Начнем с того, что все четыре сценариста, включая Рассела и Дарабонта, не слишком напрягались. Им лишь предстояло модернизировать рассказ Ирвина Миллгейта, который, к тому же, уже прошел горнило экранизации тридцатью годами ранее. В одноименном фильме 1958 года главную роль сыграл не абы кто, а легенда американского кино Стив МакКуин.
Впрочем, окромя участия МакКуина оригинал ничем легендарным похвастаться не мог, поэтому создатели ремейка ничем не рисковали. И уповали на то, что за три десятилетия визуальные технологии продвинулись настолько, что «пипл схавает» все что угодно. Но факир был пьян, и фокус не удался.
Без глупостей не обошлось. Вы когда-нибудь пробовали выстрелить в замкнутом пространстве из гранатомета? Поверьте, эффект достигается совсем не тот, что мы увидим в фильме «Капля». К таким эпизодам надо добавлять бегущую строку, как в рекламе: «Просим не повторять в домашних условиях. Трюк выполняется «профессионалами».
Аналогично вызывает недоумение, когда военные пытаются расстрелять холодец из огнестрельного оружия, прекрасно понимая тщетность своих усилий. И подобных откровенно дурацких поступков в ленте Рассела предостаточно. Толпа авторов сыграла роль семи нянек, у которых дитя осталось без глазу.
С другой стороны, серьезный подход здесь вряд ли уместен. От ленты неумолимо веет «ароматом восьмидесятых», что выгодно отличает сей фантастический ужастик от серьезных и пафосных блокбастеров дня сегодняшнего. Вы ведь не надеялись, в самом деле, что гигантский кусок розовой слизи претендует на мировое господство?
Нынче любое киношное нашествие инопланетной заразы неминуемо грозит планете апокалипсисом, а в «Капле» жадная до человеческой плоти биомасса всего лишь успела снямать пару десятков неудачников из глухомани. Авторы и не пытаются запугать нас глобально, а попросту описывают местечковый инцидент, причем с некоторой долей иронии. Так что все огрехи сюжета фильма можно легко списать на общий пародийный тон повествования.
Что касается вышеупомянутого Стива МакКуина, то для него «Капля» образца 1958 года тоже стала своеобразным трамплином в большое кино. Что лишний раз подтверждает теорию, выдвинутую нами в первом абзаце. Уже спустя два года МакКуин органично вольется в состав «Великолепной семерки» и станет настоящей звездой. Увы, с ремейком 1988-го аналогичный вариант не сработал: батут сдулся и никому из участников фильма прыгнуть выше головы не удалось.
Главная роль хулигана с большим сердцем досталась Кевину Диллону. Актер в конце восьмидесятых имел все шансы забраться на Олимп. Во-первых, он входил в звездный состав «Взвода» Оливера Стоуна, во-вторых, имел протекцию от старшего брата Мэтта Диллона («Изгои» и «Бойцовая рыбка», культовые молодежные драмы начала восьмидесятых). Но фактура у Кевина пожиже, харизмы — с гулькин нос, а посему об успехах старшего брата ему приходилось только мечтать. Сейчас снимается он достаточно редко, а его высшим достижением по-прежнему можно считать «Взвод» и второстепенную роль в биографической драме «Дорз» (тоже, кстати, за авторством Стоуна).
Если уж мы заговорили о режиссерах, оказывающих предпочтение тем или иным актерам, то самое время вспомнить о дуэте Фрэнк Дарабонт/Джеффри ДеМанн. Эти двое «связаны одной цепью», начиная как раз с «Капли», где Дарабонт написал текст, а ДеМанн исполнил роль шерифа.
С этим шерифом, кстати, получилось не очень хорошо: где-то в середине фильма он начисто выпал из сюжета, причем нам даже не показали обстоятельства его кончины, а лишь намекнули, что представителя закона, дескать, съели. Печально, потому как ДеМанн выглядел неплохо на фоне остальных исполнителей.
И с тех пор Дарабонт регулярно приглашает Джеффри в свои работы: он сидел в тюрьме в его «Побеге из Шоушенка», трудился тюремным надзирателем в «Зеленой миле», прятался в супермаркете от злобных тварей «Мглы» и мочил зомби в телесериале «Ходячие мертвецы». Другими словами, ни один проект Дарабонта не обходится без участия его товарища Джеффри, что не есть плохо, ибо актер он отличный, хоть и не раскрученный.
Что в итоге имеем? Сама по себе «Капля», ни как ремейк, ни как самостоятельное произведение, особого интереса не представляет. В сюжете смысловых дыр больше, чем в швейцарском сыре, да и спецэффекты сегодняшнего зрителя вряд ли впечатлят, а лишь напомнят, что пора бы очистить холодильник от остатков новогоднего холодца. Актерская игра терпимая, однако диалоги соответствуют жанру.
Напомню, что на этом сотрудничество Рассела и Дарабонта не закончилось, друзья еще раз встретились на съемках телевизионного триллера «Бег черной кошки» (1998) в качестве продюсеров проекта. В остальном же их пути-дорожки резко разошлись: Дарабонт вскоре открыл для себя творчество Стивена Кинга и прославился на всю планету, а Рассел создал такие запоминающиеся коммерческие хиты, как «Маска» с Джимом Керри и «Стиратель» с Арнольдом Шварценеггером.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...