Константин Кучер Грандмастер

Можно ли найти выход из любовного треугольника? «Офицер с розой»

Вообще-то, название у фильма — не совсем точное. Роза у офицера — поручика Петара Хорвата — была не одна. Две. Одна для товарища по борьбе, хорошей девчонки и почти невесты, Лиляны. Другая — для Матильды. Женщины, в квартиру которой Лиляну подселили. Потому что общежитие отдали под госпиталь.

alexskopje, Shutterstock.com

Вообще-то, площадь позволяла подселить значительно большее количество людей. Но муж Матильды был из «наших». Одним из тех подпольщиков, что оставались в оккупированном Загребе. Он погиб в гестаповских застенках.

Невен Иванчич был одним из «наших». И среди буржуев иногда встречаются приличные люди. Но — редко. Поэтому пока неясно, с кем же его вдова, товарищ Иванчич.

Именно так, «товарищ Иванчич». Потому что Петар ненавидит её имя. Матильда. Так они между собой называли восемь фашистских бункеров на Сремском фронте. «Матильда 1», Матильда 2″…

«Они выпили нам столько крови, эти „Матильды“! Сколько ребят погибло там. Почти половина моего батальона».

Они совсем разные. Она — не ест с пола. А он, бывало, ел даже с земли. Она понимает, что старый коньяк принято пить маленькими глотками. Он этого не знает. Да и когда узнаёт, всё равно пьет залпом. У «них» нет времени пить маленькими глотками!

Даже Загреб, в котором они выросли, у каждого из них — свой. Он жил у канала, возле бывшего кожевенного завода. Она — совсем в другом, респектабельном районе. В который товарищи Петара если и попадают, то — случайно. Когда, заплутав, потеряют ориентировку среди переплетения улочек малознакомого им городского центра.

Он не привык носить цветы открыто. Стыдно. Товарищи могут засмеять. Как так? Офицер и… С цветами?! Поэтому он приносит розы тайком. За пазухой, под гимнастеркой. Не самое лучшее место для цветов. И стебелек одной из роз ломается. Надо выбирать. Кому? Кому подарить уцелевшую розу? Лиляне? Матильде?

И Петар делает свой выбор. Дарит розу женщине с ненавистным для него именем. Хотя нельзя… Нельзя ему её любить. Ведь она — враг. Конечно, так-то, по-человечески — нет. Но по происхождению… По происхождению — да. Враг.

Но он дарит розу Матильде. Несмотря на то что нельзя ему любить Матильду. Уже она, от имени Петара, одаривает этим цветком Лиляну. У той — праздник. Сегодня её приняли в партию. Единогласно. И так хвалили, хвалили… Да и вообще, это первые… Первые цветы в её коротенькой восемнадцатилетней жизни.

К тому же, и Матильда прекрасно понимает, что ей тоже… Нельзя. Нельзя его любить. Потому что это опасно для него. Любимого.

Им нельзя. Но они — любят. И наступает момент, когда оба понимают, что не могут жить друг без друга. И всё, что помимо этого — ерунда. Не бывает музыки «нашей» и «вашей». Музыка, она общая. Для всех. Как воздух, которым дышат и товарищи, и буржуи. Как земля, по которой ходят все.

И даже Вагнер, под музыку которого, возможно, Гитлер вынашивал свои бесчеловечные замыслы, может быть самым настоящим душевным лекарством, если его слушать одному в тихой комнате. С закрытыми глазами. Отодвинув от себя тот бой с ещё скрывающимися по лесам недобитыми бандами усташей и чётников, что был всего несколько часов назад. И одна из вражеских пуль нашла-таки тебя. Задела по касательной.

«Что это? Да так, ерунда. Собака укусила».

Они не могут друг без друга. А потому — кто может им помешать сыграть свадьбу? Вот и обручальное кольцо, которое Петар купил на том самом черном рынке, которого скоро не будет. Потому что они уже открыли общественные столовые. Это кольцо — Матильде, а то, что он купил себе, оказалось маловато для пролетарской руки. Но ничего. Растянут. Он уже отдал мастеру. И тот успеет. Ведь свадьба завтра, в 11. Он уже и свидетелей нашел. Вот только попа не будет. Но это и ничего. Попы, и Матильда это хорошо знает, не приносят счастья.

Но ведь и Лиляна… Любит. И знает, что Петар любит её. Ведь Матильду нельзя любить. Она же старая. Ей уже 29. Поздно иметь детей. А у неё будет ребенок. От Петара. Так что, неужели, ребенок так и останется безотцовщиной?

И она пишет. В Комитет партии. И рано утром, когда день будущей свадьбы только начинался, за Петаром заезжает капитан Бркич. Мате. Начальник и боевой товарищ Петара. Он увозит его с собой. Чтобы по-товарищески… (Нет, не по директиве. Была бы директива, с ним бы разговаривали в другом месте, другие люди и совсем по-другому.) По-товарищески объяснить Петару, что женитьба на буржуйке будет рассматриваться Партией как предательство по отношению к ней. Особенно сейчас, когда «эти» так ждут демократических выборов. Вот им, вот! А не демократические выборы…

Если Петар не может без Матильды, то без Партии — как? Он сможет?

Нет, и без Партии Петар не сможет. Поэтому он уезжает. Забежав… Буквально на минутку забежав попрощаться с Матильдой.

Вот, надо уезжать. Добивать остатки банд усташей и четников. Но пусть Матильда не волнуется. И ничего не боится. Он будет ей писать. Каждый день. И вернется. Обязательно вернется!

Но писем нет и нет. Месяц, другой…

Только через полгода к Матильде зайдет Лиляна, которую Комитет командировал из провинции в Загреб. На празднование победы Народного фронта и провозглашение Декларации Федеративной Народной Республики Югославия:

«Как Вы ничего не знаете? Он мне не писал. Но я нашла его. Через Комитет. И приехала к Петару. Мы сыграли свадьбу. Теперь никто не назовет его будущего ребенка безотцовщиной. Петар погиб. На следующий день после свадьбы. Два месяца тому назад. Вот, это было в его вещах. Он написал вам. Я не читала. Петар любил только вас».

То, что Петар любил другую женщину, Лиляна наконец-то поняла. А то, что не пуля усташа или четника, а она убила его, как мне показалось, — нет.

До свадьбы у Петара ещё была надежда, что он отвоюет. Храбро и честно. И Партия поймет, что он — не предатель. И тогда он сможет вернуться. К любимой женщине.

А если вернуться невозможно, то тогда — зачем? Он ведь не может без неё. Без Матильды. Не может жить без неё.

Он погиб в день свадьбы. На следующий день он просто нашел выход. Выход из любовного треугольника.

Так что выход — есть всегда. Но не приведи Господь, чтобы кто-то отдал за него такую же дорогую цену, как та, которую в свои неполные 26 лет заплатил поручик Петар Хорват.

Обновлено 2.02.2013
Статья размещена на сайте 30.01.2013

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю, обратил ли кто внимание (я сама заметила эту детальку только при последнем просмотре!): когда показывают сценки у входа в дом, где живёт Матильда, там товарищи уже изгадили надписями ограду (слева от входа), и в начале фильма кто-то (видно из техобслуги дома) отмывает фасад, а в конце фильма мелькает тот же фасад, но уже напрочь размалёванный. Жаль не читаю, по-хорватски! Наверное, что-нибудь типа "Буржуи - суки!" Настало время тех, кто ест с пола и вытирает руки о скатерти

    Оценка статьи: 5

    • Навряд ли, Алина. Всё-таки приведенная Вами фраза - неологизм. Скорее всего, в те времена писалось что-то из классики. Типа "режь недорезанных буржуев"...

      • Ну, да, "режь" - любимое занятие революционеров.

        Кстати, когда Петар с Лиляной начали подпевать "их" песне, Матильду, по-моему, напрягла не столько музыка, сколько слова:"Уничтожим всех подряд!" Ведь в числе "всех подряд" был и немецкий архитектор Фидлер, которого она когда-то любила.

        Оценка статьи: 5

  • Александр Катаев Читатель 3 февраля 2013 в 11:47 отредактирован 27 мая 2018 в 20:24
  • Отличная статья об отличном фильме. Да еще и такие комментарии, что я только молчу и читаю.

    Оценка статьи: 5

  • и фильм потрясающий..кстати, смотрела его очень давно, спасибо, что напомнили, снова пересмотрела.. И статья отличная.. только ВЫ все и рассказали о фильме..

    Оценка статьи: 5

    • Наташа, разве можно в такой коротенькой статье рассказать о фильме ВСЁ? А то, что Матильду хотели на полгода отправить на принудительные работы? И как к ней зашел Петар - "Нет, о том, что приговор отменен и не надо ехать, Вам бы сказал часовой. Я пришел извиниться". Это ведь тоже - характеристика Петара.
      Или как он, подняв одну из её туфель на высоком каблуке, удивится: "И это Вы хотели взять с собою? Вам надо было ехать в сельскую местность. Там больше пригодились бы сапоги". И как будет смущен её строгим: "Не надо трогать мои личные вещи. Положите на место!". И это - по отношению к нему, представителю власти, только что чуть не отправившей Матильду на принудработы. Черточка, характеризующая уже Матильду.
      Или эпизод, когда Петар подсматривает за Матильдой в душе только потому, что десяток минут назад, она случайно обнаружила его, моющегося в своей квартире - "Вы считаете, что это одно и то же?". "Нет, Вы значительно красивее!". Или...
      Нет, нет, нет. Такой фильм пересказать просто невозможно. Хотя бы потому, что каждый видит в нём что-то своё. То, мимо чего другой зритель проходит, не обратив внимания...

      • Константин, вот теперь точно Все рассказали .. кстати, я много нюансов просмотрела...тех, которые вы с Алиной обсудили в комментариях..так что повторюсь, мне очень приятно, что Вы напомнили всем остальным об этом фильме в чудесной статье

        Оценка статьи: 5

  • Константин, и четников. Но пусть Иатильда не - исправь.

  • Фильм потрясающий, тонкий и правдивый. В нём очень много верно подмеченных нюансов, душевных коллизий.

    Самый главный конфликт, конечно, «любовный треугольник», точнее даже четырёхугольник! Помните, самый первый момент в загребском «НКВД»? Тогда не только Хорват, но и Бркич обратил восхищённый взгляд на Матильду. И ту сцену в парке? А ухмылка Бркича, когда Матильда выходила из его кабинета после того, как пришла к нему узнать о судьбе Петара? Да и некоторые моменты «мужского разговора» у Бркича дома о многом говорят. Так что мне кажется, Матильда была права, когда в сцене расставания умоляла: «Не уходи! Тебя посылают на смерть!» Поручика Хорвата послал на смерть его лучший друг! Из ревности.

    Но что ценно – в фильме нет примитивного навешивания типажей «плохой – хороший», нет упрощённой трактовки сложнейших ситуаций, которые подкидывает нам жизнь. Сам Бркич тоже мечется душой и страдает. Вспомните фразу, вырвавшуюся у него во время разговора с Петером: «Что за проклятая жизнь!» А для Хорвата предательство друга было спасением от собственного предательства - предательства своей любви.

    На ту последнюю операцию Хорват шёл не врагов побеждать, а умирать. Смерть – вот единственный выход, который он видел для себя в сложившейся личной ситуации. Матильда была права, когда с горечью сказала ему: «Какой же ты трус, не смотря на все свои взятые бастионы!» Конфликт между любовью и чувством долга по отношению к женщине, которая тоже была ему близка и у которой будет его ребёнок, конфликт между личным счастьем и счастливым будущим своего народа (он ведь искренне верил в идеи социализма-коммунизма!), выбор между жизнью и смертью (ведь, выбрав Матильду, он вполне мог быть расстрелян, как предатель Родины, о чём ему жестко и недвусмысленно намекнул Бркч), - выход из всех этих конфликтов он видел для себя один. И судья себе только он сам.

    Очень хороший фильм.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 31 января 2013 в 14:29 отредактирован 31 января 2013 в 14:30

      Всегда подозревал, что женщина чувствует мужчину тоньше, чем они - друг друга. До этого Вашего, Алина, коммента, у меня даже мыслей о "четырехугольнике" не было. Но вот сейчас прочитал его, "прокрутил" в голове некоторые эпизоды фильма с капитаном Мате Бркичем... Да, согласен. И такая трактовка событий имеет право...
      Но вот с тем, что Мате посылал своего друга на смерть, а особенно с тем, что уже при прощании с Матильдой Петар понимал, что уходит на смерть - не соглашусь.
      Да, фигура Мате - не самая приятная. Обычный приспособленец, которых и в реальной жизни - пруд пруди. Как быстро он, в отличие от Петара, поменял гимнастерку на цивильный пиджак. Причем, обратите внимание, КАК он на нем сидит. Как влитой. Вполне возможно, что сшит на заказ. Но - не в этом дело.
      Да, Мате нам не нравится. Но в то, что он послал друга на смерть, мне не верится. Да, для того чтобы реализовать свои планы по отношению к Матильде (если таковые были) и добиться её благосклонности, на первом этапе нужно было разлучить Петара и Матильду. НА ВРЕМЯ. Потом, когда Матильда будет его, Петару можно и вернуться. Но... С благосклонностью не получается. И потому Петар гоняется за бандами месяц, другой... Вспомните, он ведь уже ездил в такую командировку. Но довольно быстро вернулся. Сейчас - нет. Просто потому, что у Мате ничего не получается с Матильдой.
      Но посылая Петара гоняться за бандами, Мате даже в голову не берет, что его могут убить. Да они уже 4 года под пулями! И ничего. Петар опытный боец, не будет подставлять голову под пули понапрасеу. Да и вообще, если кого-то и могут убить, то не его, Мате. И не Петара. Четыре года под пулями... Нет, нет, не убьют!
      И Петар, когда уходит от Матильды, он не уходит (как он думает) на смерть. Нет, он идет воевать и доказывать Партии, что он так же предан ей, как и прежде. Поэтому он пока и не пишет Матильде. Не о чем писать. Да, жив, здоров, но... Но вернуться пока не может. Потому что ещё не доказал Партии. И в поддержку этой версии - дата гибели Петера. Он гибнет НА СЛЕДУЮЩИЙ день после свадьбы. СРАЗУ ЖЕ, как понял, что к Матильде он уже не вернется. НИКОГДА не вернется. Если бы он хотел погибнуть сразу после того, как ушел от Матильды, чего он ждал целых ЧЕТЫРЕ месяца? Он ждал, что будет вправе попросить у Партии того, чего заслужил своей храбростью и преданность - разрешить ему открыто любить Матильду. А сейчас, после свадьбы, этого разрешения уже не будет. НИКОГДА. И он подставляется под пулю. Хотя шанс сделать это был у него все четыре месяца, что прошли в боях с бандитами до свадьбы...
      А вот Матильда уже в момент прощания знала, что Петар идет на смерть. Обратите внимание, Лиляна ей ещё ничего не сказала, она НИЧЕГО не знает о смерти Петара, но уже в черном, вдовьем платье. Уже тогда, летом, при последнем прощании, она понимала, что Петар уходит НАВСЕГДА.

      • Константин Кучер, во-первых, спасибо за статью! Оценку поставлю, когда опубликуют.
        А во-вторых, ещё раз убеждаюсь - хорош фильм, глубок и неоднозначен! Игра полутонов. Вот Вы обратили внимание на цвет платья Матильды, а я проворонила ! (Может, потому, что смотрела в черно-белом варианте). Да, скорее всего, Вы правы - Матильда знала, вернее нет, она ЧУВСТВОВАЛА, что Петар уходит навсегда.
        То что он не погиб сразу, так он же не истерик, который в горячке в петлю полез, он просто ушёл на войну, пока пуля его сама ни найдёт. Хотя то, что он погибает на следующий день после свадьбы, очень символично, согласна.
        Но помните, когда Петар уходит, Матильда спрашивает:"Куда тебе писать?" А он говорит, что напишет сам и поспешно добавляет:"Если писем не будет, не волнуйся! Там же нет почты". Он не собирался ей писать! Вспомните, Бркич показывает Матильде письма от ему от Петара. Другу он писал, а ей - нет.

        Оценка статьи: 5

        • Да, Алина, Вы правы - фильм замечательнейший. Так же, как правы и в том, что каждый те или иные эпизоды трактует по своему. Поэтому сейчас чисто о том, как я понимаю. И почему.
          На мой взгляд не пуля находит Петара, а ОН - ЕЁ. Почему - я уже расписывал (см. дату его гибели). Почему Петар четыре месяца боев ходит живой и невредимый, а НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ после свадьбы с Лиляной погибает? Он понимает, что жить без любимой незачем. И НАХОДИТ пулю.
          Здесь я вспоминаю наш ЛУЧШИЙ фильм об Афганской войне - "Афганский излом". Вспомним его финал. Как погибает комбат, которого играл Микеле Плачидо. Он проходит мимо пацаненка (бачонка)С АВТОМАТОМ. Он ВИДИТ, что у того автомат. ЗНАЕТ, что наши разнесли весь кишлак, а значит, ВСЕ РОДНЫЕ бачонка ПОГИБЛИ. Он на Востоке. И понимает, что пацан будет мстить за смерть своих родных. Он ЗНАЕТ, что бачонок будет стрелять ему в спину. ЗНАЕТ. И проходит мимо подставляя спину под выстрел. Он находит пулю, а не пуля его. Уверен, что с Петаром было примерно так же. И так же (или примерно так же) он мог поступить В ЛЮБОЙ из дней тех четырех месяцев, что прошли от прощания с Матильдой до свадьбы с Лиляной. Но до свадьбы он не искал пулю.
          Поэтому ничего странного в том, что он говорит, что напишет сам. Он не хотел, чтобы письма Матильды читали чужие люди. Хотя бы, тот же Мате. А почта - 100% перлюстрировалась. Поэтому он и говорит, что будет писать сам. Он же нашел свидетелей на свадьбу. Так же мог бы найти людей, которым верил (например, раненых, убывающих в загребский госпиталь), с которыми мог бы передать письмо. Может, у него все 4 месяца так и не было оказии? Поэтому он и не писал. Не доверял официальной почте, не хотел, чтобы между ним и Матильдой влазил кто-то третий, читающий их письма. А письма к Мате... Да ради Бога, пусть их читает перлюстратор. Ничего такого, личного, в них нет.

          • Хм... тоже веские аргументы . Соглашусь, причём с радостью - мне так не хотелось, чтобы Петар предал свою любовь !

            В общем, есть, о чём поразмыслить и что обсудить: мужчина и женщина, любовь и война, дружба и предательство, свой - чужой, человек и социум и т.д., и т.п.

            Написать об этом, уложившись в 5000 знаков - задачка та ещё! По-моему, Вы справились с ней. Посмотрим, что скажут другие.

            Оценка статьи: 5

            • Спасибо, Алина, за добрый отзыв.
              Да, мне тоже хотелось бы, чтобы эту статью почитали. Фильм заслуживает того, чтобы о нем писать, а ещё больше - чтобы его смотреть.