• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Гастарбайтеры «наши» и европейские. Найдёте 10 отличий?

Давным-давно, много лет тому назад, при СССР, даже мысли возникнуть не могло о будущем массовом переселении узбеков, таджиков и других представителей теплых краев на север. Наши европейские друзья уверены, что тогда поездка из города в город была возможна только при санкции КГБ.

koralex, Shutterstock.com

Это не шутка, у меня неоднократно спрашивали, какие именно разрешения и у кого надо было брать в СССР для такого переезда. Получив ответ, что это ерунда, люди больше не переспрашивали, но верили ли они мне — не уверен.

У моего хорошего друга брат получил распределение в Душанбе или в Алма-Ату — куда-то туда, где холодильник и зимой необходим, а летом хочется в него спрятаться самому. Пожив несколько лет и отработав «барщину», женившись и получив квартиру, он приехал погостить в Ленинград.

Друг мне рассказывал, что брат очень остро реагировал на девушек в мини-юбках. Мол, там у них такого нет и быть не может, несмотря ни на какую жару. При том что в те времена под мини-юбкой понимались юбки, которые сейчас считаются «миди», а уж о том, чтобы пройтись по Невскому в топике «сильно выше пупка, чуть ниже груди», — и думать было невозможно. Вполне возможно, что такой поход пресекла бы милиция, посчитав его оскорблением общественной «ндравственности».

Узбеки, таджики, киргизы и пр. жили каждый в своем… стане. Иногда они приезжали сюда в отпуск или поучиться в вузах РСФСР (про приезды всяких там депутатов в Москву на сессии — не говорим). А потом в массе своей снова уезжали к себе домой.

…Лет пять-семь назад я возвращался поездом в Питер из командировки в Саратов. В Малой Вишере, на последней станции перед Питером, выглянул из окна. Платформа перед плацкартными вагонами аж почернела — из них валом валил народ. Проводник объяснил, что Саратовский поезд стыкуется с Астраханским, а тот с каким-то «среднеазиатским». И на этом еженедельном поезде среднеазиаты толпами едут к нам. Пересел, пересел, пересел — и за остановку до Питера слез. В Питере милиция может прямо на перроне попросить документы, тогда… Кому нужны проблемы? Посему в Малой Вишере уже много лет существует мощная среднеазиатская диаспора. Народ едет искать работу с жильем в Питер, пашет в сельском хозяйстве и на стройках Новгородской области.

Кстати, первые ласточки нашего гастарбайтерства, которые много лет назад приезжали к нам на лето, пахали как каторжные, а к зиме отъезжали к себе, теперь уже живут с семьями по деревням в теплых домах с печками. В нашей деревне, где некогда было не то три, не то пять детей, снова открывают детсад и начали уже присылать школьный автобус для сбора школьников в «кустовую сельскую школу». А в этой школе теперь говорят в основном не по-русски. Бедные учителя воленс-неволенс должны или учить таджикский, или учить русскому кучу черноволосых детишек.

Про приезжих в Питере уже много говорилось. Это и дворники, и водители маршруток, и строители. А кроме того — работники всяких смутных и полужульнических контор. Это совсем не то, что в Германии. Работают на самой грязной и малооплачиваемой работе.

В этом они схожи с немецкими гастарбайтерами 50-летней давности. Вот только масштаб незаконной деятельности у нас зашкаливает, если сравнивать с законопослушной Германией 50 лет назад. Да и надежды на то, что удастся свою жизнь тут узаконить — совершенно не такие, как у гастарбайтеров Германии.

Давным-давно я читал большую статью о дворницкой семье. Муж, жена. Растили детей. Жили в служебной квартире. Очищали и от грязи летом, и от льда-снега зимой не то пять, не то десять стандартных дворницких участков. Посему и получали денег, как 10 дворников. Так что зарплата у них была ого-го по тем временам.

Как им это тогда удавалось? У отца семейства был любимый конек — механизация и изобретательство. Посему он летом выходил на работу не с метлой, а верхом на страшнейшей самоделке из бензопилы и остатков какой-то техники со свалки. Эта самоделка за полчаса-час отчищала от грязи все десять дворницких участков. А зимой на этой же страшиле висели другие приспособления, которые отчищали дворы, тротуары и улицу от снега намного быстрее обычных дворников. И со льдом он тоже боролся не просто лопатой и ломиком, а с помощью изобретенных им механизмов.

Но тот случай — результат простого везения. Просто в том месте в то время не было народа, желающего за гроши возиться в грязи день и ночь. Да к тому же нашелся умный мужик, готовый механизировать работу. А самое главное, там оказался умный начальник, который, не считая, что каждый дворник должен получать гроши, платил человеку за его работу. Вопреки, наверное, всякого рода проверяльщикам и борцам за справедливость.

А ныне, когда «понаехали тут», — нужда в таких мастеровых работниках отпала. И корячатся с лопатами и ломами гастарбайтеры на непривычном им морозе и ветре. И на стройках вместо малой механизации так же корячатся дешевые южные работяги. Даже у меня на даче, когда надо было выкопать дренажную канаву на участке, это можно было сделать экскаватором за 3000 рублей, а бригадой таджиков — за 2000.

Статья опубликована в выпуске 5.03.2013

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Придя к власти большевики отменили паспорта и был взят курс на индустриализацию страны. Полная свобода перемещения. Делай, что хочешь и едь куда хочешь. Но города наполнились преступным, неработающим людом. Руководить городом, когда не знаешь сколько в нем жителей было невозможно и было решено ввести паспортную систему. Когда паспорт получал только человек имеющий работу и место жительства. Сельской местности это не касалось. И положение в городах резко улучшилось – значительно снизилась преступность и стало возможно руководить городским хозяйством. Но жителей городов не хватало для работы на фабриках и заводах, которые интенсивно строились. Да и нужны строители. И любой крестьянин, высказавший желание устроиться рабочим, или строителем имел на это право. По справке выданной в колхозе он приезжал в город, устраивался на работу, и место жительства и получал паспорт.
    Селу нужны квалифицированные сельские кадры и желающие учиться сельскохозяйственным специальностям, получали в колхозе справку и уезжали в город учиться, гд е после зачисления получали паспорт.
    Стране нужна армия и по призыву, в основном из сельской местности ребята шли служить и после окончания службы они устривались на работу и получали паспорт. Силой их на село не гнал..
    Конечно, никто не отпустит селянина в город просто так, бездельничать. Вот и считают противников советской власти , что крестьянин не мог уехать из села просто так, как заблагорассудится, Вот и считают они, что крестьянин являлся рабом земли. Вот и считают они, что крестьянка, селянка должна была иметь право свободно уехать из села и только она имела право решать – уезжает она для работы, учебы или уезжает, чтобы быть попрошайкой, гадалкой, проституткой, а крестьянин уезжает для того, чтобы стать грабителем, насильником, убийцей. В 1913 году сельское население составляло 82%; в 1940 году- 67%, в 1959 году -52%, в 1976 году – 39%

    Из села в период 27-38 годов уехало 19 млн человек, в период 39-57 года 25 млн человек и с 58 по 69 год 16 млн человек.
    В любой стране, в любой период времени происходил исход сельского населения в города. Но этот процесс надо было как-то регулировать, чтобы избежать социальной напряженности в городах что и решала введенная паспортная система.
    Если сейчас для снижения угрозы терактов и преступности не взять билет на поезд, или самолет, то что говорить о тех, райских для перемещения, временах.

    Любой колхозник в те времена получал справку в колхозе и ехал в город по любому поводу( лечение, торговля, гости ....), но обязан был зарегистрироваться и не быть в городе длительное время.

    • Сергей Васильев, Вы просто не понимаете. Ведь чтобы уехать - надо было пойти в сельсовет и взять справку.
      Это же не то крепостничество, не то рабовладение.
      Пойти в сельсовет, сказать, что едешь "в отход", получить докУмент - и уехать. Там, если доехал до места, доработать кдо конца срока, продлить контракт - и получить постоянный паспорт.
      Или, как, наверное, делали мои троюродные дядья - сказать, что едешь в отход, получить докУмент, поступить в ВУЗ и, доучившись, получить распределение куда-то, в зависимости от успеваемости. Да я сам, в 1982м году, получал распределение... Ну просто форменное рабовладение.
      Как хорошо на Западе - чтобы получить высшее образование, надо сначала найти деньги на колледж, если нашел - доучиться, найти деньги на университет... А потом = отдавать, отдавать, отдавать кредиты на обучение.
      А зато свобода - есть деньги, можешь учиться, нет денег - можешь не учиться!
      (дорогие жители Запада - про гранты, про стипендии - я слышал. Сколько из студентов их имеют? 1%? 10%??? - а как остальные 90%? - берут кредиты на обучение, а потом эту кучу денег отдают? Сколько лет? 10? 20?)

      • Игорь Вадимов, "надо было пойти в сельсовет и взять справку."

        Внимательно надо читать комментарии, тогда будет все понятно.

        А с чем и кем Вы предлагаете сравнивать, чтобы найти 10 отличий? Вы так и не дали читателю такую возможность.

        Привели в пример Германию 50 летней давности, но не знаете, что до конца 20 века в Германии практически не было миграционной политики на официальном уровне. Была регламентирована политика возвращения лиц немецкой национальности (репатриантов). Так что основная масса мигрантов пробиралась в Германию нелегально. А принимать мигрантов вынуждали условия в которых оказалась Германия - демографическая яма, отрицательный прирост населения. То, что испытываем мы. И общественный настрой против них был соответствующий.

        Слабая статья.

  • не понятно что хотел сказать автор

    Оценка статьи: 1

  • При всем моем уважении к автору, статья однобокая. В части гастарбайтеров Россия-матушка представлена только в своей европейской части. А вот то, что за Уралом и до Дальнего Востока, статья и вовсе не упоминает. Азия-с ! А вот отгадайте с трех раз, какие у нас гастарбайтеры. И кто к нам понаехал, на наши просторы морозные. Вообще-то, это восприятие Росии не удивительно и привычно. Порой и радует

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина, прочтите по ссылке М.Власовой (Попов В. Паспортная система советского крепостничества // «Новый мир». — 1996. — № 6) Весь материал дан со ссылками на Государственный архив Р Ф

      Оценка статьи: 1

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 7 марта 2013 в 08:39 отредактирован 7 марта 2013 в 09:30 Сообщить модератору

        Людмила Вахрушева, огромное спасибо за прояснение ситуации.
        А я-то думал - как это мои дальние родичи с западэнщины могли "по закону" уехать в город, если и впрямь - в 40-е - 50-е паспорта в колхозах выдавали только в сельсовете. Ан Попов В. это объяснил со ссылкой на архив:
        ...С октября 1953 года паспорта выдавались: бессрочные — лицам, достигшим сорокалетнего возраста, десятилетние — лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние — лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще одни тип паспорта — краткосрочный (на срок не более шести месяцев) — в случаях, когда люди не могли представить все необходимые для получения паспорта документы, при утрате паспортов, а также выбывающим из сельской местности на сезонные работы (в “отход”). Последние, как уже отмечалось, получали краткосрочные паспорта “на срок действия договоров” и могли обменять их “лишь в случае перезаключения ими договоров” [45].
        [45] ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 3, б/н.

        Видимо они сказали, что едут "в отход" - и так и "отошли", поехали учиться в ВУЗы.
        Полностью согласен с критиками этой системы - крепостничество и рабовладение в полный рост.

        • Игорь Вадимов, хорошие села, если сразу после сельской школы - в вуз. Опять, таки, отец в вуз поступил только после техникума. Остается загадка истории, почему во времена голодомора, когда в селах даже были случаи каннибализма, народ дружно не рванул на заводы в города, где рабочих обеспечивали продовольственными пайками.

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 7 марта 2013 в 16:17 отредактирован 7 марта 2013 в 16:25 Сообщить модератору

            Юрий Лях, великолепный метод ведения спора - придумывать за оппонента, а потом картинно удивляться. Мне нравится.
            Я вовсе не говорил, "сразу после школы в ВУЗ". И даже не знаю, как оно было - это происходило в 50е годы, еще "до меня".
            И какой вариант был выбран - после школы в ВУЗ, или после школы в техникум, потом в армию, потом в ВУЗ, или как еще. Я просто констатирую факт, у папы там было 3 троюродных брата и троюродная сестра (родство у него - через его бабку, мою прабабку). Братья ушли в город, инженер и врач, она осталась в деревне, вышла замуж, нарожала детей. Ее дети... Я знаю про двоих - они врачи и работают в Германии.
            А насчет голодомора... - так бегали в город, массово бегали, моя другая бабка была тогда в Ленинграде терапевтом - говорила она о том, как много было пострадавших от голода, которых надо было выводить из дистрофии. Подробнее не расспрашивал - она умерла, когда мне было 9 лет. Но рассказы ее - помню.
            А насчет "загадок истории" - загадка в том, что призывали в армию в конце 40х, 50е на деревне всех призывников - но при этом деревня не обезлюдела АБСОЛЮТНО - ведь все деревенские парни, отслужив в армии как Ваш отец, имели возможность пойти работать на заводы. (Идею, что все они были безграмотные дураки, обожавшие рабство - НЕ ПРЕДЛАГАТЬ).

            • Игорь Вадимов, как-то даже вести диспут неохота. Вы обвиняете меня в том, что я что-то выдумал, хоть, цитирую - "Видимо они сказали, что едут "в отход" - и так и "отошли", поехали учиться в ВУЗы".
              Тем более задавать вопросы на вопросы оппонента - тоже как-то не есть гуд. Плюс ерничание по поводу людей, которые по какой-то причине не могли сделать ноги и вынуждены были пройти этот путь до конца, испытав и коллективизацию, и оккупацию, и голодомор в полном объеме, живя в середине 20-го века, в добавок к колхозу, в прямом смысле, с керосиновым освещением и натуральным хозяйством.

              • Юрий Лях, как-то даже неохота спорить.
                Доказывать с цитатами "из Вас", что именно Вы выдумали за оппонента.
                Тем более, что к темам начинают накручиваться и голодомор (которого на Западной Украине не было, там тогда была Польша и никакой советской власти) и коллективизация, которой в 20е годы там тоже быть не могло - ПО ТОЙ ЖЕ ПРИЧИНЕ. И прочее и прочее...
                А сложно мне с серьезным видом обсуждать рабовладельчество в СССР (в 60е - 70е годы прошлого века), потому что на Кубани тогда жила моя будущая жена с родителями и пр. родственниками, а на Львовщине много более далекие родственники по отцовской линии.

                • Игорь Вадимов, так, я понял, что когда Вы научитесь внимательно читать/слушать доводы оппонента, тогда с Вами можно будет что-то обсуждать. Прочтите мой и свой последние комменты, для примера. А про вхождение Зап.Укр в состав Польши - уж не я ли Вам это писал 5 комментов назад?? Перекрутили?
                  Будем считать, что все тогда жили как сыр в масле, но что-то мне так и ТАМ - совсем не хочется.

      • Комментарий удален
        • Галина Шубина,
          В.Г.Попов
          Род. в г. Казань в семье биолога-селекционера. Окончил Ленинградский электротехнический ин-т (1963) и сценарный ф-т ВГИКа (1970). Работал инженером (1963-69).

          Печатается как прозаик с 1963: сб. “Испытание”. Автор кн. прозы: Южнее, чем прежде. Л., 1969; Это именно я. 1969; Нормальный ход. 1976; Жизнь удалась. Л., 1981; Нас ждут. 1984; Две поездки в Москву.Повести и рассказы. Л.,“Сов. писатель”, 1985; Новая Шахерезада. Л., 1988; Новая Шахерезада. Повесть, рассказы. Л., "Совет . писатель", 1988; Праздник Ахинеи. М., "Юридическая литература", 1991; Любовь тигра. СПб, "Сов. писатель", 1993; Будни гарема. Роман. М., "Вагриус", 1993; Разбойница. Роман. М., “Вагриус”; СПб, “Лань”, 1996; В городе Ю. Повести, рассказы. М., “Локид”, 1997; Грибники ходят с ножами. Повесть. СПб, “БЛИЦ”, 1998; Чернильный ангел. Повести и расссказы. М., “Центрполиграф”, 2001. Печатается в ж-лах “Звезда” (напр. 1993, № 1), “Знамя” (напр. 1994, № 7; 1995, № 5; 1996, № 10), “НМ” (напр. 1990, № 1; 1997, № 6; 1999, № 7; 2000, № 11), “Ленинград” (№ 1, 1994).Произведения П. переведены на англ., венг., китай., нем., польск., чеш. языки.

          Член СП СССР (1969), член и президент С.-Петербургского отделения Русского ПЕН-центра. Член редколлегии ж-лов "Звезда", "Аврора", редсовета альм. "Петрополь". Гл. редактор ж-ла “Мансарда” (1996).

          Премии им. С.Довлатова за лучший рассказ (1993), фонда "Знамя" (1994), “Золотой Остап” (1999), “Северная Пальмира” (1998).
          Источник: Словарь "Новая Россия: мир литературы" («Знамя»)

          Оценка статьи: 1

    • Галина Шубина, " в городе получила паспорт" - тоже интересно. Мои родители приехали в город и не могли устроиться на завод, потому что не было прописки, а прописку не давали, поскольку нужна была справка с места работы - конец 50-х. Вопрос решился, когда сокурсники по институту, которые уже работали на этом заводе, кого-то уговорили в отделе кадров под свою ответственность и какая-то сердобольная бабушка, у которой снимали комнату в полуподвале, их к себе прописала. А так - "поехала в город и там получила паспорт" - без прописки??!! Может, в небольших городишках или где-то при шахтах (Донбасс, например, где людей не хватало и набирали всех подряд)?

  • А я как-то не увидел сравнения. О наших было рассказано, о вот о "европейских" - почти ничего. Где искать отличия? Где анализ, где сравнения? Статья не оправдывает названия.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

    Сельское население начало получать паспорта только с 1974 года, а в период с 1935 по 1974 годы колхозникам не разрешалось переезжать в другую местность, и они были привязаны к колхозу и месту жительства. Колхозники (общая численность которых всех возрастов, по данным переписи 1970 года, составляла около 50 млн человек, или 20,5 % населения страны), как и ранее, были лишены паспортов и не могли без них покидать место жительства более чем на 30 дней. Но и при краткосрочном выезде, например, служебной командировке, требовалось получение специальной справки в сельсовете.

    Оценка статьи: 1

    • Людмила Вахрушева, я понимаю - Википедия знает лучше, чем люди там и тогда жившие.

      • Игорь Вадимов, Википедия обычно ссылается на документы, на "людей, там и тогда живших".

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 6 марта 2013 в 05:57 отредактирован 6 марта 2013 в 05:58 Сообщить модератору

          Марианна Власова, "там и тогда" жила моя жена с ее родителями, "там и тогда" жили мои родственники на Украине, у которых "там и тогда" я бывал в гостях. Про моих друзей, наверное, лучше промолчать,я "там и тогда" - у них - не был...
          Раз человек говорит, что на Слобожанщине такое было, ему папа рассказал - верю. На Слобожанщине на Украине было рабовладение в середине XX века. Вы помните, с чего начинался спор? Со слов про рабовладение в СССР. В Вики такого, вроде бы нет? Возможно, Юрий Лях как-то недопонял, что отец говорил?
          Рабовладельчество в селе при Союзе - в районе конца 40-х середине 50-х. - возможно, раз чего-то нет в Вики, то такого и впрямь нет?

          • Игорь Вадимов, это же всё оценочные категории. Сейчас тоже те, кого не коснется, ничего страшного не видят в новом законе о регистрации по месту жительства.

            читать дальше →

            • Людмила Вахрушева Читатель 6 марта 2013 в 16:10 отредактирован 6 марта 2013 в 16:30 Сообщить модератору

              Марианна Власова,
              вспоминается мне одна из статей КЮС, где на комментарии о том, что было шаром покати на полках в магазинах и всё надо было "доставать по блату" или стоять очереди величиною в дни, один господин писал: не было этого нигде и никогда, моя собака даже иногда отказывалась мясо есть.
              удивительная способность автора- быть упрямо-слепым.

              Оценка статьи: 1

              • Людмила Вахрушева, Вы совершенно правы. Если есть свидетели - надо заговорить о чем-нибудь другом.
                Будь я молодым, не видевшим той жизни - может и поверил бы Википедии. Но что мне - не верить себе? Не верить жене? Не верить родственникам с Украины??

                • Юрий Лях Читатель 6 марта 2013 в 20:33 отредактирован 6 марта 2013 в 20:34 Сообщить модератору

                  Игорь Вадимов, вообще, странный спор. В ВИКИ приведены конкретные документы партии и правительства, на основании которых все делалось. Так что ВЫ можете верить или не верить, но против тривиального отсутствия документов у колхозников не попрешь. Мериться не хочу, хоть сам с детства в том селе и коров пас, и с огородами воевал - знаю быт не по рассказам. Просто есть закономерность, а есть (если по-вашему) какие-то исключения. И лучше, интереснее, выяснить причины этих исключений, чем махать на все рукой и отвергать исторические факты. По Зап. Укр - даже любопытно, если учесть, что до 39 они были в составе Польши, потом - усиленная советизация и коллективизация, чем вызвала жуткий негатив у местного населения и конфронтацию, а после ВОВ была активная борьба с националистами где-то до середины 50-х. Плюс, они традиционно ездили (и ездят сейчас) на заработки в Европу, особенно мужское население - реально интересно, какие там были колхозы в таких условиях. Нужно Ксению Печий при случае расспросить.

                • Игорь Вадимов,
                  многие и сейчас думают, что солнце вращается вокруг земли (им об этом глаза говорят)- но это не так.

                  Вполне могу допустить, что многие крестьяне, будучи полуграмотными и законопослушными, даже и не задумывались о том, что тогда творила власть. Радовались начисленным трудодням и урожаю в огороде.
                  Но вы-образованный человек можете и даже должны пытаться видеть дальше тёщиного забора, если уж касаетесь политики в статье.

                  Оценка статьи: 1

                  • Людмила Вахрушева, где Вы в конце XXго века увидели безграмотных крестьян?
                    Из моих крестьянских родичей-западенцев трое из четырех высшее образование получили. У тещи с тестем было всего лишь полное среднее, но их "безграмотными" назвать...
                    Ладно - те, кто верует в то, что написано в Википедии и не верит свидетелям (по чьим свидетельствам и должно бы быть записано в Википедии) - те пусть веруют.
                    Особенно легко это совсем молодым, кто о прошлом знает только из Википедии.
                    ...ну подождали бы с брехней пока мы, знавшие, как было, совсем вымрем! Так нет! Спешат со своим враньем!

            • Марианна Власова, Вы не видите разницы между маем 1945го года и 1974м годом?
              Вы строите свое картину мира на основании комедии, выпущенной в 2011, а посвященной событиям 1945го года?

              Вы лучше посмотрите сериал "Пятая стража" - это резко изменит Ваш взгляд на мир. Вампир (вроде - сын Казакова), медиум, добрые и злые колдуны...

              • Игорь Вадимов, а "Вы строите свое картину мира" только на том, что видели лично? Так Вы очень многого не видели и не увидите. Хотя, судя по тому, какие выводы Вы делаете из прочитанного, печатные источники Вам тоже не помогут...

                • Марианна Власова, я очень много не видел и не увижу.
                  Но по художественным фильмам строить картину мира - ТОЧНО никогда не буду.
                  И Вы совершенно точно заметили - там где я видел и помню одно, да еще и от родственников знаю то же самое, а в каких-то из книжек пишут другое (во всех книжках ведь пишут по-разному) - я точно и однозначно предпочитаю собственный опыт.
                  Ведь, согласитесь - нельзя же по фильму-агитке "Казаки" (кажется так этот сталинский фильм назывался?) судить о жизни крестьянства после войны!
                  Или именно по одной агитке - нельзя, а по другой, противоположной - непременно надо?

      • Юрий Лях Читатель 5 марта 2013 в 19:36 отредактирован 5 марта 2013 в 19:37 Сообщить модератору

        Игорь Вадимов, точно, на Львовщине, Кубани, Псковшине родственники были именно в колхозе? Моя мама тоже из глубокой глубинки, но у них было что-то перерабатывающее (типа сахарного заводика) и они к колхозам не относились (хоть тоже держали и свинок, и курочек, и огороды были) и таких проблем не было.

        • Юрий Лях, на Псковщине - точно колхоз.
          На Львовщине... даже не знаю. Но точно никаких там предприятий не было- может быть там были не колхозы, а фермерства - на манер американских?
          На Кубани (точнее на Ставрополье - но по мне, что Краснодарский край, что Ставрополье... - название городов я привел) - тоже никаких сахарных заводиков - просто сельское хозяйство.
          Но Вы лучше верьте, что везде, кроме того района,где в рабовладении жил Ваш отец, были обрабатывающие предприятия и сахарные заводики.
          Вы верьте в свое, раз Вам это рассказал отец - но позвольте и мне помнить то, что я помню - и про моих родичей на Львовщине и про родителей и родственников жены на Кубани - и про знакомого на на Псковщине...

      • Игорь Вадимов, могла бы рассказать о судьбах конкретных людей, но не буду. Вам не буду.
        Ваша точка зрения: не знаю, значит, не было.

        Оценка статьи: 1

        • Людмила Вахрушева, все ОЧЕНЬ просто. В конце 60х отец купил первую наши бибику, "Запорожец". И с 1968го по 1977й мы объездили всю Европейскую часть СССР - от Москвы до Вологды на севере, до Питера, всю Прибалтику, все на юг, Украина, Львовщина, Молдавия, Крым - и до Кавказа (на Кавказ меня не взяли). Мы жили по неделе -две то там то там. Крепостного права, или рабовладения - не было.

          • Игорь Вадимов, более того, каждое утро вы видели как вдоль домой ехала брычка (позже грузовичок) и от каждого двора с тяпкой наперевес садидилась колхозница. Кстати, детей в школу та же брычка тоже отвозила в соседнее село. Ну где тут рабовладельчество, в самом деле??

            • А еще забавнее - что моя жена происходит с юга России. До примерно 1966го они жили под Армавиром на хуторе, потом, до, кажется, 1969го - в Армавире, а потом, до окончания школы она жила в Ейске. А потом - Ленинград, Университет, свадьба, детишки. До смерти тестя мы ездили к ним на лето...
              Спросить у ныне покойных тестя и тещи не были ли они рабами или крепостными - мне в голову не пришло.

        • Правильно, не стоит называть конкретные имена, Людмила Вахрушева, я-то,зная с десяток-полтора имен и фамилий - ни одного не готов тут привести. Только что с того,что кто-то назовет Сидорова Ивана Петровича, потомственного раба сов.власти?
          ...Вот только неужели Вы до сих пор не поняли, что моя точка зрения - "Я точно знаю, что с моими знакомыми, родственниками, родственниками знакомых - БЫЛО ВСЕ СОВЕРШЕННО ТОЧНО НЕ ТАК! Но я не знаю абсолютно всего и посему, хоть и очень не верится - но вдруг?"
          Если бы Вы читали мои посты, Вы бы знали мою точку зрения, а не выдумывали удобную для Вас точку зрения оппонента.

  • Иностранцы не верят в то, что на переезд в другой город не требовалась санкция КГБ, потому что слышали о колхозниках добрежневского периода, у которых не было права покинуть колхоз без специального разрешения (так называемое "советское крепостное право"). Они просто путают колхозников и горожан, которым переезжать из города в город не возбранялось.

    • Владината Петрова, "иностранцы путают" потому что им так рассказали. Раз рассказали, два рассказали... потом еще и показали нас, сиволапых, грязных и вонючих, на киноэкране.
      И про колхозников, запертых, якобы, в колхозах, без права свободного выхода - это сказочка для тех, кто не знает, как оно было.
      У меня все родичи на Западной Украине - экс-колхозники. А потом - врачи, инженеры. Сейчас молодые в Германии где-то работают. А в том деревенском доме, откуда вся семья - один из троюродных моих братьев.
      И, еще раз повторюсь - никто меня в Италии с колхозником не путал. Знали и кто я и откуда - и с интересом спрашивали про мою горькую крепостную жизнь при СССР.

      • Игорь Вадимов, было-было - тогда у колхозников на руках не было никаких документов. Ну, если в сельсовете родственники - то со справками без проблем. Где там наши историки с правдивым описанием тех времен???
        Как я понял, основных идеи статьи две
        1) пусть приезжают, зарабатывают, уезжают.
        2) максимально уменьшить зависимость от приезжающих на основе механизации.

        • Комментарий удален
          • Галина Шубина, ну, мой отец получил документ только когда призвали и то не на руки, а сразу в военкомат. После службы он, конечно, не вернулся, а, с документами на руках, поступил в техникум. Украина, колхозы.

        • Юрий Лях, скорее основная идея - одна. Использовать свои человеческие ресурсы, не опираться на "гастарбайтеров", благо Западная Европа уже показывает пример, к чему приводит гастарбайтерство.

          Но при этом - против какой-либо расовой или национальной сегрегации.
          А отсутствие паспортов у колхозников - да, было. БЫЛО! вопрос - когда оно было и когда закончилось. А когда оно было - что оно означало? Невозможность выехать из деревни? Или необходимость перед тем, как уехать - сходить в сельсовет и оформить документ?

          • Игорь Вадимов, в комментах получилось странно - технике противопоставляется бригада приезжих. А если экскаваторщик - таджик?? Дело только в количестве - один таджик-экскаваторщик или бригада с лопатами этих же таджиков? Таджик - собирательный образ и не имеет отношения к национальности.

            Рабовладельчество в селе при Союзе - в районе конца 40-х середине 50-х. Я же сделал упор, что можно было получить, если председатель - родственник. Были какие-то директивы (на каком уровне-не скажу), пресекающие самовольное перемещение населения. Вот по повестке в военкомат, по комсомольским путевкам - без вопросов, сгоняли в стадо, грузили в вагоны и к месту назначения.

            • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 5 марта 2013 в 16:43 отредактирован 5 марта 2013 в 16:46 Сообщить модератору

              Юрий Лях, ничего странного, все более чем понятно:
              А если экскаваторщик - таджик?? Дело только в количестве - один таджик-экскаваторщик или бригада с лопатами этих же таджиков? - понимаете, какое дело, нет у нас таджиков-экскаваторщиков. Пока нет - раз уже первые купили себе дома и становятся своими, значит скоро уже будут и таджики-экскаваторщики. Но это дело будущего, а пока что - если экскаваторщик, то местный. А если лопатой, топором, пилой орудует - значит или местный, или таджик.
              Таджик - собирательный образ и не имеет отношения к национальности. - боюсь, что те, о которых я писал - самые настоящие таджики. Уж больно много разных моих соседей, с ними столкнувшихся, поговоривших - их так называли.
              Рабовладельчество в селе при Союзе - в районе конца 40-х середине 50-х. -- всего лет 6-9? И, если не трудно, то - в каком именно районе СССР. Про ЗАпадную Украину, Львовщину, я уже говорил, был еще один пост другого свидетеля - там тоже мимо. Так в каком именно районе СССР с конца 40х по середину 50х был рабовладельческий строй?
              Я же сделал упор, что можно было получить, если председатель - родственник. - у моих родичей никакой председатель в знакомых, вроде, не был, могу спросить - но наверняка бы ПРО ТАКОЕ травили бы в первую очередь.
              Были какие-то директивы (на каком уровне-не скажу), пресекающие самовольное перемещение населения. -- так в каком конкретно районе СССР был рабовладельческий строй? А то - кто-то что-то где-то, наверное приказывал...

              • Игорь Вадимов, Слобожанщина (Харьковская область).

                • Юрий Лях, ну что сказать?
                  Про Львовшину - знаю точно - такого не было.
                  Про Кубань - знаю точно со слов родителей жены (хотяпрямой вопрос - были ли они рабами - я им не задавал)- такого не было.
                  Про Псковщину - тоже точно знаю со слов очень хорошего друга - такого не было.
                  А вот про Слобожанщину такого не знаю. Верю Вам на слово. В Слобожанщине было рабовладение в середине прошлого века.

          • Игорь Вадимов,
            отчего же, руководствуясь этой идеей, герой вашей статьи не роет дренажную канаву на своём участке сам?

            Оценка статьи: 1

            • Людмила Вахрушева, вопрос поставлен неверно.
              Герою надо было не пожалеть лишнюю тысячу рублей - чтобы сделать эту канаву экскаватором. Вы, раз упоминаете об этом проступке героя, должны были прочитать, что был выбор между бригадой таджиков и экскаватором...
              Возможно, дело было в том, что отдав, скажем 5000р, человеку, с которым договорился об этом деле, герой так бы и не знал - кто именно выкопал эту канаву, то ли таджики за 4000, то ли экскаватор за 5000. Копали-то в его отсутствие, в рабочие дни недели.

              • Игорь Вадимов, вопрос был риторический. Ответ и так понятен, что идея о своих человеческих ресурсах- это только идея.

                Оценка статьи: 1

                • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 5 марта 2013 в 14:48 отредактирован 5 марта 2013 в 15:02 Сообщить модератору

                  А-а-а! Людмила Вахрушева, я Вас просто не понял! Вам надо было не отвечать, поскольку ответ Вам был не нужен и даже вреден!
                  Тем более, ввиду необходимости писать покороче, в статью не вошли мелочи, что дачу на этом участке наша семья построила самостоятельно, только купив доски, брус и много-много цемента (пардон, недописал - еще и десятки других наименований товара, от гвоздей и шурупов, стекла и прочего - до шифера, кирпича и побелки). А потом мы сами (в основном я) выровняли неудобья и выкопали противопожарный водоем (2*2*1.5 метра).
                  А вот то, что потом, через 15 лет я нанял бригаду и построил баню, гараж и выкопал канаву - это сразу доказывает, что нам, в России своими силами никак не управиться...
                  Да, кстати - я еще и дорогу к участку "сделал", т.е. купил 5 самосвалов песка и договорился с бульдозеристом, он эти кучи разровнял, сделав дорогу проходимой.
                  Вот если бы я сам в тачке от песчаного карьера возил и лопатой разбрасывал - это было бы правильно. А раз самосвалы и бульдозер, значит - плохо?
                  А как же плохо, что я участвовал в складчине и мы скинулись, а один из нас купил с десяток самосвалов гравия и нанял бульдозериста - он дорогу в деревне сделал нормальной...
                  И еще раз, коли уж Вы не поняли.
                  Опора на свои силы - это не лопатой махать. Это нанять бульдозер, или экскаватор, купить Н самосвалов песка или гравия. И - сделать.

                  • Людмила Вахрушева Читатель 5 марта 2013 в 15:42 отредактирован 6 марта 2013 в 00:05 Сообщить модератору

                    Игорь Вадимов,
                    Вообще я говорила о статье и её герое, а не о вашей даче и ваших самоcвалах с песком.

                    "Рыть самому"-это в официальной организации официально оплатить нужную услугу. Не так?

                    Статья мне не понравилась, её пренебрежительно-презрительный тон по отношению к "узбекам, таджикам, киргизам и пр.", которые не живут по разным причинам "в своем ...стане".

                    Оценка статьи: 1

                    • Людмила Вахрушева, раз Вы говорили "совсем о другом", поменяйте, читая мои ответы слова "я", моя семья" - на "герой".
                      Что статья Вам не понравилась - ОЧЕНЬ верю.
                      Что я пренебрежительно отношусь к "узбекам, таджикам и пр." - НЕПРАВДА.
                      Просто я не проникся идеей "космополитизма". Я жил и работал в Италии. И там меня, инженера, программиста, работавшего по специальности - некоторые товарищи воспринимали, как "понаехавшего". Но, самое главное - за 2 года работы я понял, что там - чужая мне страна, чуждая культура. Понял, что для того, чтобы остаться, я должен стать итальянцем, перестать быть русским (а также так должны были бы сделать мои жена и дети) - и я вернулся в Россию. В самый разгар царившего тогда тут БАРДАКА. Но жить со своими тогда для меня значило БОЛЬШЕ, чем жить в уюте в Италии, ломая себя и превращаясь в итальянца.

                      ...а "рыть самому" - это брать лопату и копать. И НИКАК ИНАЧЕ.
                      А когда кого-то нанимаешь для работы - это НЕ РЫТЬ САМОМУ, а нанять специалистов.
                      (Кстати - кроме как в покупке досок, цемента, пр. материалов, я НИ РАЗУ НЕ ОБРАЩАЛСЯ В ОФИЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ - их у нас просто нет. Все работы, которые я заказывал, я делал "через соседей", "через знакомых", и т.п.)
                      А насчёт "пренебрежительно-презрильного тона" - попробуйте перечитать, что я написал. Если отбросить предубеждения против "лично автора" - Вы убедитесь, что никакого пренебрежения нет и никогда не было. Вам показалось.

  • У меня много друзей таджиков, узбеков и "пр.", как выражается автор. Но я их не считаю таджиками, узбеками и "пр." Для меня это люди!.. Интересные, своеобразные, порой загадочные... Когда правители всех мастей не могут на местах организовать жизнь людей, то люди отправляются на заработки. Отправляются с одной целью - прокормить себя и свою семью. Уважаю таких людей - тех самых, что готовы терпеть лишения, оскорбления, испытывать жутчайший дискомфорт, но ...работать. Работать кем угодно, но РАБОТАТЬ.

    Вьетнамцев - просто люблю. Они меня научили правильно понимать коммерцию.

    • Вячеслав Старостин, боюсь, Вы начали бороться с воображаемым противником.
      Все приезжие, или живущие здесь люди (как и в любом месте земного шара) имеют национальность. И это - не унизительно. Быть русским, или узбеком, или таджиком, или... или... или...
      Вы ошибаетесь, не считая таджиков - таджиками. И таджики - таджики. И туркмены - туркмены. И татары 0 татары. И удмурты - удмурты, а татары - татары.
      И нет в этом ничего унизительного.
      Возможно, я написал недостаточно прямо - да, люди приезжают в Россию НА ЗАРАБОТКИ, потому что дома заработать на хлеб не могут.
      ... и еще - я не люблю никого из-за национальности.
      Очень уважаю турок - за их простоту и прямоту(в массе)... Хотя и среди турок есть особи неприятные.

      • Игорь Вадимов, не тот уровень.. Вам уже не пристало писать "хрень интернетную". За любой национальностью лежит культура. А это - не одна докторская диссертация, как минимум. Как максимум - кладезь мудрости нации.

        Вспомнилось, как давным-давно пришлось провести ночь на ж\д вокзале в Казани... Были там и выходцы из Кавказа. Не знаю, что за народность была, но до сих отчетливо помню, как женщины НИ РАЗУ НЕ ПРИСЛОНИЛИСЬ спиной к спинкам сидений в течении всей ночи. А мужчины ни разу не присели, видя лишения своих женщин. ОХРЕНЕТЬ!.. Лица женщин - просто неземной красоты. Мужчины - действительно орлы...

        Эх вы, товарисчь автор, нация - это что-то настоящее!.. Гораздо большее, чем глава в стрёмном учебнике. Еще раз, Игорь Вадимов, уходите, пожалуйста, из бла-бла-бла. Пишите настоящее. Это очень трудно, но благодарнее, что ли.