Сергей Курий Грандмастер

Как был написан хит про пассажира, смотрящего в окно? Ко дню рождения Игги Попа

В рок-музыке есть песни, примитивность и простота которых балансирует на грани гениальности. Если человеку с классическим музыкальным вкусом прокрутить песенку «The Passenger» («Пассажир»), то он испытает чувство крайнего недоумения — как можно называть песню великой, если в ней всего четыре закольцованных аккорда и почти полное отсутствие того, что называют интересной аранжировкой? И по-своему он будет прав.

Обложка сингла «The Passenger» группы SIOUXSIE AND THE BANSHEES обложка диска

Классического музыканта за такую «музыку», скорее всего, закидали бы гнилыми помидорами. Но в том-то и дело, что основа рок-музыки — не количество аккордов и музыкальные изыски (которые, конечно, не отменяются), а тот энергетический посыл, который должен растормошить слушателя. А этого у песни «The Passenger» не отнять. Что до аккордов, то на ту же последовательность можно написать ещё немало других песен — например, «Всё идёт по плану» ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ или «Предчувствие гражданской войны»…

Что касается «The Passenger», то она, как известно, входит в арсенал Джеймса Ньюелла Остенберга, более известного миру как Игги Поп. Он славен тем, что был одним из первых настоящих панков. Ещё в конце 1960-х в составе группы THE STOOGES Игги писал дикие трёхаккордные песни, буянил на сцене, дрался с публикой, резал себя на сцене бритвой и изобрёл знаменитый прыжок в толпу (иногда заканчивающийся множественными травмами). Добавьте к этому постоянное испытание на себе всяких вредных веществ, и тогда поймёте, почему Поп однажды сказал: «Самое большое чудо на свете — это то, что я ещё жив».

Однако на заре карьеры певца эти таланты не были особо востребованы. Модного стиля «панк» тогда ещё не было, а примитивистское творчество Игги энтузиазма у слушателей не вызывало. По сути, в начале 1970-х годов у Попа был лишь один влиятельный поклонник по имени Дэвид Боуи. Именно Боуи решил реанимировать творческую карьеру Игги, который к тому времени распустил свою группу и тщетно пытался вылечиться в клинике от пристрастия к героину.

Надо сказать, что и сам Дэвид в то время сидел на наркотиках. Поэтому, взяв в охапку Игги, он отправляется в добровольное самоизгнание в Западный Берлин. Почему он решил, что Западный Берлин — удачное место для «очищения» — непонятно, для этого гораздо лучше подошёл бы Берлин восточный, социалистический.

В общем, от зависимости ребята так и не избавились, зато записали два удачных альбома с символическими названиями «The Idiot» («Идиот») и «Lust for Life» («Жажда жизни»), которые положили начало творческому ренессансу Игги. Оба альбома вышли в 1977 году, последний писался фактически вслед за первым, поэтому в процессе его подготовки была велика доля спонтанности и импровизации. Например, на рифф заглавной песни — «Lust for Life» — Боуи вдохновили звуки азбуки Морзе, которыми открывались американские новости, транслирующиеся в Берлине. Впоследствии эта песня станет одной из центральных тем популярного фильма 1996 г. «На игле».

Надо сказать, что Поп не был таким уж плодовитым сонграйтером. На альбоме лично им была написана лишь одна песня «Sixteen». Основу же для песни «The Passenger» Попу принёс сессионный музыкант — шотландский гитарист Рики Гардинер. Сам Рики вспоминал, что этот гитарный ход выскочил у него сам собой, когда он сидел под цветущей яблоней на пороге своего сельского дома и бренчал, наслаждаясь прекрасным весенним утром. Когда же Гардинер явился на запись к Попу, тот сразу же спросил — есть ли у него какой-нибудь материал для песни. Обескураженный гитарист начал играть те заветные четыре аккорда, а Игги тут же напел на них не менее простой созерцательный текст в стиле акына — «Что вижу, то и пою».

Я — пассажир, я остаюсь за стеклом,
Я смотрю через своё окно, там так ярко,
Я вижу, как звёзды появляются сегодня ночью,
Я вижу яркое и чистое небо,
Проезжая по грязным закоулкам города,
И сегодня ночью всё выглядит прекрасно.
И я пою: ла ла ла, ла-ла-ла-ла…

(В «ла-ла-ла"-припеве Попу подпевал Боуи — С.К.)

Текст был навеян поездками Игги в берлинском метро. Также считается, что сам образ был почерпнут из стихотворной лирики Джима Моррисона, который сравнивал современную жизнь с путешествием на машине…

В общем, альбом «Lust for Life» был записан крайне живо, по утверждению Игги — всего за восемь дней. Это не помешало альбому занять 26-е место в США и стать самым коммерчески успешным в творчестве Попа. Интересно, что в поддержку пластинки был выпущен всего один сингл — «Succes», где «The Passenger» занимал 2-ю сторону. Это не помешало авторитетному журналу «New Musical Express» назвать «Пассажира» одним из «самых прилипчивых трэков Игги Попа».

Постепенно, без особых взлётов и мест в хит-парадах, «The Passenger» становится одной из самых знаковых песен Игии и классическим рок-стандартом. Её исполняет персонаж Попа в компьютерной игре «Lego Rock Band», она же звучит в рекламе новозеландской телефонной сети, где музыканты группы, находящиеся в разных местах, исполняют песню с помощью мобильной связи.

«The Passenger» звучит во множестве саундтреков, каверов записано ещё больше. Но самым запоминающимся кавером, наверняка, является версия пост-панк коллектива SIOUXSIE AND THE BANSHEES с трубами, которая очень понравилась самому автору. Благодаря запоминающемуся клипу и необычному образу певицы Сюкси, многие слушатели впервые услышали «Пассажира» именно в этом исполнении.

Обновлено 6.03.2018
Статья размещена на сайте 17.04.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: