Сергей  Константинов Профессионал

Почему «Красные Ворота»? От XVII века до наших дней

Красные Ворота… Что вы представляете, когда слышите эти два слова? Скорее всего, одну из станций московского метро, имеющую выход на Садовое кольцо и формой напоминающую арочные ворота. Лишь единицы вспомнят дивной красоты арку с одноименным названием, которая стояла когда-то недалеко от выхода с этой станции, посреди современного Садового кольца.

Vlad.Romensky, Shutterstock.com

Удивительно, но так уж распорядилась судьба, что именно станция метро донесла до нас исконное название, что носило до начала XX века это место, и на настоящий момент только старые фотографии сохранили для нас первоначальный вид площади Красных Ворот и саму триумфальную арку. Попробуем собрать воедино крупицы оставшейся информации.

Площадь Красные Ворота расположена на Садовом кольце, между Садовой-Спасской и Садовой-Черногрязской улицами, в Басманном и Красносельском районах Центрального округа Москвы. В XVII веке на этом месте не было ни площади, ни триумфальной арки, шел только земляной вал, и местность была заселена весьма слабо. Для въезда в город в валу были сделаны ворота. Они назывались Мясницкими, или Фроловскими по выходившей к ним улице. Рядом с воротами располагалась церковь Трех Святителей. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня.

Изначально Красные Ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Эта арка сгорела при большом пожаре 1737 года и была восстановлена в 1742 по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошел еще один пожар, и эти ворота опять сгорели.

В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную, построенную архитекторами Екатерины I. Строительство Красных Ворот длилось четыре года. Это был типичный образец стиля барокко с богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство и Милость. Ворота были украшены пятьюдесятью яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея перед залом Петра I.

До середины XVIII века ворота так и назывались Триумфальными. Позже за ними прочно установилось название Красных Ворот, потому что через них шло движение из центра города в Красное село. Также существует мнение, что «Красными» ворота прозвали жители за их красоту. Что касается цвета самой арки, то первоначально ворота были окрашены в белый цвет. В красный цвет их окрасили только в XIX веке.

После 1812 года земляной вал срыли, а площадь перед Красными Воротами со стороны города в 1820-х годах застроили. 3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов. Крестили новорожденного в церкви Трех Святителей.

Красные Ворота часто украшались портретами правителей России. Изначально над пролетом арки располагался портрет Елизаветы Петровны, окруженный блестящим ореолом. В 1825 году он был заменен двуглавым орлом для коронации Николая I. В советское время на них вешали плакаты с Лениным.

Попытки сноса арки Красных Ворот предпринимались московскими властями еще в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига. Позже, с появлением в Москве трамвая, одна линия пролегла сквозь арку Красных Ворот, что вызвало протесты среди тогдашних ценителей старины.

К началу XX века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года арку «отреставрировали», убрав державный элемент в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда-то. Красные Ворота побелили. Однако в таком виде они простояли недолго. Уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести. К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты.

Великолепные триумфальные ворота были уничтожены как мешающие проезду городского транспорта! Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трех Святителей у Красных Ворот.

Но история Красных Ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который сейчас многие считают Красными Воротами, давшими название площади. Станция была открыта 15 мая 1935 года. Автор наземного вестибюля — архитектор Н. А. Ладовский. В интерьере станции запечатлен символический образ Красных Ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала и отделка пилонов выполнены из красного грузинского мрамора. В 1938 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции метро Красные ворота получил Гран-при.

Дом, где родился М. Ю. Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949—1953 годах архитектором А. Н. Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году она стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Обновлено 30.04.2013
Статья размещена на сайте 28.04.2013

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: