• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Пасха 2015
Олег Силантьев Дебютант

Когда праздновать Пасху?

Расхождение между датами православной Пасхи и католической распределяется следующим образом: западная Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% - разница в 4 недели, и 20% - разница в 5 недель (больше лунного цикла). В 2015 году дата Пасхи Христовой — 5 апреля у католиков и 12 апреля у православных христиан.

vsl, Shutterstock.com

А почему? Или кто-то празднует Пасху неправильно? История этого праздника насчитывает не одно тысячелетие, и изложить всю информацию в небольшой статье архисложно. Однако попробую.

Истоки

Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. У иудеев в году есть три крупных праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники памятуют три этапа исхода еврейского народа из Египта. Песах знаменует свободу, связанную собственно с исходом, Шавуот придает свободе духовное значение, отмечая явление Торы на горе Синай, а Суккот подчеркивает, что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной.

Согласно Библии, Иисус Христос во время своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках (Ин. 2, 13−25; 5, 1−47) и Его примеру следовали апостолы после Вознесения (Деян. 2, 1; 20, 16). Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т. е. в тот же самый день, когда иудеи совершали свой праздник.

Календари

Иудейский. Древние израильтяне, разрабатывая свой календарь, основывали его главным образом на движении луны. Луне требуется приблизительно 29,5 дней, чтобы обернуться вокруг Земли. Именно начало появления луны на небе, новой луны, и указывает на начало нового месяца для евреев. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался високосный год продолжительностью в 384 дня.

В древнем Израиле на тридцатый день месяца в Иерусалиме собирался Синедрион, великий законодательный суд, и ожидал прихода двух надежных свидетелей, которые лично заверят, что сами видели на небе молодой месяц. После чего Синедрион объявлял этот день днем новолуния, Рош Ходеш (голова луны). При Галлеле 2, патриархе Палестинского иудейства, был выработан постоянно действующий календарь. Он основан на 19-летнем лунно-солнечном цикле, предложенным астрономом древности Метоном в 432 г. до н.э. Високосные годы в нем располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Юлианский. Римский император Юлий Цезарь ввел в употребление 1 января 45 г. до н.э. получивший название по его имени юлианский календарь. За основу был взят Египетский календарь, с постоянным годом в 365 дней, плюс использование системы високосных дней, добавляемых каждые 4 года. Неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25−365,2422)=128).

Григорианский. В 1582 г. при Римском папе Григории 13 было предложено усложнить систему вставки високосных дней. В течение 400 лет их количество уменьшалось на 3, т. е. 100, 200 и 300 годы каждого четырехсотлетия не были високосными, 400 же год оставался високосным. Ошибка такого календаря составляет 1 день за 3333 г. (365+97/400=365,2425; 1/(365,2425−365,2422)=3333). В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней, и она увеличится до 14 дней в 2100 г., который по юлианскому календарю будет високосным, а по григорианскому — простым.

Новоюлианский. В 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей, его участники утвердили исправленный юлианский, или т.н. «новоюлианский» календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365+218/900=365,24222, т. е. ошибка в 1 день в нем будет накапливаться по истечении более чем 40 000 лет.

Пасхалии

После того как в 344 г. был введен общеобязательный иудейский календарь, возникла проблема: иудейский праздник, вычисленный по новому иудейскому календарю, случался время от времени раньше весеннего равноденствия. Чтобы исключить такую ситуацию, две основные христианские кафедры — Рим и Александрия — начали независимо друг от друга составлять собственные пасхальные таблицы (пасхалии). В их основу были положены астрономические данные той эпохи.

Римская и Александрийская пасхалии были основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Разница заключалась в дате весеннего равноденствия (18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно), цикле, который лежал в основании пасхалии (8- и 19-летний цикл), и пасхальных границах, т. е. предельных датах празднования Пасхи. Поэтому она могла совершаться на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке — с 22 марта по 25 апреля.

На первый взгляд эти расхождения являются несущественными, однако на практике они были очень ощутимыми. Так, уже через год после 1-го Вселенского Собора, утвердившего это правило, Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни: 3 и 10 апреля соответственно.

Папская булла «Inter gravissimas» о введении григорианского календаря была адресована только католическим правителям Европы, в ней не упоминались ни православные, ни протестанты, на которых эти постановления не распространялись. Поэтому Католическая Церковь отмечает Пасху по Римской пасхалии и григорианскому календарю.

В основании практики празднования Пасхи Православной Церковью лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии).

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями — 13 дней в 21-м веке. Но каким бы ни было это расхождение, дух праздника живет в душе каждого христианина, независимо от принадлежности к конфессии (католик, православный или протестант).

По слову свт. Мелитона Сардийского, заклание ветхозаветного беспорочного агнца сделалось спасением Израиля, и смерть его стала жизнью народа. Такую Жертву принес Иисус Христос на Голгофском Кресте. Он добровольно отдал себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти.

Статья опубликована в выпуске 7.04.2015

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Понравилась статья, познавательно. Вот вся это неоднозначность календарей, дат, назначений праздников, как всегда вызывает во мне сомнения, все это люди придумали, разве не так? Какие откровения свыше, нет такого. Люди придумали, люди назначили, введено в традицию.

    Вот что значит греховное проклятие? - для меня это просто недоступно, соответственно не постигаю я и искупления. Я не знаю, что будет за чертой моей жизни, но, ни в какую геенну огненную я точно не верю. Мои радости и мои страдания это и есть моя жизнь и всем спасибо! (не знаю, кого благодарить, но все равно спасибо и все тут )

    Оценка статьи: 5

    • Брюханова Ирина, И воздастся каждому по вере его. Не помню откуда, и не гарантирую точность цитаты. Не верите в геенну огненную и слава Богу. Люди придумали, в традицию ввели? Конечно. Ну не Дарвиновская - же обезьяна построила Стоунхендж и пирамиды, и, наверное, не она выложила камешками лабиринты в Карелии. Все это сделали люди. А вот для чего, это вопрос. И правильный ответ на этот вопрос поможет не только подняться с колен, но и приблизиться к пониманию Бога. Только приблизиться, потому что невозможно познать бесконечное конечным разумом, познать вечное разумом, подвластным времени.

      • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 3 мая 2013 в 12:39 отредактирован 3 мая 2013 в 12:56 Сообщить модератору

        Олег Силантьев,
        Вот эти слова – « И воздастся каждому по вере его» я помню только в одной книге. В «Мастере и Маргарите» Там момент был, когда Воланд отправлял в небытие череп Берлиоза.

        « Вы всегда были проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие»

        В библии о вере и воздаянии тоже много написано, но не спец, не буду об этом.

        В части дарвиновской обезьяны и всяких чудес света, соглашаюсь с вами, что люди это придумали, и сотворили и зачем непонятно, но мы ведь просто ответа пока не имеем? Разве не так?

        При чем тут поднимание с колен и приближение к богу. Единственное ограничение человеческого познания это ограничение нашей короткой жизнью, но есть еще и накопительное знание. А понимание Бога в разумении жизни и бесконечности времени это так умозрительно и так невразумительно, что я согласна пусть мне будет по вере моей.

        Оценка статьи: 5

  • Николай Лаврентьев Читатель 3 мая 2013 в 11:14 отредактирован 3 мая 2013 в 11:27 Сообщить модератору

    Статья написана хорошо. Язык хороший. Да и видно, что над материалом автор потрудился.
    К сожалению, ни слова нет ни о славянском происхождении праздника под названием ПАСХЕТ, который праздновался в честь завершения 15-ти летнего исхода славянско-арийских родов из Даарии и имевшем место 111 812 лет назад, ни о древне-славянском календаре, согласно которому сегодня идёт 7522 Лето от СМЗХ и который существенно точнее Новоюлианского, и в основе которого было сакральное число 9, а не 12, как сейчас. И природных сезонов было 3, месяцев в Лете — 9, и дней в неделе тоже 9.

    Короче, последняя, самая свежая легенда о происхождении этого праздника, а именно иудейская, забила все остальные. И, разумеется, многие апологеты этой легенды приложили немало старания, чтобы вытравить из памяти человечества более древние традиции. Причем настолько, что о них даже упоминать нынче не полагается. А то и вовсе считается дурным тоном. Политкорректно быть в последнем тренде. Иначе не поймут и забросают гнилыми помидорами.

    Многое в статье упущено. И тем не менее, текст читается легко.

    Оценка статьи: 4

    • Николай Лаврентьев, В этой статье речь идет о празднике, когда люди поздравляя друг друга словами Христос Воскрес, думают не о дате Создания Мира в Звездном Храме, а о дне воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. А праздник Пасхетъ, имеющий место быть в день 36 дайлета, имеет другую историю.Кстати сдатировкой Вы лет на 7 ошиблись.

      • Олег Силантьев, Вы правы. Ну, как в таком деле не ошибиться? Как говорят, не согрешишь - не покаешься.

        Я понял, о чем речь в статье. Однако Пасха празднуется не только в христианстве, и не только по современным календарям. Поэтому я и встрял, за что прошу прощения. И началось это еще задолго до воскресения Христа. Просто нынешняя новая Пасха празднуется совершенно не по тому поводу, по какому она праздновалась раньше.

        Оценка статьи: 4

  • И все же я ни черта не понял! Для меня вообще все это кажется каким-то бредом полоумных фанатиков.
    Пасха - древнейший христианский праздник, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
    Какое отношение к этому празднику имеет пасха иудеев?
    Почему этот праздник должен быть переходящим?
    Назовите точную историческую дату воскресения Иисуса Христа.
    Ну ладно можно согласится с тем, что праздник празднуется именно в воскресение. Но какое отношение, надо полагать к историческому событию (воскресению Христа,) имеют дни весеннего равноденствия и первого весеннего полнолуния?
    И наконец какое отношение Библия имеет к христианству?
    Ведь библия была написано, как принято считать до появления христианства.
    Исходя из того, что праздник не имеет точной даты, его можно считать профессиональным.

    • Ури Фри,
      Какое отношение к этому празднику имеет пасха иудеев?
      да прямое! Иисуса вроде как распяли, и воскрес он, в иудейскую пасху. да и сам он, как был отмечено, был иудеем и по рождению, этнически, и по вероисповеданию. впрочем, эти два аспекта связаны почти неразрывно, иудаизм - очень национальная религия.

      Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 5 мая 2013 в 12:00 отредактирован 5 мая 2013 в 12:01 Сообщить модератору

        Александр Смирнов, иудаизм - отнюдь не национальная религия. Иудеями были хазары - народ тюркского происхождения, эфиопы-фалаши, иудаизм принимали представители различных народов, живших на территории Иудеи и на всей территории Римской империи, принимали кавказские народы, славяне и германцы во времена хазарского исхода (после разгрома Хазарского каганата). Это доказано наличием в ДНК евреев-ашкеназим соответствующих гаплогрупп, характерных для славян и германцев. Однако после второй иудейской войны, разрушения Второго Храма и изгнания евреев из Иерусалима Рим запретил иудеям заниматься миссионерством, т.е. привлечением язычников в свою веру, и производить обрезание младенцев, не рождённых в иудейской вере, что, естественно, сильно ограничило распрстранение иудаизма и впоследствии превратило иудаизм в замкнутую на себя религию.
        Для того, чтобы убедиться в том, что те, кого сейчас называют евреями и кто сами себя таковыми считают, этнически не представляют собой единообразного целого, достаточно на них посмотреть! Темнокожие и светлокожие, блондины, шатены, рыжие, черноволосые, тёмно- и светлоглазые - каких только евреев не бывает! Израиль до сих пор по закону о репатриации принимает либо тех, кто имеет хотя бы бабушку-еврейку по материнской линии, либо исповедующих иудаизм- вне зависимости от этнического происхождения. Так переехали в Израиль этнические русские из Новгородской и Воронежской областей - т.н. "субботники", или "иудействующие". В Индии и в Афганистане есть племена, считающие себя потомками пропавших колен израилевых, и по поводу индийцев в Израиле уже принято решение о том, что они подпадают под закон о репатриации. А Вы говорите - "очень национальная религия"...

    • Ури Фри,
      И наконец какое отношение Библия имеет к христианству?
      прямое!
      во-первых, библия - это таки два завета, и ветхий, и новый. вот новый - типа можно назвать христианским
      во-вторых, см. выше, иисус считал себя иудеем (а это см. в Евангелиях, там довольно однозначно он идентифицирует себя с Израилем, Законом и пр. иудаизмом)

      Оценка статьи: 5

      • Александр Смирнов, ну так библия была написана для иудеев и для иудаизма! Точнее получается Ветхий завет для иудеев.
        А Новый получается и есть библия для христиан.
        Я рассуждаю чисто логически, не из религиозных соображений.

    • Ури Фри, тогда Вам сюда. Там подробно описывается, как связана христианская пасха с иудейской - не только датами, но и символами.

      "Какое отношение Библия имеет к христианству" - прямое. Это священная книга христиан. При этом часть Библии, которая называется "Ветхий Завет" - имеет отношение и к иудаизму, являясь (несколько специфическим) переводом Танаха.

      • Марианна Власова, я не спорю, что библия священная книга христиан, но ведь христиане не приемлют многие положения иудаизма, а иудеи некоторые положения христианства.
        И при этом считают труды древних семитов своим главным религиозным учением.
        А ведь к семитским народам относят не только евреев, но и арамеев, некоторые народы Африки, и даже арабов.
        Мало того ислам также является монотеистической религией, и также почитает Ветхий Завет и фактически поклоняется тому же еврейскому богу (но только не Иисусу).
        При этом все эти религии замечательно использовались и используются в разжигании религиозной розни между народами.

        • Ури Фри, зачем нам иудаизм, если у нас вообще другая религия? Кстати, священники рекомендуют начинает изучение Библии с Нового Завета, а не со Старого, который был написан, чтобы воспитывать древних иудеев, во многом специфичен и уже устарел.
          Вот комментарий священника:
          читать дальше →

    • Ури Фри, В Библии есть Ветхий завет. Эта часть написана до Р.Х. И есть Новый Завет, который посвящен событиям, имевшим место после Р.Х. Т.к. в те времена не было единого для всех календаря, он появился несколько позже,у каждого народа были свои особенности летоисчисления.В статье об этом упоминается. А точная(насколько это возможно) историческая дата Воскресения Иисуса Христа - первое воскресение, после первого полнолуния, после весеннего равноденствия.

      • Олег Силантьев, кстати, я тоже как-то читала еще один комментарий священника по одному важному для меня вопросу, в котором говорилось, что до Р.Х. откровение еще не было полным, поэтому при поиске ответов на какие-либо сложные вопросы священнослужители ориентируются на скорее на Новый Завет.

  • тема раскрыта. Доходчиво и понятно.

  • В целом хорошо. Тема требует владения матчастью в немалом количестве, и видно, что матчасть в основном освоена. Но есть несколько мелких моментов.
    Неплохо было бы отметить, что иудейский календарь — лунно-солнечный, а то по обороту «главным образом на движении луны» может создастся впечатление, будто он лунный, а ведь лунным календарям вставные месяцы не нужны.
    Ущербная луна — это и растущая, и убывающая. Новолуние же объявляется, когда покажется молодой месяц.
    Метонов цикл существует объективно, а Метон Афинский его осознал и предложил использовать для лунно-солнечных календарей. То есть корректнее будет не «созданным», а «предложенным».
    Если уж говорить о новоюлианском календаре, то стóит сказать, что пасхалии до сих пор исчисляются в крупнейших православных Церквях по юлианскому, а не по новоюлианскому календарю (в силу чего, кстати, говорить о новоюлианской системе в данной статье особого повода нет — разве что для полноты картины).
    Вот такие мелкие технические недочёты. И ещё: общий характер статьи — научно-популярный, поэтому завершить её нравственным обобщением, конечно, неплохо, но не до такого же пафоса, как в последнем абзаце. На мой взгляд, фраза «Но каким бы ни было это расхождение, дух праздника живет в душе каждого христианина, независимо от принадлежности к конфессии — католик, православный или протестант» — отличное завершение темы.

    Оценка статьи: 4

    • Kabir Kuznetsov, Благодарю за отмеченные моменты, возьму на заметку. В процессе урезания до объёма в 5 тыс.знаков пришлось пожертвовать и кое-какой информацией. И то я не уложился. Спасибо редакции, замечаний по этому поводу не было. Относительно Новоюлианского календаря :В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные Поместные Церкви — новоюлианским, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским.

      • Kabir Kuznetsov Читатель 4 мая 2013 в 13:05 отредактирован 4 мая 2013 в 13:09 Сообщить модератору

        Олег Силантьев, так перечисленные Церкви и есть крупнейшие православные; кроме того, «для исчисления неподвижных праздников» — а Пасха относится к числу подвижных (переходящих) праздников и вычисляется, соответственно, по юлианскому календарю (именно поэтому поздняя граница пасхального интервала не 25 апреля, а 25.04 + 13 дней = 8.05).
        Рад вашему конструктивному подходу; жаль, что пришлось пожертвовать кое-какой информацией (может, стоило разбить статью на две части? Впрочем, вам виднее; раз решили сократить, значит так было уместнее, наверное).

        Оценка статьи: 4

        • Kabir Kuznetsov, Рамки комментария еще теснее, чем статьи, но попробую прояснить свое мнение. По поводу подвижных - неподвижных дат. Если тело движется циклично, то каждый раз, когда оно вновь оказывается в определенной точке это говорит о том, что один цикл закончился и начался другой. Каждый раз, когда планета оказывается в той точке своей орбиты, что наступает равноденствие, это говорит о том, что один год закончился и начался другой. Конечно, если за начало отсчета принято равноденствие. В древнем Иерусалиме Песах провозглашался 14 Нисана. Т.Е. 14 день каждого года был праздник Песах. Стабильность этой даты обеспечивалась стабильностью движения планет. И первые христиане в Ассии достаточно долго отмечали свою пасху в день 14 Нисана. Дестабилизация началась после разрушения второго Храма в 70 г. н.э. Первым шагом был перенос Пасхи на первое Воскресение после 14 Нисана. Ну не делится 365,24220 на 7 без остатка, ну никак не хочет.
          А являются ли неподвижные праздники на самом деле таковыми. Вы отметили, что поздняя граница Пасхи по Юлианскому календарю - 25 апреля, а по Григорианскому - 8 мая. Но ведь астрономически это один и тот же день, только обзывается по разному. А если взять ,например, неподвижную дату 7 января. Является ли она каждый год одним и тем же астрономическим днем? А 2100 по Юлианскому календарю будет високосным, по Григорианскому - нет. Рождество Христово будут праздновать 8 января? Вот и неподвижная дата. А 11 автокефальных церквей для расчета дат неподвижных праздников пользуются новоюлианским календарем, который до 2800 соответствует Григорианскому. Что, раскол внутри Церкви?

          • Олег Силантьев, тут, вы, простите, путаете. Являются ли неподвижные праздники на самом деле таковыми или нет, не имеет для расчёта даты Пасхи никакого значения. Церковь считает Пасху подвижным праздником, следовательно, вычисляет его по юлианскому календарю. Вычисляя Пасху по юлианскому календарю, она получила в этом году дату 22 апреля по юлианскому календарю, что соответствует 5 мая по григорианскому календарю. А если бы Пасха вычислялась по новоюлианскому, то та же дата 22 апреля по новоюлианскому календарю соответствовала бы 22 апреля по григорианскому календарю. И эти два результата — астрономически, безусловно, разные дни.

            Оценка статьи: 4

            • Kabir Kuznetsov, Для того, что бы рассчитать Пасху по Новоюлианскому календарю необходимо пересмотреть Александрийскую Пасхалию, т.к. в этих таблицах даты весеннего равноденствия указаны по Юлианскому календарю. Изначально я предполагал, что сдвиг вызван только переносом на воскресный день. Тогда возник бы вопрос: почему в один год на Пасху снег лежит, а в другой - траву косить можно. Однако в процессе сбора информации проявились еще проблемы: неточность календарей (поэтому и упомянут Новоюлианский, как правильно замечено, для полноты картины), использование разных Пасхальных таблиц, ошибка, накопленная в этих таблицах, использование разных календарных систем. Например, в этом году православные для определения дня Пасхи взяли уже не первое, а второе полнолуние после астрономического дня весеннего равноденствия. В 2002 такая же картина была. Ну и как завершающая мысль: да какая разница когда его праздновать, лишь бы праздник свой смысл не потерял. А смысл праздника лучше всего выражался цитатой в последнем абзаце. Может быть на наш взгляд - немного пафосно, но это мысль глубоко верующего человека, а цитату не перефразируешь.

              • Олег Силантьев, да, тут всё непросто, и все эти тонкости, понятное дело, подробно рассмотреть в статье нет возможности — потому мне и представилось хорошим вариантом простое указание, что несмотря на принятие большинством православных Церквей (кроме, впрочем, РПЦ, ИПЦ, ГПЦ и СПЦ) новоюлианского календаря, пасхалии до сих пор исчисляются по юлианскому.
                А так-то да: и Пасха на разные дни приходится, и Песах (да и просто 14 нисана соответствует несколько разным фазам обращения Земли вокруг Солнца), а, скажем, ‘Ид аль-адха вообще каждый год на 10–12 дней раньше наступает — главное же — смысл, который живёт (должен жить, по крайней мере) в сердце каждого христианина, иудея, мусульманина.

                Оценка статьи: 4

  • статья хорошая,но вот без загадок для русского человека ну никак нельзя.Цитата:" принимал участие в иудейских праздниках ".Если человек рожден в иудейском гос-ве,и проживал там постоянно,если человек рожден в иудейской семье,если человек молился тому же Б-гу что и иудеи,если человек ходил в те же синагоги,что и иудеи,то наверно он и есть иудей?А не просто принимал участие?

    • Марк Аккерман, Конечно Иудей, тем более, что и мать у него иудейка (у иудеев национальная принадлежность матери является основанием для определения национальности ребенка). Однако не принадлежность к племени иудейскому явилось причиной того, что Христиане начали праздновать Пасху, а то, что Христос её праздновал.

  • Статья толковая. Одно замечание. "Рош ходеш" - это попросту "начало месяца". "Рош" - это и "голова" и "начало". В русском тоже такая параллель. "Хлеб - всему голова", да и просто слово "главный"="первый"

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за интересную информацию.

    Оценка статьи: 5

  • Я всегда считала, что Пасха - это языческий праздник, который совпал с воскрешением Христа.

    • Татьяна Черных, нет. это иудейский праздник, с которым совпало воскрешение. к русскому язычеству никакого отношения не имеет. к тому же пасха рассчитывается по лунному календарю, у славян был в ходу солнечный. наши предки были земледельцами, жили по солнечному календарю. просто с пасхой многие аутентичные праздники сдвинулись и теперь привязываются отчасти к пасхе. в этом влияние христианства на народный календарь.

      Оценка статьи: 5

      • Александр Смирнов, язычество было не только на Руси

        • Александр Смирнов Александр Смирнов Грандмастер 3 мая 2013 в 17:12 отредактирован 3 мая 2013 в 17:15 Сообщить модератору

          Татьяна Черных, ну мы как бы говорим о России... здесь была своя система верований, сюда пришло именно православное христианство. специфика, однако!
          к слову, в европе язычество пораньше уступило христианству. ну не во всей европе, но все же.

          к тому же - к какому другому язычеству имеет отношение пасха? разве что к иудейской вере... которую не принято называть язычеством. вообще сам термин язычество очень уж обобщающий. что-то мне подсказывает, что сами язычники любых народов себя не именовали язычниками
          это довольно условный термин, отражающий наш иуде-христианско-мусульманский взгляд на не-авраамистов, а особенно приверженцев многобожия. только и всего.

          Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных, при разговоре о совпадениях скорее на ум приходит Рождество, которое, правда, не столько совпало с праздниками в честь Митры (зороастрийское божество), сколько было назначено на близкую дату для вытеснения оных праздников. Если считать зороастризм язычеством, то речь, стало быть, о Рождестве. А Пасха действительно восходит к иудейскому Песаху.

      Оценка статьи: 4

  • Николай Лаврентьев!Что за бред,какие 111812 лет?Какие 9 дней в неделе?Понятие "неделя" введено в Библии,т.к. Б-г все создал за 6 дней,а в седьмой отдыхал(почему у иудеев суббота-святой день отдыха).Читайте Никольского-русского ученного,историка религии.Работал еще в царских университетах и немного в советских(умер где-то в 30 годы).

  • Олег Силантьев,
    скажу только, чт осама статья написано хорошо. тема ведь какая? когда кто и почему именно так отмечает Пасху. имхо, тема достаточно раскрыта. уж для короткой статьи - точно раскрыта. написано хорошо, прочитал с удовольствием и пользой. оценка 5. как говорится, пеши исчо!

    Оценка статьи: 5