Сергей Курий Грандмастер

Как группа CREEDENCE «наехала» на президентских детей, играла на коровьих кишках и хотела остановить дождь?

В прошлый раз мы оставили группу CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL на взлёте их карьеры — в 1969 году. 1969 год вообще оказался для КРИДЕНС «урожайными», как на альбомы (их вышло аж три!), так и на хиты.

Vadim Labinsky, Shutterstock.com

«Fortunate Son» (1969)

Несмотря на имидж «парня из глубинки», Джон Фогерти никогда не был республиканцем, и вместе со всей прогрессивной молодёжью не понимал, ради чего молодые парни отдают свои жизни во Вьетнаме.
Как-то раз он прочитал о готовящейся свадьбе двух «элитных» отпрысков — Джули Никсон (дочери президента Никсона) и Дэвида Эйзенхауэра (внука президента Эйзенхауэра). «Уж этих-то точно воевать во Вьетнам не пошлют» — мрачно ухмыльнулся Джон.
А тут ещё и в его записной книжке отыскалось выражение «Fortunate Son» («Везунчик»). Всё вместе пришло в резонанс, и на свет родился одна из самых яростных песен КРИДЕНС. Также это была одна из первых рок-песен, которая рассматривала вьетнамскую тему с позиций социального неравенства.
Именно под «Fortunate Son» героя фильма «Форрест Гамп» отправляют на войну во Вьетнам.

Джон Фогерти:
«Fortunate Son», имущие, люди, которых не очень-то любят. Те, кто живут в лучших районах, ездят на больших автомобилях. Люди, которых я не уважаю.
…Был вечер понедельника или вторника, и моя дисциплинированность требовала, чтобы я всегда был готов со своими партиями. Так что я пошел в спальню, сел на край постели с листом бумаги и фломастером. И песня пошла. Я вопил внутренне, очень сильно, но без слов.
…Я имел в виду современных деятелей вроде Боба Дорана или Ньюта Гингрича (сенаторов — С.К.), которые размахивают флагом с помпезностью и претензией, будто прячутся за ним. Я не был одним из их детей! Я не был Дэвидом Эйзенхауэром!"

Забавно, что CREEDENCE позволили сыграть этот хит на ТВ-шоу Эдда Саливана. Руководители шоу, привыкшие выбирать непроблемный репертуар, просто не поняли, что «Fortunate Son» — песня протеста.
В принципе, с песней CREEDENCE произошла та же история, что и с «Born In USA» Брюса Спрингстина, которую нередко использовали с точностью до наоборот, как некий «патриотичный» гимн. Например, в 2001 году «Fortunate Son» прозвучала в рекламе джинсов Wrangler. Создатели ролика схитрили, взяв лишь две первые строчки песни — «Некоторые люди рождаются, чтобы развевался флаг красно-бело-голубой». Следующие строчки — «И когда оркестр играет приветствие начальнику, они направляют орудия на тебя» — естественно, остались за бортом.

Тем не менее, популярность «Fortunate Son» возрастает каждый раз, когда США затевают очередную заварушку — будь то Ирак или Афганистан. В 2005 году Фогерти в своей сольной песне «I Can’t Take It No More» называет «везунчиком» Джорджа Буша-младшего. А в 2010-м перезаписывает «Fortunate Son» вместе с FOO FIGHTERS.

Джон Фогерти:
«Получилась версия, не сильно отличающаяся от оригинала, но с точки зрения музыкальной энергетики она звучит ближе к тому, как играют FOO FIGHTERS. Оригинальная запись по тем временам звучала как хэви-метал. В те годы только-только появились LED ZEPPELIN, и еще никто не выкручивал ручки громкости усилителей в крайнее положение».

«Down on the Corner» (1969)

Впрочем, не забывала группа и о более приземлённых и простых темах. В конце 1969 году CREEDENCE решили поиграть с модной тогда «концептуальностью» и выпустили альбом «Willy and the Poor Boys» («Вилли и Бедняки»). Данное выражение содержало шуточный каламбур (отсылка к имени Винни-Пуха — Winnie-The-Pooh), но — главное — было названием некоего вымышленного музыкального бэнда, состоящего из бедняков, играющих за гроши на чём придётся.

Вымышленную группу представляла песня «Down on the Corner» («На углу») с запоминающимся басовым риффом. CREEDENCE, конечно, могли позволить себе бас-гитару, а вот ВИЛЛИ и БЕДНЯКИ — вряд ли. Поэтому в песне поётся о совсем других инструментах: «Рустер бьет по стиральной доске», а «Руфус дергает свой бас за струны, сделанные из кишок». Все эти самопальные инструменты можно увидеть на обложке пластинки, где КРИДЕНС изображают своих «альтер эго». Интересно, что во время этой фотосессии у фотографа закончилась плёнка. И пока он отсутствовал, группа от скуки действительно дала импровизированный концерт на всех этих досках-кишках.

Те же инструменты можно видеть и во время представления «Down on the Corner» на ТВ. Но если в этой песне музыканты только имитировали, что играют на них, то в другой — «Poorboy Shuffle» — можно действительно услышать и бас из кишок, и стиральную доску.
«Down on the Corner» и «Fortunate Son» вышли на одном сингле, и обе имели успех (№ 3 и № 14 соответственно).

«Travelin' Band» (1969)

Название следующего хита «Travelin' Band» — «Путешествующая группа» — как нельзя лучше описывала жизнь CREEDENCE в 1969 году. Постоянные гастроли, участие во многих крупных фестивалях (включая Вудсток), жара, постоянно теряющийся багаж… Всё это сумасшествие было прекрасно описано в заводном хите, который… чуть было не осудили за плагиат.

Звукозаписывающая компания, которой принадлежали права на песни Литтл Ричарда, утверждала, что «Travelin' Band» практически копирует песню «Good Golly Miss Molly». Басист CREEDENCE — Стю Кук — недоумевал: во-первых, если уж их песня и похожа на хит Ричарда, то на совсем другой — «Long Tall Sally», а во-вторых, это же классический рок-н-ролл, отсылка к классике 1950-х годов.
В общем, дело как-то замяли без суда, а «Travelin' Band» заслужено заняла в хит-параде 2-е место (как мы помним, с первым местом КРИДЕНС никогда не везло).

«Who'll Stop the Rain» (1969)

На второй стороне сингла «Travelin' Band» размещалась более лирическая и серьёзная композиция под броским названием «Кто остановит дождь?».
Тогда большинство слушателей восприняла песню как очередную разработку вьетнамской темы — пусть и завуалированную и метафоричную. Автор разделял подобную точку зрения.

Джон Фогерти:
«Неприятно об этом говорить, но хотя я люблю свою страну и чувствую себя американцем, я начал испытывать стыд за наше правительство. Мне казалось, что оно больше не выражает мои интересы и людей подобных мне. И я написал эту песню».

Также музыкант вспоминал, как играл «Кто остановит дождь?» дома, и его маленький сын Джош прямодушно сказал: «Папа остановит дождь». Джон переглянулся с женой и ответил: «Ну, это вряд ли».
Однако в 2012 году на концерте в Аризоне Фогерти рассказал совсем другую историю — о том, как во время Вудстокского фестиваля полил мерзкий дождь. Джон посмотрел на мокрых, грязных, жмущихся друг к другу зрителей и в тот же день написал «Who'll Stop the Rain».

На этой красивой песне мы завершаем эту статью. А рассказ о хитах КРИДЕНС закончим уже в следующей.

Обновлено 29.05.2013
Статья размещена на сайте 27.05.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: