• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Индиктор Мастер

Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно

Если вы не умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте — всё равно хотя бы раз в жизни испытали непреодолимую тягу потрогать струны гитары или постучать по клавишам фортепиано. Вряд ли получилось что-то пристойное, ладное. Если вы продолжили мучить инструмент, слушатели наверняка возмутились: «Эй, в ладу ли ты с самим собой, дружок? Может, хватит?».

Le Do, Shutterstock.com

Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

Давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений — звуками. У художников есть две группы красок — тёплые тона и холодные. А для музыканта краска — это лад. Если мажор, значит произведение звучит ярко и радостно, если минор — задумчиво, углублённо.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

Словосочетание «быть в миноре», «минорное настроение» довольно часто употребляется и в разговорной речи. Так говорят о человеке, который предаётся грусти, хандрит, унывает, находится в депрессивном состоянии. «Что-то ты сегодня в миноре», — могут заметить друзья, если вы не принимаете участие в беседе, не улыбаетесь, не реагируете на шутки.

Слово «мажор» употребляется не только как музыкальный термин. Во Франции в конце 18 века во времена Директории появилось новое поколение молодёжи — дети нуворишей, тех самых, что «из грязи, да в князи», их называли мажорами. Прошло больше двух столетий, и слово снова всплыло в том же значении. Мальчики и девочки — мажоры, золотая молодёжь, беспечно прожигают жизнь при попустительстве богатых и влиятельных родителей.

Ярким примером различия музыкальных произведений, написанных в мажорном и минорном ладах, являются «Свадебный марш» Мендельсона и «Похоронный марш» Шопена. Неудивительно, что эти произведения у всех на слуху — они исполняются практически на всех свадьбах и похоронах. Для широкой публики сведения о творчестве этих великих европейских композиторов на этом и заканчиваются.

Итак, «Похоронный марш» Шопена. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что это — прощание навсегда. А. В. Луначарский говорил, что, когда он слышит эту музыку, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. «Похоронный марш» является третьей частью сонаты для фортепьяно си-бемоль минор номер два, написанной 1837 году.

Фредерик Шопен (1810 — 1849), великий польский композитор и пианист, был и сам похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез под звуки своего «Похоронного марша». По его предсмертному желанию был также исполнен «Реквием» Моцарта, композитора, которого он любил и ценил выше всех других.

Автор «Свадебного марша» — выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист и педагог Феликс Мендельсон-Бартольди (1809−1847). Однажды король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвёртый, которому очень понравилась музыка Мендельсона к трагедии Софокла «Антигона», в приватной беседе пожелал, чтобы композитор писал больше музыки к литературным произведениям. Желание короля чудесным образом совпало с интересами самого музыканта. К уже написанной увертюре для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии В. Шекспира, он дописал ещё 10 частей, превратив её в сюиту. Сюита — музыкальная форма, которая состоит из самостоятельных, контрастных частей, объединённых, тем не менее, общим замыслом.

Первое исполнение музыки к комедии состоялось в 1843 году в Потсдамском дворце и прошло с большим успехом. «Свадебный марш» — седьмая часть этого произведения. В этом году исполняется 170 лет со времени премьеры пьесы, своеобразный юбилей.

Настоящую популярность «Свадебный марш» Мендельсона приобрёл после того, как прозвучал на исторической свадьбе принцессы Виктории, наследницы британского престола, и кронпринца прусского Фридриха в 1858 году. В России «Марш» исполняется во время свадебной церемонии в момент появления пары молодожёнов. Он звучит всего 4 минуты, но придаёт необычайную торжественность и праздничность этому важному событию в жизни каждого человека. В Западной Европе и США во время церемонии бракосочетания по традиции звучит «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.

Часто говорят, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос, из плюсов и минусов, из горя и радости. Наверное, можно сказать и так: наша жизнь — это чередование мажора и минора. И только от нас самих зависит, что выбрать — жизнь-праздник или жизнь-похороны.

Статья опубликована в выпуске 6.06.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 4 июня 2013 в 09:43 отредактирован 4 июня 2013 в 09:43 Сообщить модератору

    И только от нас самих зависит, что выбрать – жизнь-праздник или жизнь-похороны.

    Фраза очень лишняя.

    Такой выбор делают лишенные разума, вернее за них это делает их болезнь, и несчастные либо пребывают в вечном восторге, либо умирают каждую секунду.. нет, это не наш выбор.

    Жизнь - это черно-белые полосы, взлеты и падения, встречи и прощания, мажор и минор.

    И это правильно, потому как ни один разум не выдержит столь могучего однообразия.

    зы
    а статья да, отличная.

    Оценка статьи: 5

  • lo-мажор и kя-минор - очевидные опечатки.

    Оценка статьи: 5

  • Можно вопрос?
    Музыкальные термины пришли из итальянского.
    Сам итальянский язык - прямой потомок латыни.
    В латыни major - большой; в итальянском majore - то же самое.
    Minor - маленький.

    Почему же описанные контрастные музыкальные лады так названы? Что в них большое и маленькое?

    Оценка статьи: 5

  • Объяснение простейшее: Mажорный лад строится на большой терции, а минор на малой. Тут ты не совсем прав. В музыке мы больше называем мажор словом DUR. Идет оно от латинского durus, что означает твердый. Т.е. это твердый лад на большой терции. Кроме того, Magore не означает бОльшой, а означает сравнительную степень этого прилагательно - бОльший ( чем что-то), в нашем случае больше, чем MAGNUS (большой). По видимому, за основу сравнения бралась малая терция, и слово мажор означало, что этот лад будет побольше, чем минор

    Теперь, я совершенно не согласна с автором: музыка не зебра (черное-белое, черное- белое, а конце ж-па). Музыка в звуковой гармонии. И для этого существует, слава богу, в ней мажоро-минор, что есть одновременное сочетание одноименных и параллельных ладов. Это и делает музыку музыкой, а не зеброй. Очень редки чисто мажорные и чисто минорные произведения.Большая часть произведений все же мажоро-минорная.
    Собственно, как и в жизни - мажорная жизнь может быть только у марширующих идиотов, а минорная - у тех же идиотов, но тихих.
    Мажоро-минор дает ту золотую середину, которую мы называем полнокровной жизнью. Если уж сравнивать с жизнью.

  • Статья хорошая. Один недостаток: что такое мажор и что такое минор я, для которого музыка - самое неглавное искусство, так и не понял. Что мажор - веселенький, а минор - грустненький слышал. А почему это так? Специалисты в комментариях пишут ученые слова про большую и малую терции. Это все равно, как если бы мне начали объяснять квантовую механику откуда-то с середины толстого тома Ландау-Лифшица. Воля ваша, профессор. Я понимаю, что все это красиво и мудро, но уж больно непонятно.

    А про белые-черные клавиши есть поговорка: "Наша жизнь - как рояль. Клавиша белая, клавиша черная. Белая, черная, белая, черная... Крышка" То есть похоронный марш, написанный, конечно же, в миноре.

    Оценка статьи: 5

  • В музыке я полный профан. Статья мне понравилась. Я так поняла, что мажор - созвучие, в котором последующая нота выше предыдущей, а минор, соответственно, наоборот. А потом оказалось, что все дело в терции. Попыталась выяснить, что это такое , да так и отступилась, не осилив бездны премудрости.
    Вспомнились строки:
    Был мир глубокой тьмой окутан.
    Да будет свет! И вот явился Ньютон.
    Но сатана недолго ждал реванша -
    пришел Эйнштейн и стало все как раньше.

  • На самом деле, тоже интересно понять.

    Базовые особенности звукоряда, тут вроде ничего сложного: равномерно темперированный строй, октава делится на 12 интервалов. С самой октавой все тоже просто, это удвоение частоты т.е. фактически вторая гармоника, поэтому на слух даже древнего человека (который ничего не знал о спектрах и частотах) интервал в октаву звучит чисто.

    А вот дальше непонятно - почему отдельные интервалы звучат гармонично, другие нет? Биения определенных частот что ли, тот же мажор и минор почему так воспринимается?