• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Во что верил князь Владимир Святой?

Наверное, все мы знаем, как князь Владимир Святославович Красное Солнышко крестил Русь. По крайней мере, слышали и читали официальную версию этой истории. Каковой вполне можно назвать историю, изложенную в «Повести временных лет», с рассказом об «испытании вер», когда Владимир выбирал религию из нескольких, предлагаемых соседями.

fotokyu Shutterstock.com

Эта история сама по себе интересна, хотя по мнению значительной части ученых, совершенно легендарна. Но сейчас речь не о ней, а о характеристике князя Владимира как «святого». Которая является не просто прозвищем, поскольку Владимир Креститель официально признан святым. Разумеется, признан за вполне реальное деяние — официальное принятие Киевской Русью христианства. И к этому его деянию, и к его значимости никаких вопросов не возникает, как и к тому, заслужил ли Владимир причисления к лику святых. Как ни относись к самому факту крещения, его значимость в истории нельзя не признать.

Но выскажу от себя одно предположение. Повторю: это мое личное предположение, возникшее в процессе знакомства с этой историей. Начну с вопроса: насколько обоснованно признание святым, пусть даже за реальные заслуги перед церковью и религией, человека, который с большой долей вероятности был атеистом? Это покажется невозможным, но некоторые факты наводят на такую мысль. А именно — его беспринципность в отношении в религии.

Во-первых, политические мотивы принятия другой веры отражены и в летописной легенде. Выбирал-то князь из нескольких вер, лишь в итоге остановившись на византийском православии. Как бы предполагается, что ранее он ничего толком об этих религиях не знал… Между тем в Киевской Руси просто не могли не знать религий и обычаев соседей, с которыми давно и плотно контактировали. Тогдашняя Русь не была ни отсталой, ни изолированной.

В принципе, легенда об испытании вер логично отражает источники информации о религиях: об исламе — от волжских булгар, о западном христианстве — от «немцев», об иудаизме — от хазар. И естественно, о византийском православии — от греков. Только отправлять послов на разведку было незачем. Все эти страны Русь хорошо знала. С ними воевали и торговали, заключали договора — и значит, приносили клятвы. Традиционно же клялись богами либо адресовались к ним.

Так что знали славяне и языки, и культуру соседей. И не только тех, с кем непосредственно граничили: хазар и булгар. Думаю, о глубине связей с Западной Европой говорит хотя бы то, что внучки Владимира — дочери Ярослава — стали королевами Франции, Норвегии и Венгрии. И конечно, на Руси прекрасно знали Византию, основного торгового партнера. А поскольку Византия была одной из мощнейших и влиятельнейших держав, к тому же обладала высокой культурой (в т.ч. религиозной), выбор новой веры вполне очевиден.

Но речь у нас шла об атеизме Владимира. Очень уж легко он реформировал прежнюю религию. А меньше чем через 10 лет радикально сменил веру. А ведь князь действовал не в наше время! Едва ли тогда атеизм был нормой. И сейчас, в просвещенное вроде бы время, настоящих атеистов не так много. Больше агностиков и неопределившихся, часто просто не задумывающихся всерьез над своим отношением к религии. Обратите внимание, что многие приходят к религии за утешением в трудные периоды жизни. Вот и весь атеизм, и вся просвещенность! Причем кто-то приходит и уходит, а другие остаются в религии, воцерковляются и т. д.

В религии ищут поддержки, утешения и защиты. Защиты прежде всего от очень базового и почти непреодолимого страха смерти. Как можно его преодолеть, если со смертью связана абсолютная неизвестность? Что же говорить о предках, живших в куда более опасном мире? И главное, непознанном. Ведь религиозные представления — это попытка доступным образом объяснить непонятные причины окружающих явлений. А «поняв» причины, пытаться влиять на них посредством ритуала.

Но даже современному человеку, если он действительно верующий, очень нелегко дается смена религиозных убеждений или отказ от них. Что говорить о людях времен Средневековья, живших в мире, пронизанном влиянием потусторонних сил? Чья жизнь была буквально наполнена ритуалами, призванными установить связь с богами, духами и пр. Что может заставить верующего взять и отказаться от своих богов в пользу чужого бога? Во времена, когда люди были не только глубоко верующими, но и очень суеверными; когда всерьез боялись невидимых злых сил, наполняя мир массой оберегов настолько, что традиция сохранилась в живом народном искусстве до 20 века.

А ведь на все это тратилась масса сил, времени, людских ресурсов. Все было более чем всерьез! Настолько, что богам приносились жертвы, в т. ч. человеческие. И учтем, что религия славян была, если можно так назвать, племенной, народной. То есть (в этом принципиальное отличие от христианства) тесно связанной с племенем, родом, предками. Едва ли от такой веры легко было отказаться! А вот человеку неверующему, да еще и практично мыслящему, да стоящему на самом верху общественной пирамиды, сделать это несложно.

К тому же это была не первая попытка религиозной реформы. Впервые Владимир пытался установить единый пантеон богов в 980 г. Скорее всего, целью было упорядочение культа, приведение его к некоему единству, подобно установившемуся единству светской власти. На первое место выдвинут не архаичный Род (олицетворение порождающей мир силы) и не Велес (земледельческий и купеческий бог), а Перун, покровитель воинов, то есть князя и дружины. Структура светской власти теперь отображалась в структуре пантеона богов.

Конечно, подлинные резоны именно такого подбора пантеона неизвестны и их можно только реконструировать. Но ни Род, ни Велес (чей культ был общераспространен) в пантеон не вошли! И это еще одно основание считать Владимира атеистом, составлявшим пантеон, опираясь на логику правителя или исследователя, а не верующего.

Помимо Перуна, выбраны были божества, идолы которых образуют две пары, расположенные определенным образом по отношению к идолу Перуна:

 — по одну руку Стрибог, по другую Дажьбог;

 — за Стрибогом Макошь, за Дажьбогом Хорс;

 — несколько отдельно, возле Макоши, Семаргл.

С одной стороны, многие боги, в т. ч. древние и повсеместно почитаемые, в пантеон не вошли. С другой, очень уж логичны выбор богов и расположение идолов. Прежде всего, в пантеон не вошли Род и две рожаницы — древнейшие божества, олицетворяющие порождающую силу. В то время эти архаичные культы не просто сохранились, а были широко распространены, но Владимир решил иначе. Идол Велеса, культ которого также был общераспространен (и сохранялся еще столетия!), установили отдельно, несколько в стороне от основной группы идолов.

Всему этому есть вполне научные и логичные обоснования. И действия Владимира никак не похожи на действия религиозного фанатика, слишком продуман оказался пантеон.

Естественно, все культы богов из пантеона Владимира сохранялись и на момент принятия христианства. Но здесь прежний пантеон не просто обновили, а вовсе отказались от него. И по приказу Владимира спокойно уничтожили идолов!

Все это противоречит образу «святого» — образу, неотделимому от фанатичной веры. Зато красноречиво свидетельствует о политическом чутье. Теперь не нужно было пытаться унифицировать пантеон, поскольку в христианстве изначально присутствует та самая идея единоличного, абсолютного и непререкаемого главенства единого бога. И именно византийское православие (в отличие от западного христианства), заведомо находившееся в тесной связке с властью, как нельзя лучше подходило в качестве новой государственной религии.

Статья опубликована в выпуске 9.06.2013
Обновлено 11.06.2021

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: