• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марта Матвеева Мастер

Где провести выходные? В музее! Часть 1

Праздник Огурца в Суздале, по традиции, проводится в июле и удивительным образом объединяет прошлое и настоящее. Как притягательны чугунки с картошкой и кадушки с огурцами, лотки со всяческой снедью, похожие на лубочную картинку! А сколько разных товаров разложено у коробейников, вот уж действительно — «полным полна коробушка»!

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, Суздаль Tatiana Makotra, Shutterstock.com

Хотите освоить древние ремёсла? Добро пожаловать на мастер-классы по резьбе по дереву, художественной росписи! А рядом тоненькой кистью художник представит вам современный вариант украшения… вашего собственного тела: боди-арт.

Декорация или имитация?

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта под открытым небом — более чем шикарная декорация для праздника Огурца.

Оказывается, этот интересный проект возник ещё в 60-х годах прошлого века. Автором стал сотрудник реставрационной мастерской В. М. Анисимов. Самое подходящее место, конечно же — берег реки, как обычно это бывало при естественном образовании поселений на Руси. Народные мечты о красоте, о чудесах, что с лёгкостью и так умело создаются почти из воздуха, не раз проговаривались в сказках: «Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Взяла она частые решёта, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…»

Без преувеличения, возродить, сохранить и вдохнуть новую сказочную жизнь в прежнюю, ушедшую, удалось современным василисам премудрым — музейным работникам.

Туда, где в прошлом веке располагался Томилов переулок, а до революции стояли две церкви — Димитриевская с колокольней и Георгиевский храм — обе XVIII века, из разных сёл Суздальского района свезли уцелевшие деревянные строения.

И вот на пустынном месте, на берегу Каменки, возникла целая деревня: дома и придомовые постройки, ветряные мельницы и церкви, сохранившиеся с прошлых веков.

Из села Ильинкино Меленковского района «переехала» изба крестьянина-середняка, из деревни Лог Вязниковского района перевезли двухэтажный дом зажиточного крестьянина, а из деревни Каменево Камешковского района «явилась» изба, украшенная богатой резьбой.

Как жил крестьянин, какой у него был сарай, овин для сушки снопов и амбар, из какого колодца он набирал воду и в какой бане мылся — всё открыто для осмотра. Избы не пустующие. Обстановка соответствует крестьянскому укладу XIX века, включая цветущую алым огоньком герань на подоконнике. А ещё украшают территорию музея два храма Владимирской губернии: Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района и Воскресенская церковь из села Потакино Камешковского района. Обе деревянные и обе интересные. Как говорят о них специалисты — одна самая ценная, а другая самая типичная.

Не искусственная получилась деревня, а, скорее, игрушечная, затейливая и по-хозяйски обустроенная. Любо-дорого посмотреть, как колосится пшеница, как цветут гречиха и лён, как на заднем дворе важно расхаживают гуси и пасутся козы. Непривычного к таким подробностям — да что там? — деревенским откровениям городского жителя всё приводит в восторг, всё радует его уставший от урбанизации взор. И он раскрепощается, без устали позирует, и сельские виды становятся великолепным фоном для десятков ярких снимков.

Пастораль по-французски…

Мода, если говорить современным языком, на «экранизацию» деревенской жизни возникла в Европе давно и имела как своё название — пастораль, так и вполне конкретную идею.

Большая Советская энциклопедия поясняет: «Пастораль восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в XVII в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность Пасторали также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В XVII в. Пастораль — характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев».

Законодательницей парковых и дворцовых ансамблей, включающих уютные уголки, как будто специально предназначенные для разыгрывания сценок с барашками и козочками, стала, конечно же, Франция.

Скромный охотничий домик Людовика XIV превратился в сверкающий дворец и символ абсолютной монархии — Версаль. На гиблом болотистом месте «выросли» леса и сады, были разбиты аллеи и клумбы, заработали 1400 фонтанов, и солнце отразилось в рукотворных озёрах и прудах великолепного парка. Один из дворцов, малый Трианон, — место для спокойного уединения, приглянулся Марии-Антуанетте. Для её развлечения была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Дополняли композицию небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озёра.

Французскую деревеньку в королевском исполнении и сегодня с интересом осматривают туристы и, фотографируя, втайне надеются: а вдруг за зеленью идеально ровной живой изгороди мелькнёт, оживив пейзаж, стройная фигурка в изящном наряде пастушки.

Статья опубликована в выпуске 22.06.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: