Артём Гилев Дебютант

Кто жил в Новом Свете до его открытия? Немного о племенах

До испанской конкисты территорию нынешней Колумбии населяли различные племена индейцев. Например, на земле нынешнего департамента Кальдас проживали индейцы пихао и кимбайа. Пихао в течение 20 лет оказывали сопротивление конкистадорам, пока не были уничтожены все до последнего человека.

Jess Kraft, Shutterstock.com

Племена, называвшие себя кимбайа, славились как прекрасные земледельцы, воины и ювелиры. И поныне в Колумбии встречаются остатки созданных ими отводных каналов и полей-террас на склонах гор. Они выращивали маис, фасоль, юкку, тыкву. Их керамика по отделке и прочности превосходила изделия гончаров-муисков.

Камбайа владели рядом секретов обработки золота. Например, подмешивали в расплавленный металл особую траву для придания золоту мягкости, а другой травой пользовались для его полировки.

Храмов у кимбайа не было, зато в каждом доме имелось несколько идолов больших размеров. Хороня своих вождей, кимбайа надевали на них много драгоценных украшений, обертывали их в дорогие ткани, клали в могилу золото, еду, питье; в ногах погребали заживо одну из жен.

Определенный вклад в развитие материальной культуры региона внесли также племена мусо, гуаибо, мотилоны. И по сей день ученые, путешественники, иногда просто туристы открывают на колумбийской земле интересные, а порою удивительные памятники древних культур.

Так, в 1981 году сотрудники журнала «Кромос» побывали в Восточных Андах в Священной Долине. Там с незапамятных времен возвышался поросший кустарником холм. Журналисты выяснили, что это пирамида, внутри которой проложены тоннели, сооружены залы и лестницы (из хорошо отполированных каменных блоков 3 м длиной и 1,5 м шириной). Один из залов представляет собой нечто вроде театра. Его стены, своды и полы сделаны из обработанного камня. Ученые считают, что пирамида построена предшественниками живущего в настоящее время в этом районе племени паес, относящегося к языковой группе муисков.

Не менее интересен и заповедник Макарена в Колумбии, в юго-восточной части департамента Мета. Там на огромной скале есть рисунок размером в 10 тыс. м2, рассказывающий о переселении племен аборигенов. Согласно одной из версий, древние художники использовали в качестве трудно смываемой и яркой краски окись железа.

В конце XVIII века в Южной Колумбии была открыта археологическая культура индейцев I-II тысячелетия н.э. Работы были проведены неподалеку от поселка Сан-Агустин, по имени которого она и стала называться. Культура представлена остатками каменных храмов и подземными погребальными сооружениями. Наибольший интерес представляют высокие, иногда достигающие 4 метров каменные изваяния. Всего их насчитывают около 400. Возникает вопрос: кого они изображают? Советский латиноамериканист Р. В. Кинжалов предлагал классифицировать статуи по техническим и стилистическим особенностям, выделяя при этом группу божеств и умерших правителей.

В результате раскопок в этой местности были найдены вырубленные прямо в скале купальни, снабженные сложной системой водопроводов, стены которых украшены барельефами с изображением разных животных, различные образцы орудий труда из базальта, обсидиана, а также каменоломни с незавершенными скульптурами.

Культура «сан-агустин» в X веке н.э. пережила расцвет: под ее влиянием находилась обширная область от Тихоокеанского побережья до верховьев реки Какета.

Сенсационное открытие, не уступающее открытию Мачу-Пикчу, было сделано колумбийскими исследователями в 1975 году.

В 60-е годы XX века курортный городок Санта-Марта стал быстро разрастаться. Местные жители, главным образом безземельные бедняки, начали селиться на близлежащих склонах гор. Почвы там из-за выжигания лесов под плантации кофе подверглись катастрофическому разрушению. Дело шло к экологической катастрофе, когда свою помощь в решении проблемы предложил колумбийский антрополог Альваро Сото Ольгин из Андского университета в Боготе. Он считал возможным использовать способ освоения пустующих земель, которым пользовались индейские племена тайронов, жившие, по сведениям хронистов, в джунглях на склонах Сьерра-Невады. Надо сказать, что Ольгин верил и в существование сказочных городов тайронов.

По просьбе Ольгина начали проводить аэрофотосъемку горного массива в районе Санта-Марты, в том числе и того участка, который из-за своей недоступности получил название «Эль-Инфьерно» (Ад). Тщательное изучение сделанных снимков вселило в ученых надежду на успех. Были начаты археологические работы, которые завершились открытием «Затерянного города» тайронов.

Затерянный город занимает площадь, намного большую, чем поселение инков Мачу-Пикчу (более 2 км2), да и по возрасту он более древний. Это комплекс каменных террас с подпорными стенами, лестницами, мощеными дорогами и сооруженной из камней системой каналов.

На террасах возвышались жилища тайронов. Широкая выложенная камнем дорога ведет к террасам огромного размера, вероятно, служившим местом для культовых собраний. Согласно описаниям хронистов, жилища возводились из дерева, а крыша покрывалась соломой или пальмовыми листьями.

Тайронов насчитывалось около 300 тысяч человек. Они были прекрасными специалистами в области ирригации и террасного земледелия, а также различных ремесел — ткачами и золотых дел мастерами.

Много интересного таят еще не изученные или пока не открытые памятники индейской культуры. Не случайно Колумбию относят к числу латиноамериканских стран, ставших наследницами высокоразвитых цивилизаций доиспанской Америки.

Не случись испанского вторжения на эти земли, аборигены, видимо, сумели бы достичь еще более высокого уровня развития, создали бы много совершенных памятников материальной и духовной культуры.

Но история распорядилась иначе: вторжение и завоевание, называемые одним испанским словом — конкиста, уничтожили необычную цивилизацию.

Обновлено 14.07.2013
Статья размещена на сайте 12.07.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не случись испанского вторжения, они бы еще не слезли с пальм. Вы лично были в Колумбии?
    Я была. Говорила с людьми, тусовалась на их праздниках и просто по повседневной жизни. Колумбийцы помнят себя как народ только с получением испанского языка и христианства. Они осознают себя людьми испанской культуры и поддаными Папы Римского. Получение своей независимости они мыслят тоже в створе отделения испаноязычного государства Колумбия от государства Испания. Боливирианство им свойственно в самой минимальной мере.
    Племена. Это проблема. На равнинной части и побережье их давно уже нет,этих племенных. В Андах есть только один мегаполис - Богота. Но вокруг в горах еще живут вот эти племенные.Это такое бремя для правительства. Они сплошь как наши индейцы субсидируются из бюджета, там одна лама на весь аул и десять социальных работников. Остальные пьют и вяжут бусы когда могут вязать лыко. Иногда вырнащивают свою знаменитую картошку черного цвета. Но почему-то на десять посаженых в землю семенных картох, у них вырастает ровно столько урожайных. Хорошо, хоть при деле, роют чего-то.