Илона Грошева Бывший выпускающий

Музей истории культуры Бергенского университета: как попасть в Историю? Часть 2

Итак, мы нашли с вами чудесный способ уединиться с Бергеном, его историей и самобытной культурой. Мы нашли способ как минимум пару часов побыть вне влажной взвеси или внезапного породистого норвежского дождя. Мы взяли билет, буклет, старую шляпу свою и отправились осматривать экспозицию.

Точка в экспозиции Музея. «Миссия на Мадагаскаре» И. Грошева личный архив

Цокольный этаж

В левом крыле расположена экспозиция «Долгая история — короткий рассказ». В ней представлены фрагменты орудий, бытовых предметов, петроглифов, украшений Каменного века. Интересно решение экспозиции: поскольку такие предметы всегда навевают лёгкий сплин своим качеством и цветом, дизайнеры Музея наполнили помещения прозрачными панелями со стилизованными петроглифами — воздушными и стильными. Ну и подсветка что надо, тут уже не удивляешься. В правом крыле — «Эпоха викингов»: воссозданные интерьеры жилищ, фигуры самих викингов и их родственников, предметы быта, элементы одежды. Главный вывод — очень уж они низенькие были, эти голубоглазые красавцы и их родственники.

В центральной части цокольного этажа — детская игровая зона «На пути в далёкие страны и эпохи». Здесь же традиционные сувениры и — на стеллажах — научно-популярная литература. Листаем — не стесняемся, покупаем — разоряемся…

Первый этаж

Здесь расположена та самая уникальная коллекция деревянного церковного зодчества, что ощущается обонянием ещё при подъёме по лестнице — ни с чем не сравнимый запах старинного дерева, за которым хорошо ухаживают. Фрагменты внутреннего убранства церквей, облачения служителей, святые угодники, причудливые распятия, от самого что ни на есть XII века. Причём лица — их рассматриваешь с особым интересом. Хитрые, довольные, улыбающиеся. А вот Христос с таким огромным шнобелем (прошу прощения, но иначе не скажешь), и ведь экспонируется явно специально в профиль… Надстройкой вверх — витражи в деревянном оформлении. В полной темноте. Подходишь ближе — и за витражом загорается подсветка. А вот ещё странная ниша. Темно. Вход перегорожен столиком, на столике — фонарик. Беру фонарик, соображаю, что нужно посветить в нишу — луч выхватывает бритоголового бледного Христа на кресте — гвоздь, мышцу, поникшую от мучений голову…

В следующем помещении этажа находятся «Русские иконы». И снова необычное решение — изогнутая узкая галерея, справа и слева в интерьере почти хай-тек, в узких стрельчатых нишах за стеклом и подсветкой — старинные православные иконы.

Да, кстати: в Музее искусств (Bergen Art Museum), в здании исторической и современной живописи тоже есть весьма обширная коллекция оригиналов старинных православных икон. Храним, что имеем.

Второй этаж

Наибольшая площадь экспозиции второго этажа посвящена норвежскому текстилю и ремёслам — «Розы и легенды в народном искусстве». Количество и разнообразие одежды, старинных обучающих прописей-вышивок на канве, традиционные орнаменты и крой, шитьё и вязание — в витринах нескольких залов. Отдельной витриной целое собрание достопочтенных жителей Страны фьордов — фигур в традиционной одежде. Изучать кушаки, платочки и носки с муфтами, ткачество и пошив можно долго — такое ощущение, что всяк старинный норвежец, перед тем как сложить надоевшую рубашку в сундук, интересовался у стражей этнографии в Бергене — не надо ли для коллекции?

По всему этажу размещены оформленные старинные фотографии, демонстрирующие, прямо скажем, очень скромную жизнь норвежцев и их ремёсла. Представлена посуда, музыкальные инструменты, удивительная деревянная спальня зажиточных горожан. Отдельное помещение предоставлено почтенному Генрику Ибсену («Если дверь в зал открыта, избегайте чёрного хода», но мы и не стремимся туда), и, надо сказать, находиться в нём приятнее, чем рядом со странноватым памятником гению у Национального театра.

Кроме того, на втором этаже у самого входа или выхода (как решите) — «Christie Hall», небольшая комната, наполненная архивами, описаниями и фотографиями из жизни основателя музея — Вильгельма Фримана Корена Кристи. Удивительный человек — с такими персонами Норвегии везло нечасто. Изучая его биографию, можно подумать, что он умел всё, а хотел научиться ещё большему. Но главное — неудержимо любил свою страну, любил Берген и всё, что с ним связано. Сначала управляющий в конторе, юрист, затем судья, политик, в конце концов — губернатор графства Берген. Борец за независимость Норвегии, президент парламента, таможенный инспектор, создатель сберегательных банков Норвегии, которыми и руководил… И при всём при этом — основатель Музея, принимавший самое активное участие в работе этого музея на протяжении двадцати лет. Отличный дядька — спасибо ему от всех нас в виде такого вот кабинета и двух памятников, один из которых вы обязательно увидите, приближаясь к Университету и его музеям. Будьте с ним почтительны и вежливы, Кристи охраняет своенравный, хоть и очень умный… лев.

Третий этаж

Этот этаж посвящён антропологическим изысканиям норвежских учёных. Зал «Коренные американцы» рассказывает о культуре индейцев. Выполнен вкрадчиво, скрупулёзно и интересно. Своей сокровенностью и тишиной, утягивающей в цветастое прошлое глазами тех, кто увидел глаза индейцев, напоминает Музей истории медицины в Риге (Латвия) — залы первобытных времён и созданную в помещении средневековую улицу со всей её, пардон, гигиеной. Но о Музее истории медицины — когда-нибудь потом, если вдруг что-нибудь заболит.

«Вечная жизнь. Египетские мумии». Светлый зал с висящими в неожиданных местах полотнищами. Мумии, от которых не по себе. Очень интересная витрина с образцами пигментов и пород, использовавшихся как краска. Многие из них и сегодня являются основой для известной нам художественной краски.

«Миссия на Мадагаскаре». Скромный холл, в основном заполненный увеличенными фотографиями миссии сестёр милосердия на Мадагаскаре. Пёстрые орнаментарные подушки, в которые утыкаешься взглядом как в точку. Всё.

Больше, действительно, добавить нечего. Только то, что пригодится вам, когда вы соберётесь в Музей.

Адрес Музея истории культуры (The Cultural History Collections):
Bergen, Haakon Sheteligs plass 10.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника.
С 1 июня по 31 августа
Вторник — пятница: 10.00 — 16.00
Суббота-воскресенье: 11.00 — 16.00
С 1 сентября по 31 мая
Вторник — пятница: 10.00 — 15.00
Суббота — воскресенье: 11.00 — 16.00.
Стоимость входного билета на сутки в оба музея: стандартный — 50 NOK, почтенным посетителям — 25 NOK, детям же, школьникам и студентам — бесплатно.

Обновлено 27.04.2016
Статья размещена на сайте 4.08.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: