Сергей Курий Грандмастер

Можно ли быть меркантильной девственницей? Ко дню рождения певицы Мадонны

Стоит сразу признаться, что к творчеству американской гражданки итальянского происхождения Мадонны Луизы Вероники Чикконе (кстати, Мадонна не псевдоним, а настоящее имя) я отношусь с прохладой. Ну, а её имидж, построенный на дешёвых провокациях и навязчивом мусолении темы секса — и вовсе раздражает.

Michael Macsuga Shutterstock.com

Что вовсе не отрицает того, что певица Мадонна — женщина трудолюбивая, целеустремлённая, умная (в школе она была одной из лучших учениц), многопрофильная (поёт, танцует, продюсирует, пишет книжки, снимается в кино) и умеющая меняться. Без её песен и её образа трудно представить себе поп-музыку 1980−90-х годов.

О её самых важных хитах (среди которых попадаются и отменные) и будет мой дальнейший рассказ.

«Holiday» (1983)

Основой творчества Мадонны чаще всего была именно танцевальная музыка, что не удивительно, если вспомнить, что танцами девушка занималась с детства.

В 1983 году подобные песни и составили первый альбом, названный просто «Madonna». Хотя певица и была автором (или соавтором) множества песен на альбоме, пробивным хитом стала песня, принесённая со стороны. Её авторами были участники группы PURE ENERGY, а принёс её в студию тогдашний парень певицы — ди-джей Джон Беннитес. Песня записывалась последней, буквально вдогонку.

Правда, продюсеру альбома Регги Лукасу новинка не нравилась категорически, и уж тем более он не видел её в качестве хита. Тогда Беннитес решил сам продюсировать сингл под названием «Holiday» («Праздник»). Песня действительно звучала мажорно и празднично, что было созвучно сибаритскому духу 1980-х.

Хотя Мадонна была девушкой видной, на обложку сингла её фото не поместили. В этом содержался коварный замысел — стилистика певицы во многом пересекалась с «чёрной» танцевальной музыкой. Поэтому потенциальную аудиторию решили не отпугивать «бледноликой» фотографией — пусть пока думают, что это поёт чернокожая «сестра».

«Holiday» был не первым, и не вторым, а третьим синглом с альбома. Но именно он стал первым большим хитом Мадонны, взлетев на 16-е место чартов США. Продюсер сингла Джон Бенитес говорил, что его карьера и карьера Мадонны «начались одновременно, благодаря этой песне».

Неожиданный успех «Holiday» заставил рекорд-лейбл раскошелиться на съёмку видео к песне. Раскошелились, правда, несильно. Этот как бы «клип» сегодня выглядит предельно дёшево и наивно. Почти всё снято с одного ракурса и в одной комнате, где Мадонна вместе с двумя партнёрами отплясывает аки девчонка на дискотеке.
Тем не менее, дверь к успеху была открыта. Когда «перспективную» певицу пригласили на танцевальное ТВ-шоу, она уверенно заявила, что «хочет завоевать мир».

К 1986 году мир будет завоёван, и в том же году голландский дуэт MC Miker G & DJ Sven запишут на основе песни «Holiday» новую композицию «Holiday Rap», хорошо известную советским людям в перепевке Сергея Минаева под названием «Худсовет (Рэп диск-жокея)».
Но вернёмся чуточку назад…

«Like A Virgin», «Material Girl» (1984)

В 1984 году на церемонии награждения MTV Video Music Awards Мадонна произвела фурор. Во-первых, вопреки традиции, она исполнила не известный хит, а совершенно новую песню, которая даже не была издана на сингле. Во-вторых, песня эта носила весьма интригующее название — «Like A Virgin» («Как девственница»). Ну и в-третьих, под эту песню певица, облачённая в подвенечное платье и пояс с надписью «Boy Toy» («Мальчишечья игрушка»), совсем недевственно каталась в истоме по полу, демонстрируя из-под задранного подола чулки и подвязки.

Не удивительно, что мистер Коричневый из к-ф «Бешеные псы» настаивал, что в этой песне Мадонна поёт о парне с большим… достоинством, который делает ей больно, как девственнице. Режиссёр фильма — Квентин Тарантино — и сам считал также, пока не познакомился с певицей, и та не рассказала ему, что речь идёт о «метафизической девственности». Чтобы недоразумений больше не возникало, свой альбом «Erotica» Мадонна вручит Тарантино с подписью: «Это не о пенисе, это о любви».

Как ни смешно, но авторами песни про девственницу были двое мужчин — Том Келли и Билли Стейнберг. Последний рассказывал, что сочинил текст по свежим личным ощущениям. Он как раз обрёл новую любовь после болезненного разрыва и ощущал, «будто родился заново». Ну, а припев сделал специально провокационным.
Впрочем, поначалу ни Мадонне, ни продюсеру Найлу Роджерсу «Like A Virgin» не приглянулась. Однако вскоре певица заметила, что песня никак не выходит из её головы, и настояла на выпуске сингла.

Кстати, в первоначальной аранжировке «Like A Virgin» больше напоминал балладу, но подобный стиль не очень соответствовал тексту.

Б. Стейнберг:
«Он (Том Келли — С.К.) пробовал и так и сяк, потом в отчаянии принялся колотить по клавишам и петь фальцетом. Я сказал: «О! Вот это то, что нужно!».

Клип на песню снимали в Венеции, которая столь подходила певице с таким именем. В клипе Мадонна предстаёт в двух ипостасях — гламурной невесты и разбитной девчонки в лосинах, плывущей в гондоле по каналам затопленного города. Мужское начало тоже имеет два обличья — мужчины в карнавальной львиной маске и самого льва — самого настоящего.

Позже клип и песню спародирует известный пересмешник Эл Янкович. Пародия будет называться «Like a Surgeon» («Как хирург»), а клип эксплуатировать весь чёрный юмор, который ассоциируется с этой профессией. Хирурги будут работать, вооружённые бензопилами и сварочным аппаратом, а сам Янкович будет томно перекатываться на санитарной койке вместо гондолы.

Провокационное выступление Мадонны на церемонии MTV вкупе с клипом принесли долгожданный результат. Сингл «Like A Virgin» первым в карьере певицы возглавил хит-парад США.
Успех закрепил ещё один сингл — «Material Girl», который лишь немного не добрался до вершины, заняв 2-е место.

Особенно ярким было видео, снятое на песню. Здесь Мадонна впервые предстаёт в образе Мэрлин Монро, а сюжет клипа копирует сцену из к-ф «Джентльмены предпочитают блондинок» 1953 года. В той сцене Монро в розовом платье и в окружении мужчин исполняет знаменитую песню о том, что «бриллианты — это лучшие друзья женщин».

«Material Girl» («Меркантильная девушка»), написанная Питером Брауном и Робертом Рансом, по сути, продолжала ту же тему. Героиня песни заявляла: «Только мужчины, у которых водятся деньжата, скрасят мои черные деньки». Предчувствуя, что эту героиню начнут ассоциировать непосредственно с ней, Мадонна сделала клип неоднозначным — и под конец выясняется, что капризная девчонка всё-таки выбирает не бриллианты, а букет ромашек, и уезжает с парнем в дешёвой машине.

Это не помогло, и певице таки приклеили ярлык «меркантильной девушки». Мадонна даже заявляла, что, знай она это заранее, вообще бы не записывала песню. Но не такая уж она дурочка, чтобы не знать… Правда, «перейдя на новый уровень», Мадонна действительно практически перестанет исполнять «Material Girl» на концертах.

Мадонна:
«Материальная сторона вопроса меня интересовала далеко не в первую очередь, девственницей я не была, да и вообще не понимала, что значила эта фраза: «Как девственница». Но мне нравилось играть словами, и я подумала, что в этих песнях они совсем не глупые.

…Я была бы счастлива жить в роскошном доме, но тогда я прекрасно понимала, что могу обойтись и без этого. У меня хватало внутренних ресурсов, и если бы я оказалась даже в лесной хижине, я смогла бы обернуть ситуацию себе на пользу. Счастье не зависит от предметного мира".

Правда, и в особой духовности эти песни было трудно заподозрить.

О других хитах и провокациях Мадонны я расскажу уже в следующий раз.

Обновлено 7.03.2018
Статья размещена на сайте 13.08.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: