Людмила Ливнева Дебютант

Что такое реминисценция?

Мне приходится объяснять это каждый раз, когда люди узнают тему моей диссертации. Чтобы избежать лишних вопросов в будущем, я и решила написать эту статью. Буду отсылать к ней всех желающих пополнить свой литературоведческий багаж знаний.

Итак, реминисценция. Слово это, как вы «слышите», имеет латинские корни и несёт в своей основе значение «воспоминания, припоминания, напоминания», в общем — всего, что связано с нашей памятью, а точнее действиями, ей производимыми.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

Конкретный пример

Допустим, читаем мы с вами Жорж Санд и встречаемся со следующим описанием героини: «Это безупречная мраморная Галатея с небесным взглядом Тассо и с горькою улыбкою Алигьери. Это непринуждённая и рыцарственная поза юных героев Шекспира: это поэтический любовник Ромео, это бледный аскет, это духовидец Гамлет; это Джульетта, полумёртвая Джульетта, которая прячет на груди своей яд и воспоминание о разбитой любви».

Почти все из вас знакомы с Шекспиром (читали, смотрели, слышали от тех, кто читал, смотрел) — так что вы без особого труда представите себе его принца Гамлета и юных влюблённых, Ромео и Джульетту. Многие наверняка знают, кто такая Галатея. Кто-то с лёгкостью вспомнит не только имя автора знаменитой «Божественной комедии», но и его облик. Некоторые, быть может, знакомы и с Торквато Тассо, одним из крупнейших итальянских поэтов XVI века. Все перечисленные в этом абзаце имена и являются реминисценциями, но, при одном маленьком условии — что вы их узнали.

Основная функция

Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию — функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую». Современная культура постмодернизма, кстати говоря, практически полностью строится на реминисценциях, превращая привычный нам художественный текст в интертекст, текст, сотканный из образцов предшествующей и окружающей культуры.

Итак, для автора реминисценция — это способ «напомнить» читателю о каких-то культурных фактах, для читателя — вспомнив о чём-то знакомом, лучше понять, что хотел сказать автор.

Какие они бывают?

Самые разные, но, как показывает мой личный опыт знакомства с этой темой, чаще всего писатели любят обращаться к себе подобным, реже — к произведениям и авторам, представляющим другие (не литературные) виды искусства.

Форма реминисценций также различна. Наиболее часто реминисценции вводятся в текст путём упоминания того или иного героя, произведения, его эпизода, автора произведения и т. д., и т. п., как это было показано выше. Реже мы имеем дело с цитированием.

Характер реминисценций зависит от их художественной функции в тексте. Автор может, как объективно описывать первоисточник (например, если реминисценция вводится в текст в качестве исторической составляющей), так и выражать своё личное отношение к определённому автору, произведению или факту культуры. Там, где нужно будет высмеять персонажа, реминисценция приобретёт черты пародийности; там, где возвысить — автор будет серьёзен, как никогда.

Как они возникают?

Возможно, кому-то этот вопрос покажется глупым, но — лично я считаю, что он стоит того, чтобы на него ответить.

Сторонникам сознательного творческого процесса я ничего нового не открою — большая часть реминисценций, без сомнения, совершенно осознанно вводится автором в текст, и в этом, как и в использовании любого художественного средства, нет ничего удивительного. Уникальность реминисценций в другом — в их возможной неосознанности, в том, что автор на волне какой-то необыкновенной интуиции совершенно бессознательно вкладывает в текст то, что им когда-то было познано, но забыто. Реминисценция в таком случае будет носить неявный характер, но разгадана может быть любым, в том числе и самим автором.

Обновлено 9.02.2015
Статья размещена на сайте 1.06.2007

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александра Курская Александра Курская Профессионал 28 ноября 2009 в 00:36 отредактирован 28 ноября 2009 в 00:36

    Аналогично про объяснение темы. Как говорится, в теме были только мы с научным руководителем. А тема моей диссертации звучала так: "Функции логоэпистем в текстах современных журналистов"! Произносишь - и чувствуешь себя и уверенно, и неловко одновременно!

  • Marina Gostukhina Читатель 27 ноября 2009 в 21:34 отредактирован 23 мая 2018 в 11:01
    Спасибо

    Профессионально, обоснованноЮ доходчиво

  • Александр Маликов Читатель 11 ноября 2007 в 09:48 отредактирован 20 мая 2018 в 17:04

    а скажите, пожалуйста, чем реминисценция отличается от аллюзии? или как с ней соотносится вообще.

  • Как Вам, Людмила, начало моей статьи о воробье? Это реминисценция?
    Я бы всё равно написал так, но после прочтения Вашей статьи могу гордо заявить, что применил литературный приём с таким мудрёным названием

    Оценка статьи: 5

  • Получается, это что-то вроде гиперссылки.
    Хорошая статья.

    Оценка статьи: 5

  • Чрезвычайно интересно -5. Спасибо за такую познавательную статью. Люблю пополнять свой словарный запас.

    Оценка статьи: 5

  • Ну чтож, будем знать и это. Спасибо.

  • Вопрос: Можно ли вместо слова реминисценция применять слово ЦИТАТА в переносном смысле? и моя 5 с уважением

    Оценка статьи: 5

    • Да, если Вы говорите о реминисценции в широком смысле слова. Как о явлении, например. В узком смысле слова - нет.
      Реминисценция - это реминисценция, цитата - это цитата.

      Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 июня 2007 в 16:59

      Цитата напоминает впрямую, реминисценция - пробуждает воспоминания. Когда в рэп-композиции звучит фрагмент "Лебединого озера", это цитата, но не реминисценция - слушателям вспоминать нечего.

      • Спасибо за объяснение.Когда речь идет о кинофильмах с вкраплениями ТЕМ, а не кадров, из других фильмов, почему-то говорят - цитаты.Значит,неправильно.

        Оценка статьи: 5

        • Вот на это я Вам, Надежда, к сожалению, не отвечу.
          Хотела как-то записаться на курсы, где занимались изучением кинематографа, но не успела.
          Реминисценция - это в большей степени литературоведческое понятие. Остальные же искусства могут его заимствовать и толковать уже по-своему.

          Оценка статьи: 5

      • хм..

        Когда в рэп-композиции звучит фрагмент "Лебединого озера", это цитата, но не реминисценция - слушателям вспоминать нечего.

        не вижу принципиальной разницы, ему может представиться балет или ещё что-нибудь, воспоминания о классической или старой музыке.. просто музыка и литература - различные способы выражения чувств, потому и реминисценция проявляет себя по разному

        Оценка статьи: 5

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 июня 2007 в 18:51

          Не-а, большинство поклонников этой группы никогда не слушали классику и считают, что это их кумиры написали такую гениальную музыку.

          • ошибаетесь..

            Оценка статьи: 5

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 июня 2007 в 14:54

              Да чего там, общалась я на эту тему с подростками пару лет назад... Кстати, сейчас спросила - не помнят, о какой группе речь, название не подскажете?

              • там речь не о конкретной группе, это было (и есть, наверное) такое направление в хип-хопе, называли rapsody. это рэп со вставками из классической музыки, местами ремиксы. групп и исполнителей было много в этом направлении, наиболее известные: LL Cool J, Down Low , Lamar, Nana (не путать с русской попснятиной), The Rapsody, Lacross, Coolio..

                Оценка статьи: 5

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 июня 2007 в 18:35

                  Нет, ничего знакомого... Но вот самое интересное в этом - что эти вставки им ужасно нравились, чуть ли не подпевали... Вот это и есть классика - когда на все времена.

  • спасибо, не знал этого термина.. по заголовку подумал про какой-нибудь новый тип люминисценции расскажете

    Оценка статьи: 5

  • Интересно было. Спасибо.

  • Слово услышал впервые. Понял, что это более высокая ступень сравнения, которое часто используется в литературе. Чем дальше мы от автора книги по времени и по географии, тем труднее его иногда удается понять.
    Недавно написал для "ШколыЖизни" статью, как я читал два тома "Дон Кихота" Сервантеса из "Библиотеки всемирной литературы". Так мне пришлось всё время заглядывать в комментарии. Я там даже передвигал закладку параллельно чтению самого романа. Жаль что сейчас мало изданий с комментариями, а еще меньше времени для такого чтения.
    За статью 5.

    Оценка статьи: 5

    • Обязательно посмотрю на Ваш опыт прочтения Сервантеса. Приятно, что и в наше время люди интересуются серьёзной литературой.

      Удивило Ваше признание о том, что слово "реминисценция" Вы услышали впервые.

      Насчёт сравнения... Не совсем верно. Я бы сказала, что реминисцентный слой в тексте - это своя особая среда, которая отражает определённую эпоху, её культуру, вкусы,жизнь. Сравнение же - лишь одна из функций, которую выполняет реминисценция в тексте.

      Спасибо за оценку и отзыв.

      Оценка статьи: 5

      • После прочтения Вашей статьи у меня уже возникла статья о Монтене.
        Там вообще без чтения комментариев не продраться!
        Сумел дочитать его только тогда, когда стал читать хорошее издание с подробными комментариями.
        А название "Опыты" не понимаю до сих пор, о чём и написал в выложенной сегодня статье.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий, может, Вам пригодится:
          "Не доверяя чужим точкам зрения на мир, он (Монтень) не склонен отдавать предпочтение и своей собственной. Каждую секунду он готов уличить себя в неточности, а то и в ошибке. «Но что если я считаю вещи не тем, чем они на самом деле являются?» - это испуганное восклицание рефреном проходит сквозь все «Опыты».
          Вот почему Монтень сам себя постоянно допытывает и корректирует, превращая собственный текст в бесконечный критический автокомментарий. Так отчасти проясняется название самой книги Монтеня, которая есть не что иное, как множество опытов, экспериментов, поставленных авторской мыслью над самою собой".
          http://www.kropka.ru/refs/90/38918/1.html

        • Ну, чем дальше в лес, тем больше комментариев
          В академических изданиях - наиболее полный комплект. В популярных - может не быть вообще.

          "Опыты"?... Ммм... Мне всегда казалось, что это слово обозначает у Монтеня "попытку осмысления" той или иной проблемы. А как это литературоведы понимают, признаться, не помню.

          Оценка статьи: 5

  • Интересно "5"

    Оценка статьи: 5

    • Я еще хотелось бы узнать, какой именно эффект дает сознательное применение реминисценций, насколько выигрышнее становится текст с ними. Ведь в наше время писатели предпочитают втискивать больше "экшена", а не воспоминаний.

      • Сознательное примение реминисценций, как мне кажется, даёт почти такой же эффект, что и бессознательное. Разница лишь в том, что в первом случае реминисценции более видны для читателя. Но - при условии, что этого хочет автор.
        Насколько выйгрышнее смотрится текст с реминисценциями, думаю, Вам станет понятно после того, как я скажу, что почти все известные нам литературные тексты не избежали этого явления.

        Возможно, я не совсем поняла Ваш вопрос.
        И - что Вы понимаете под "экшеном"?

        Оценка статьи: 5