Сергей Курий Грандмастер

Как Мадонна изображала латиноамериканку, неистовую молитву и звёзд прошлого?

В 1984 году Мадонна стала настоящеё «звездой». Её второй альбом возглавил топ США, а девчонки старались подражать её образу — от одежды до причёски.

vician, Shutterstock.com

Сама же Мадонна очередной раз влюбилась — на этот раз во вздорного красавчика Шона Пенна, с которым познакомилась на съёмках клипа «Material Girl». Поэтому следующий альбом — «True Blue» — был вдохновлён любовью к Шону — первому официальному мужу певицы.

«La isla Bonita» (1986)

Самой известной песней альбома, безусловно, стала знойная «La isla Bonita». Несмотря на свою лёгкость и бесхитростность, она понравилась даже мне (наверное, первой из творчества Мадонны).

Интересно, что первоначально эта песня, написанная Патриком Леонардом и Брюсом Гейтшем, предназначалась для Майкла Джексона. Но «королю поп-музыки» она не понравилась, зато приглянулась «королеве». Мало того — между Патриком Леонардом и Мадонной с этих пор завяжется долгое и плодотворное сотрудничество (взять хотя бы хиты «Like a Prayer» и «Frozen»).
Песню Мадонне предложили, когда она находилась в Гонконге, где снималась вместе с мужем в к-ф «Шанхайский сюрприз». И певица по обыкновению тут же приложила свою руку — переписала часть слов и подрихтовала мелодию. Когда Брюс Гейтш услышал окончательный вариант с текстом о «прекрасном острове» (именно так переводится с испанского «La isla Bonita»), то был разочарован.

Б. Гейтш:
«Я подумал: „Боже праведный, она никогда не станет хитом. Такой примитив“. Я ошибся. Она стала невероятно популярной, а остров Сан-Педро избрал ее гимном».

Ну, насчёт острова Гейтш загнул. Нет такого острова на карте. Городов Сан-Педро — масса, есть даже почти безлюдный архипелаг Сан-Педру-и-Сан-Паулу, а вот острова нет.
Мадонне давно нравились латиносы, поэтому эту песню она посвятила «прекрасным и загадочным людям Латинской Америки». Правда, глубокого знания предмета у неё не было, и «La isla Bonita» представляла собой эклектичную мешанину.

Глория Эстефан:
«Это только англофонам кажется, что она хотела доставить удовольствие испаноязычным американцам. На самом деле она все немного спутала. Солнечный остров — явно Пуэрто-Рико, самбу танцуют в Бразилии, а фламенко на гитаре — это Испания. Ну да ладно, что не плохо, то хорошо»
.

В том же, типа испанском, духе был снят и клип, где Мадонна то скромно молилась, а то знойно отплясывала в красном платье, млела на полу и хватала себя за всякое. Песня полюбилась не одному мне, став № 2 в Британии и № 3 в США.
Забавно, что спустя девять лет мелодию припева «La isla Bonita» можно будет услышать в куплете песни… Оззи Осборна «I Just Want You»!

«Like A Prayer» (1989)

Как известно, Мадонна росла в католической семье. По словам певицы, она воспитывалась, «имея представление о женщинах лишь двух типов: девственницах и шлюхах». Эх, знала бы строгая бабушка, какими будут плоды её воспитания!..

В начале 1989 года на экранах ТВ начал прокручиваться новый рекламный ролик компании «Пепси», где Мадонна исполняла свою новую песню «Like A Prayer» («Как Молитва»). Ролик был вполне безобидным. Текст песни не смутил даже Андре Крауча — руководителя церковного хора, который принимал участие в записи песни. Тщательно изучив текст, Крауч сделал вывод, что эта песня — «исследование молитвы».

Жизнь — это загадка,
Каждый должен разгадать её по своему.
Я слышу ты зовёшь меня,
И чувствую себя как дома.
Когда ты зовешь меня — это как молитва.
Я падаю на колени, я хочу взять тебя туда…

Мадонна:
«Мне хотелось чего-то в стиле госпел с вокалом, а капелла, просто орган и мое пение. В голову приходили различные безумные идеи, в конце концов, мы убрали всю инструментовку, оставив только голос. Затем решили пригласить хор».

Песня писалась Мадонной в паре с Патриком Леонардом. Она вышла красивой и драматичной. Начинаясь как баллада, «Like A Prayer» очень органично перетекала в танцевальные ритмы.
И всё было прекрасно, пока на экраны не вышел клип…

Его сняла Мэри Ламберт, и уж здесь провокационных моментов хватало. По сюжету героиня Мадонны становилась свидетельницей того, как белая банда убивает негритянку, а полиция, недолго думая, арестовывает чернокожего парня убитой, который оказался на месте преступления.

Мадонна бежит в церковь и начинает молиться перед статуей святого (или Христа) — тоже… чернокожего. Статуя оживает и… целует Мадонну в губы. После чего певица поёт на фоне горящих крестов (привет Ку-Клукс-клану), а на её руках появляются кровоточащие стигматы. Затем в кадре появляется весёлый негритянский хор. Все экстатически поют, а молитва Мадонны начинает смахивать на оргазм. Укрепившись таким образом «в вере», певица бежит в участок, чтобы освободить невинного.

Кстати, тот хор, что записывал песню, от участия в клипе отказался. Узнав об оргастических плясках и поцелуях, Андре Крауч объяснил отказ так: «Это примерно как если бы архитектор, построивший гостиницу, отказался оборудовать в ней игорный зал. Там есть интимная сцена, которая происходит в алтаре. Алтарь — священное место. Дом Господа предназначен для того, чтобы общаться с Богом, а не удовлетворять желания плоти. Нам не хотелось, чтобы люди думали, будто мы поощряем это».

Сама же Мадонна, естественно, сказала, что клип «о том, как можно преодолеть расизм и страх говорить правду». И добавила: «У меня было собственное представление о Боге, отличное от того, которое мне навязали».
Ну, так и плясала бы не в церкви, а где-нибудь на Лысой горе…

Увидев клип, консервативная часть американского народа возмутилась, а «Пепси» срочно разорвали с Мадонной контракт, оставив ей что-то около миллиона долларов. Скандал только подогрел интерес к песне. А так как песня сама по себе была очень яркой, то и сингл «Like A Prayer» стал одним из самых продаваемых синглов в карьере певицы (только первоначальный релиз составил 5 млн. экз.).

С тех пор смешивать секс и религию станет одним из излюбленных приёмов Мадонны. Впрочем, не все провокации приносили ей мгновенный успех…

«Vogue» (1990)

В 1990 г. Мадонна снялась в ещё одном к-ф — «Дик Трейси». К тому времени она уже рассталась с буйным алкоголиком Шоном и завязала новый роман с режиссёром «Дика Трейси» — Уорреном Битти. Вместе с фильмом вышел и саундтрек «I'm Breathless», главным хитом которого стала песня «Vogue» («Мода»).

В данном случае речь шла не столько о моде и стиле, сколько о специфическом танце, распространённом в гей-барах, куда частенько захаживала певица. Назывался он «Vogueing» и заключался в том, что танцоры делали сложные пассы руками и часто замирали во всяческих эффектных позах.

Всё это мы можем увидеть и в чёрно-белом клипе режиссёра Дэвида Финчера, который вполне ожидаемо был решён в духе ретро. В тексте песни Мадонна перечисляла «икон стиля» 1930−50-х годов (Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Риту Хейворт, Грейс Келли, Бетти Дэвис, Малона Брондо, Фрэда Астера и др.), а в клипе примерила на себя образы некоторых из них. Видео вышло стильным, а масла в огонь подбавило очередное эффектное выступление Мадонны на церемонии наград MTV, где во время исполнения «Vogue» певица и танцоры предстали в нарядах французского двора XVIII века.

Многие критики считали, что именно успех этой песни вернул моду на подзабытый стиль диско. А успех был огромный. Сингл «Vogue» возглавил чарты США и Британии, был продан тиражом более 2 млн. экз. и вообще стал самым продаваемым синглом 1990 года.

Успех пока благоволил Мадонне…
Вскоре она перегнёт палку, но об этом — уже в другой статье.

Обновлено 16.08.2013
Статья размещена на сайте 13.08.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: