Борис Рохленко Грандмастер

Медея, дочь Эата. Куда ты летишь, Медея?

Древняя Греция. Город Иолк. В нем царствует Эсон, у которого есть сын Ясон. Ясон на корабле «Арго» отправляется в Колхиду (в нынешнюю Грузию), чтобы вернуть грекам золотое руно — баранью шкуру, в которой осели крупицы золота (почему шкура, принадлежавшая грекам, оказалась в Колхиде, рассказывать очень долго).

Иоганн Мельхиор Динглингтон. Кубок «Медея». Фрагмент

В Колхиде правит царь Эат. Он согласился отдать золотое руно, если Ясон запряжет в плуг меднорогих изрыгающих пламя огромных быков, вспашет поле и засеет его зубами дракона.

Медея, дочь царя — владельца сокровища, мельком видела Ясона и влюбилась до безумия. Она боится гибели возлюбленного, который еще и не знает о ее чувствах.

Медея никак не может решиться: помочь предмету своей страсти или нет. Она не просто любит, она хочет быть женой, она хочет владеть Ясоном. Что будет, если она ему не поможет? Он умрет. А если поможет —

«без меня он парус распустит по ветру,
чтобы стать мужем другой и на муки оставить Медею»
(Овидий, Метаморфозы, гл. 7)

Она понимает, что если она соединится с Ясоном, она должна следовать за ним, оставить все, что у нее есть, и уплыть в чужую страну. Ее мучают сомнения:

«Что же я — брата, сестру, и отца, и богов своих брошу?
Землю родную свою, унесенная по морю ветром?»

Внутренние голоса говорят ей:

«Погляди, пред каким злодеяньем
Ты очутилась? Пока еще можешь, беги преступленья!»

Медея уходит в рощу, к алтарю богини Гекаты, богини всего таинственного, чтобы успокоить свою бушующую страсть.

«Но увидала Ясона — и потухшее вспыхнуло пламя,
Щеки зарделись опять, лицо ее все загорелось…
Так и затихшая страсть, что, казалось, уже ослабела, —
Лишь появился Ясон, от его красоты разгорелась».

А дальше — все как сегодня: обещание замужества рушит все моральные преграды:

«Но лишь в беседу вступил и за правую взял ее руку
90 Гость и о помощи стал просить ее голосом тихим,
Мужем ей стать обещал»

Она поверила сразу и навсегда:

" …сказала она со слезами:
«Вижу, что делаю, — нет, меня не незнание правды
Вводит в обман, но любовь. Тебя я спасу своим даром,
Ты же — спасенный — клянись!»"

Он поклялся всем, чем только можно: и дубравой — обиталищем богов, и своим благополучием, и своими деяниями. А что Медея?

«Верила дева — тотчас получил он волшебные травы;
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился».

Вооруженный травами и подсказкой Медеи, Ясон приходит к Эату, ее отцу. Ясону навстречу бегут огнедышащие меднорогие быки — он их запрягает и заставляет пахать землю. Ясон бросает в борозды зубы дракона, из которых растут вооруженные люди с копьями, готовые закидать Ясона, но он бросает в них камень. Начинается междоусобная драка, а Ясон продолжает путь к трону.

Ему осталось пройти через бессонного змея:

«С гребнем, о трех языках, с искривленными был он зубами,
Страх нагоняющий страж, золотого блюститель барана».

Ясон воспользовался травами и заклинаниями, усыпил змея, забрал золотое руно и Медею — и поплыл назад.

И все бы хорошо, но дома Ясон застал своего отца страдающим от старости. Преданный сын умоляет жену:

«О супруга, кому я обязан
165 Подлинно счастьем своим! Хоть ты мне и все даровала,
Благодеянья твои хоть уже превзошли вероятье, —
Если возможно, — но что для чар невозможно волшебных? -
Часть годов у меня отними и отцу передай их».

Любящая жена просит у всех богов дать ей зелье, которое возвращает молодость. Она готова лететь за ним на край света:

«И спустилась с небес колесница.
220 Только Медея взошла, лишь погладила шею драконам
Взнузданным, только встряхнуть успела послушные вожжи,
Как вознеслась в высоту…»

Кубок изображает дракона, на котором восседает полуобнаженная Медея. Дракон готовится к полету, его крылья прижаты к бокам. Лапы дракона давят змей. Медея держит в руках символы королевской власти: корону и монограмму курфюрста Августа Сильного.

История с отцом Ясона кончилась благополучно: он стал юношей. А кубок запечатлел женщину, готовую для любимого на все. Даже лететь на драконе в неизведанное…

P. S. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки.

Обновлено 17.08.2013
Статья размещена на сайте 14.08.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: