Борис Рохленко Грандмастер

Жемчужины-уроды. Что можно из них сделать? Часть первая – легендарная

Есть нечто притягательное в жемчужинах. Что именно — трудно понять: то ли их мягкая окраска, то ли от них исходит какое-то сияние… Жемчуг был всегда в почете, и его ценители всегда искали жемчужины правильной формы, идеально круглые. С ними проще: нанизал, нашил. А что делать с остальными? Да если они еще и немаленькие?..

Africa Studio Shutterstock.com

Такие жемчужины имеют специфическое название — жемчужины барокко (вероятно, из-за своих причудливых форм). Курфюрст Саксонский Август Сильный собрал самую большую коллекцию изделий, основой которых являются такие творения природы.

У него было особое пристрастие к этому виду поделок: 57 фигурок из его собрания сейчас находятся в Grüne Gewölbe. Изобретательность ювелиров не поддается описанию: здесь тебе и мифы, и быт, и природа.

Эти изделия как бы иллюстрируют предания: либо библейские (Самсон, раздирающий пасть льва), либо мифические (Древней Греции и Древнего Рима).

На золотой бочке вина сидит Вакх — развеселый бог виноделия с чашей в левой руке, с гроздью винограда на чреслах, с венком из виноградных лоз. Его туловище сделано из «неправильной» жемчужины, венок на голове инкрустирован изумрудами. Постамент, на котором покоится бочка, золотого цвета, строгих форм, что несколько не вяжется с разнузданным весельем бога.

Это изделие похоже на пудреницу. На ее крышке ювелир изобразил морские волны, в которых плывет морской единорог с пучком водорослей на хвосте. Сатир, сидящий на его спине, в правой руке держит рог, в левой — вожжи. Стоящий перед ними на камнях другой сатир показывает направление движения. Куда и зачем они собрались плыть — непонятно.

Туловище единорога, туловище правого сатира, нижняя часть тела левого сатира — «неправильные» жемчужины.

Пудреница сделана из золота в виде неглубокой чаши на ножках, по ее краю чередуются рубины и бриллианты, поставленные в малиновых фестонах.

А здесь — морской единорог сам по себе. Лошадиная морда и шея, грива, рог во лбу, передние ноги с ластами вместо копыт, громадный закрученный в спираль хвост. На картуше постамента — картина, изображающая прикованную к скале Андромеду и единорога, который вот-вот утащит ее в морскую пучину. Освободитель Андромеды — Персей — в воздухе, он летит на выручку Андромеде, его копье вот-вот поразит дракона.

Туловище единорога — из двух «неправильных» жемчужин, грива и хвост блестят золотом. Все это покоится на золотом постаменте, инкрустированном рубинами и бриллиантами.

Сложнейшая фигура: морской слон с головой, хоботом и ушами обычного слона и с хвостом, как у морского чудища, с ластами вместо ног (ласты и уши голубого цвета). Слона оседлал Амур, видны его крылышки и лук. Очертание и цвет двухъярусного постамента напоминает морскую волну, несущую единорога.

Роспись картуша на постаменте состоит как бы из двух частей. Слева Нептун держит в руках Амфитриту, которая старается от него вырваться (согласно мифу, эта строптивая нимфа не хотела быть женой Посейдона и сбежала от него к другому). Справа — Нептун мчится по морю на морских конях, в его руках — трезубец, его символ, его непременная принадлежность.

Голова слона — жемчужина, туловище — жемчужина, хвост и хобот — блестят золотом. Постамент инкрустирован рубинами и бриллиантами.

Эта статуэтка — Самсон, раздирающий пасть льва (эпизод из Библии, книга Судей, гл. 14: «он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было»). Роспись постамента: сбоку — схватка животных, на фронтоне — смысл картинки не очень понятен. Весы в руках сидящей на коне женщины предполагают, что эта женщина — олицетворение Правосудия. Если слева от Правосудия — судья, то воин, стоящий справа — это сила, которая принуждает выполнять решения судьи.

Туловища Самсона и льва — из «неправильных» жемчужин. Постамент инкрустирован драгоценными камнями и покрыт эмалью разных цветов.

От легендарной части переходим к армейской

Обновлено 27.04.2016
Статья размещена на сайте 16.08.2013

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У Хмелевской в "Колодцах предков" упоминается семисвечник с зелёным перлом в форме груши в подставке.

  • Рада, что сердца совпали. Нам обоим стало лучше немножко.Вот и все.

    Оценка статьи: 5

  • Заценила все три части на пЯЯЯТЬ! ОТличная подборка, большой труд мастера вложен, систематизировано, красиво написано. Борис, мне бывает так жалко, что сейчас статьям о живописи, культуре письма, ваяния, искусству мелких форм мало уделяется внимания. Я помню потрясающий цикл Старохамской о художниках, Ваши статьи - все. Дальше зияние. Пишите еще.
    В одном не соглашусь - работа в ювелирке ценится, Вау, еще как. Я в этом разбираюсь и даже по манере полировки изделия могу сказать где оно было изготовлено. Но это мое, девичье.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, спасибо за комментарий и такую высокую оценку. Я стараюсь. Насчет работы в ювелирке - не буду возражать, возразить нечего. Но все-таки булыжник в оправе...

  • Замечательная статья и потрясающие иллюстрации! Спасибо.

  • Люблю жемчуг! Речной кривоватый не очень, но есть у меня ожерелье из серого крупного жемчуга не правильной круглой формы, а как бы в горизонтальных трещинах и рытвинах. Интересная фактура!

    Оценка статьи: 5

  • Взять обыкновенный булыжник... И в окружении золота, серебра, бриллиантов, рубинов,.. тоже неплохо бы смотрелся.
    Конечно, ювелиры зациклились на всем драгоценном и изощряются, как могут.

    Интересно, Борис Рохленко!.. Познавательно. В смысле расширения кругозора. Можно при случае в теплой компашке блеснуть познаниями. Или отрывочными сведениями.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, спасибо за комментарий и за оценку.

      Мысль насчет булыжников интересна. Но хорошо, что она никому из ювелиров не приходит в голову. И не придет. Потому что большинстве случаев в ювелирке ценится материал, а не работа.