Борис Рохленко Грандмастер

Жемчужины-уроды. Что можно из них сделать? Часть вторая - армейская

Эти изделия из «неправильных жемчужин» посвящены армии. Естественно, они не воспроизводят один к одному все детали воинских костюмов, вооружения, но при всей условности художники уловили сходство и донесли его до зрителя…

gerhardp Shutterstock.com

Гном-гренадер. Большая голова с очень серьезным (даже печальным) лицом, огромное пузо, короткие, широко расставленные ножки. Карикатура на гренадеров прусской армии. Но все узнаваемо: у настоящего гренадера есть ружье — и у гнома есть ружье. У настоящего гренадера есть шапка с высокой тульей — и у гнома есть шапка с высокой тульей. У настоящего гренадера есть перевязь — и у гнома есть перевязь.

Швейцарская гвардия была создана в 1506 году по распоряжению папы римского Юлия II. В те времена швейцарские наемники слыли самыми храбрыми, а сам папа был очень воинственным и все время с кем-то сражался.

У швейцарских гвардейцев в 17 веке были алебарды и сабли, гетры и туфли, полосатые бриджи и перевязи — пожалуй, это самые характерные черты их костюмов.

На гвардейце работы неизвестного мастера все это есть. Замысловатая шляпа, полосатый жилет, полосатые рукава, черные гетры, туфли с пряжками. И все это украшено драгоценными камнями. Для туловища использована «неправильная» жемчужина. Алебарда — из золота.

Рядом пес, туловище которого — жемчуг, ошейник инкрустирован бриллиантами. Основание — золотое, затейливой формы, инкрустированное рубинами и бриллиантами. Роспись постамента — какой-то античный сюжет.

Швейцарский гвардеец с алебардой — из охраны принца. В его правой руке — парадная алебарда с золотой кистью. На нем голубой кафтан с золотыми полосками. Справа виден эфес сабли, ее держит зеленая перевязь. Левая рука гвардейца — на бедре, он как бы красуется перед кем-то. Вставленные в глазницы бриллианты создают эффект выпученных глаз.

Перед ним сидит далматин, голова и туловище которого сделаны из «неправильных» жемчужин. Из таких же жемчужин сделана грудь и нижняя часть туловища гвардейца.

Золотой постамент инкрустирован перегородчатой эмалью, изумрудами, рубинами, жемчугом.

Перед нами — бравый вояка. Можно точно сказать, что он — не швейцарский гвардеец: у него пика, а не алебарда. Он весел, даже слишком (похоже, что он в подпитии и поет). Непонятно, почему он с таким веселым настроением размахивает саблей и копьем. То, что он идет не в бой, абсолютно точно. Скорее всего, его ждет дама сердца, а для храбрости он выпил чего-то горячительного.

Туловище из «неправильных» жемчужин, синий мундир с золотыми полосками, золотая перевязь, красные манжеты, красные отвороты на гольфах. Затейливый пьедестал украшен эмалью, рубинами, бриллиантами.

У этой статуэтки есть автор: Жан Луи Жерарде. Он работал в Берлине с начала 18 столетия до своей смерти в 1738 году. В Grünes Gewölbe есть пять работ, принадлежащих этому мастеру. Почти все они посвящены военным.

А эта сценка — из европейской жизни: нищий с кружкой пива. В его облике есть какие-то намеки на то, что это — отставной солдат. Сама статуэтка — отражение средневековой действительности: отвоевавшие солдаты никому не нужны…

От части военной переходим к смешанной

Обновлено 27.04.2016
Статья размещена на сайте 17.08.2013

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: