Борис Рохленко Грандмастер

Альбрехт Дюрер. В чем его секрет?

Великий немецкий художник Дюрер «изображал типичных представителей городской среды, в ней любовно изображены многочисленные бытовые подробности, что делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его», — сказано об Альбрехте Дюрере.

konstantinks, Shutterstock.com

Портреты ученого-гуманиста Эразма Роттердамского выполнены в разной манере. Первый (черный мел, бумага), сделанный в 1520 году, не содержит никаких признаков рода занятий. Можно сказать, «домашний» портрет.

В гравюре все выглядит суше, официальнее: в руках перо и чернильница, рядом на столике книги. На картуше надпись на латыни «Изображение Эразма Роттердамского, выполненное Альбрехтом Дюрером, очерчивает живой образ». Далее — надпись на греческом как намек на то, что Эразм преподавал греческий язык. Отдельной строчкой римскими цифрами обозначена дата создания гравюры — 1526 год.

Обе работы абсолютно серьезны, ни намека на игривость. Таково большинство произведений Альбрехта. Но есть среди них и несколько другие. Одно из таких — «Танцующая крестьянская пара».

На первый взгляд ничего особенного, танцуют и танцуют. Мужичок такой развеселый, он не просто танцует, он еще и поет. И позиция у него: руки в стороны — душа нараспашку. На нем разорванная на локте одежка, обувка с дырками на пальцах. Его кинжал — в ножнах с отвалившимся концом. Одним словом — бродяжка.

Она — с хитроватым выражением лица. На ее поясе — сумка и связка ключей. На ней белье с кружевной окантовкой.

Скорее всего, это супружеская пара. Он — гуляка и выпивоха, она — рачительная хозяйка. Он уже почти у самого дна. Она еще с интересом смотрит вокруг, а ее хитроватые глазки как бы что-то обещают. А может быть, это уже разговор с любовником?

Еще одна гравюра называется «Совершенно неподходящая пара», хотя точнее было бы — «Свидание с проституткой». Он и она сидят где-то около запруды: на заднем плане большая река, за спинами — запруда с плотиной. За плотиной на холмах виден городок.

Молодая женщина и староватый мужчина. У него на лице — вопрос, у нее сомнение. Она одета как горожанка, с претензией на изыск (шляпка, длинное платье). Он выглядит по-крестьянски, шляпу бросил на землю, коня привязал к дереву. Признак ее профессии — высоко поднятая грудь, аж вываливается из корсажа.

Говорящая деталь — их руки. Он что-то достает из кошелька, а она с нетерпением подставляет открытую ладонь, а во второй руке — ее кошелек наготове!

Еще гравюра — дама на лошади и пехотинец.

На этой гравюре есть пейзаж: невысокие горы, город, озеро. Действие как бы происходит на берегу. Возможно, что пехотинец находится на службе в лагере. Он кого-то охраняет (возможно, своего вассала) с алебардой и саблей. Человек он явно небогатый — слишком простенькое на нем одеяние.

Она — явно знатная дама (роскошное страусиное перо на шляпе). Возможно, что он — из охраны ее мужа.

Они только что встретились. Их руки говорят о том, что они — любовники: она гладит его по плечу, он придерживает ее за локоть. Не очень ясно, будет продолжение у этой сцены или нет: конь бьет копытом, у нее на лице написано сожаление. Куда устремлен ее взгляд? Уж не на гульфик ли?

Между прочим, гульфик говорит о полной боевой готовности этого бойца. Может быть, именно этот момент вызывает у дамы сожаление об упущенной возможности?

«Дюреру можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью». (Эразм Роттердамский, «О правильном произношении в греческом и латинском языках»)

Вот и весь секрет успеха художника: многочисленные подробности, тень, свет, блеск, выступы и углубления.

Обновлено 6.09.2013
Статья размещена на сайте 1.09.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Будучи студентом, пробовал технику офорта (игла по металлической пластине). Но за гравюру так и не собрался взяться - слишком сложно и трудоемко.

    Гляжу на титанический труд Дюрера, на его адское терпение - гляжу на его гравюры... Охренеть!

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, трудно сегодня сказать, что ими двигало, когда они делали такую работу. Мне кажется, что заработок на гравюрах гарантировал безбедную жизнь: при относительно невысокой цене, видимо, был большой спрос. Это сейчас можно увидеть все на фото. Даже Рубенс при всей своей успешности добивался авторского права на свои гравюры (то есть, на гравюры по его картинам).

      А меня очень давно восхитил Доре: каждый день резать гравюры для газет! Да еще какие гавюры, хотя и на дереве.

  • У Дюрера вообще прекрасная, превосходная графика! Даже там, где нет жанровых сценок! Просто трава, или кролик!