Борис Рохленко Грандмастер

Павлин в Эрмитаже. Как он туда залетел?

Трехколесную повозку, на которой восседает дама, толкает рикша. Впереди на повозке — длинноухий пес. Рядом с дамой — часы. Миниатюрные рычаги приводят в движение вертушку, которую дама держит в левой руке, и крылья птицы в ее правой руке. Колокольчик, скрытый под зонтиком, отбивает часы, а механизм приводится в движение пружиной и барабаном над двумя центральными колесами…

Джеймс Кокс. Золотой павлин. Эрмитаж, Петербург, Россия

Еще две птички располагались на спиральной пружине, закрепленной на передке колесницы, они должны были махать крыльями во время движения.

Золото, бриллианты, жемчуг, серебро… На циферблате видны гнезда для трех ключей: для хода часов, для боя и для движения всего агрегата.

Это — уцелевшая половина из пары, заказанной английской Ост-Индской компанией в 1766 году для подарка китайскому императору. Автор работы — Джеймс Кокс. Это был необычайно талантливый ювелир, часовщик и организатор. В начале 1770 годов в его мастерских работали от 800 до 1000 человек — немаленькое производство даже по нынешним понятиям.

Джеймс Кокс издавал богато иллюстрированные каталоги для стимулирования экспорта в Индию и Китай. И это принесло успех: его изделия до сих пор хранятся в Запретном городе в Пекине. Более того, он открыл музей своей продукции.

Все это было в Англии. В 1777 году Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический загорелся сделать подарок императрице. И не просто подарок — удивить ее! Как был заказан павлин — неизвестно. Возможно, что Потемкин узнал о нем из каталога Кокса (там числилось два, вероятно, один был использован для автомата, купленного Светлейшим).

Размер конструкции не позволял везти ее целиком. Автомат разобрали, сложили и повезли. Привезли — невозможно собрать. Что-то сломано, что-то перепутано. В 1781 году была предпринята попытка запустить павлина с помощью нескольких мастеров, но…

Десять лет пролежала бесполезная игрушка, а в 1791 году Потемкин востребовал Ивана Кулибина. К тому моменту Кулибин уже 22 года заведовал механической мастерской Академии наук, сделал карманные часы-автомат с театром (их можно увидеть в Эрмитаже). Князь приказал ему восстановить автомат и передал все детали. Но результата увидеть не успел.

В том же 1791 году после смерти Светлейшего Екатерина забрала в казну дом Потемкина, ныне Таврический дворец, вместе с внутренним убранством. Кулибин успешно завершил реставрацию часов «Павлин», и они некоторое время стояли в Таврическом дворце. В 1797 году, по распоряжению нового императора, Павла I, часы были переданы в Эрмитаж. Это единственный во всем мире крупный автомат восемнадцатого века, дошедший до нас без изменений.

Механизм заводят раз в неделю, делает это хранитель часов, который начал работать в Эрмитаже спустя почти 200 лет, в 1995 году. Когда часы начинают звонить, первой просыпается сова в клетке, клетка вращается, звенят колокольчики. Потом павлин приходит в движение, его хвост поднимается и распускается. Когда веер перьев предстает перед зрителями во всей красе, павлин поворачивается на 180 градусов и показывает публике свой зад. Потом перья опадают и павлин возвращается в исходное состояние.

Явление зада публике толкуется как символ наступления ночи. Логики в этом маловато: как же так, только что был день, а теперь вдруг ночь? Установить истинную причину такого поведения павлина сегодня невозможно. Но одна из версий такова: Кулибин не смог восстановить механизм так, чтобы павлин прокручивался на 360 градусов. Вторая версия: он сделал это специально. Павлин предназначался не для народа, а для царского двора. Очень может быть, что это была как бы демонстрация отношения мастера к власти (может быть, мало заплатили, может быть, отнеслись к нему плохо).

Вернемся к Джеймсу Коксу. После того как Павлин был доставлен в Санкт-Петербург, Кокс пытался установить торговые отношения с Россией, но безуспешно. Видимо, роковую роль сыграла плохо организованная доставка павлина.

В Метрополитен Музее в США можно увидеть еще несколько работ Джеймса Кокса, кроме показанной. Китайский Запретный город закрыт для обозрения его коллекций. Надо полагать, что из множества изделий, вышедших из мастерских Джеймса Кокса, что-то сохранилось в частных коллекциях.

Джеймсу Коксу посвящена обширная статья Марсии Пойнтон (Marcia.Pointon, 1999) «Творец чудес: музей ювелирных изделий Джеймса Кокса и экономика роскошных зрелищ в конце 18 века в Лондоне. История политической экономии 31 (Дополнение), стр. 423−451» (Dealer in magic: James Cox’s Jewelry Museum and the economics of luxurious spectacle in late-eighteenth-Century London. History of Political Economy 31 (Supplement): 423−451).

Мнение Марсии Пойнтон: традиции больших придворных коллекций были нарушены Коксом, когда он открыл свой музей и назначил плату за вход. Это сделало доступным обозрение редкостей для всех тех, кто мог заплатить за такое удовольствие. До Кокса такое явление просто не существовало, доступное элите стало доступным для всех (разумеется, с деньгами). Мало того, музей Кокса был как бы предшественником крупнейших музеев редкостей.

Прямым или косвенным следствием открытия музея стала покупка Золотого Павлина, шедевра коллекции Эрмитажа. Почти случайно залетевший из Англии, «этот страус кукарекает» до сих пор раз в неделю.

Обновлено 26.10.2013
Статья размещена на сайте 11.09.2013

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Исторические факты, установленные скрупулезными трудами историков! Извините, никто не сказал ни разу однозначно, кроме разве что вас, что Потемкин не был в Англии.

    Отсутствие каких-бы то ни было документов может быть свидетельством другого - поездка была секретной. Почему - неизвестно.

    А ваша ссылка на ЖЗЛ выглядит слишком легкомысленно.

    Если вы не видите смысла в дискуссии - не продолжайте. Но напоследок - цитата с сайта "Таврический дворец" и из закона о выморочном имуществе Российской Федерации:

    "Таврический дворец
    После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы[1]. Узнав об этом, наследники остановили чрез полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:
    И, ах, сокровища Тавриды
    На барках свозишь в пирамиды
    Средь полицейских ссор.
    Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну."

    "Статья 1151. Наследование выморочного имущества

    1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что
    отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

    2. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по
    закону в собственность Российской Федерации."

    Так что ваши ссылки на всякого рода источники еще не являются доказательной базой для ваших утверждений.

  • Комментарий скрыт
    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 26 октября 2013 в 02:23 отредактирован 26 октября 2013 в 03:19

      Марина Белова, спасибо за комментарий.

      В свое оправдание привожу цитату из Википедии: "Какое-то время автомат стоял в Таврическом дворце, и лишь в 1797 году наконец-то был доставлен в Эрмитаж: после смерти князя императрица Екатерина II выкупила из казны всё имущество Потёмкина, в том числе и диковинные часы."

      Не можете ли вы указать источник, в котором говорится о судьбе имущества князя Потемкина?

      В биографии Потемкина много белых пятен, в частности, касающихся его, как Вы указываете, "единственного путешествия в Швецию". Хоть кто-нибудь может однозначно утвержать, Потемкин не был в Англии (источник)?

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 октября 2013 в 11:46 отредактирован 26 октября 2013 в 12:23

        Борис Рохленко, вот именно потому что это не суть важно, а вымысла в тексте быть не должно, я и убрала слова про Англию.

        Прежде чем править, я поискала информацию. "Императрица выкупила ИЗ казны" - Вы не чувствуете абсурдности этой формулировки?

        В другой статье в Википедии написано, что наследниками Потемкина были дети его сестер, как же "всё имущество" попало в казну?

        Если уж вдаваться в подробности, то существует версия, по которой Таврический дворец Потемкин построил на свои деньги, а Екатерина выкупила его в казну, и жаловала ему вместе с титулом светлейшего князя. По другой, которую распространять было неприлично, она просто построила дворец для фаворита. На деньги казны, естественно.

        В третьей статье Википедии написано, что после смерти Потемкина имущество дворца подверглось расхищению, которое Екатерина распорядилась остановить и забрать дворец снова в казну.

        • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 26 октября 2013 в 13:23 отредактирован 26 октября 2013 в 17:29

          Марианна Власова, насчет абсурдности формулировки: есть источник. Статью, видимо, писал работник Эрмитажа. Скорее всего, остепененный. Так что формулировка "выкупила из казны" родилась не из воздуха.

          А вы не считаете абсурдным, что любящий покупает своей любимой подарок, не видя его? И где Потемкин мог видеть павлина? Поскольку везде версии, то может быть и версия о поездке Потемкина в Англию.

          А кто такая Марина Белова? Почему она зарегистрировалась и прочитала только одну статью? Что за избирательный подход?

          Здесь тоже есть версия: это искусствовед из Эрмитажа, конкурент тому, кто поместил статью в Википедии. Так зашла бы в Википедию и написала, что там надо исправить. И не было бы пудры на мозги читателей.

          Хотелось бы иметь дело не с мифическими Маринами Беловыми, а с определенными личностями.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 октября 2013 в 15:08

            Борис Рохленко, я не считаю абсурдным, что подарок был куплен не глядя. Я сама по интернету много что покупаю.

            А на сайте Государственного музея Эрмитаж как раз пишут вот что:
            "История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы. Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
            ...
            Часы Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретенные императрицей Екатериной II в 1781 г., встречается упоминание о двух выплатах - от 30 сентября и 14 декабря - часовых дел мастеру Юри, за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тыс. рублей (ок. 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина."

            Хорош "подарок любящего любимой", не правда ли?

            • Марианна Власова, сравнивать покупки по интернету с покупками князя Потемкина...

              Нельзя ли посмотреть документ о выплатах? Можно адрес? И что, там точно о "Золотом павлине"? Может быть, это другие часы, их в Эрмитаже достаточно много.

              Что касается "князь заказал" - это, действительно, надо было заказывать. И не факт, что Потемкин не видел этот автомат.

              • Комментарий скрыт
                • Марина Белова, еще нет. Я не имею доступа к печатной продукции. Если есть какие-то источники в Сети, назовите их, пожалуйста.

                  Насчет неприятности, связанной с моей реакцией. Я предпочитаю, чтобы читатель, даже простой, давал о себе минимальную информацию, например, возраст. Тогда есть смысл говорить о чем-то.

                  Что касается истории Светлейшего, то я предпочел бы познакомиться с вашими источниками. А после этого можно будет о чем-то разговаривать.

                  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 31 октября 2013 в 21:48 отредактирован 31 октября 2013 в 21:51

                    Борис Рохленко, "Я предпочитаю, чтобы читатель, даже простой, давал о себе минимальную информацию, например, возраст. Тогда есть смысл говорить о чем-то."
                    Борис, а говорить ничего и не надо было, кроме простого спасибо. Сказано даже слишком много. И не в Вашу пользу.

                    "все его писания - передирание из интернета" - информацию из интернета, особенно не имея доступа к печатным источникам, нужно тоже уметь отбирать, фильтровать, перепроверять и сопоставлять, а не просто "это я не нашел, это я не искал".

                  • Комментарий скрыт
                    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 31 октября 2013 в 07:23 отредактирован 31 октября 2013 в 07:27

                      Марина Белова, вам не кажется странным провал в переписке Екатерины и Потемкина во второй половине 1776 года до марта 1777 года?

                      Возраст - о чем можно говорить с человеком, которому меньше 25 лет? Он еще многого не знает, а все его писания - передирание из интернета.

                      Есть ли где-нибудь публикация финансовых дел: записи в книгах, например, квитанции, расписки - что-то подобное в делах Екатерины и Потемкина?

                      • Комментарий скрыт
              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 октября 2013 в 18:42 отредактирован 26 октября 2013 в 18:46

                Борис Рохленко, с этими вопросами Вам лучше обратиться на сайт Эрмитажа, на который я дала ссылку.

                "Князь заказал - императрица оплатила", вот в чем смысл выделенного.

                Замечания у комментатора не к Википедии, а к Вашей авторской статье, которая не должна вводить в заблуждение, независимо от того, кто ввел в заблуждение Вас. Уточнили бы информацию сами - "не было бы пудры на мозги читателей", как Вы выражаетесь.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 октября 2013 в 14:50 отредактирован 26 октября 2013 в 14:58

            Борис Рохленко, текст в Википедии может написать любой человек и может изменить любой человек своими руками, ничего об этом ему писать не надо. Иногда статьи в Википедии - это просто рерайт, бездумный, без понимания смысла слов. В них нужно прежде всего смотреть, на что стоят ссылки, а лучше и ходить по ним, проверяя, совпадает ли информация.

            Википедия - НЕ источник. Она - коллективное творчество людей, пересказывающих источники в определенном формате. Некоторые из этих людей ошибаются, некоторые халтурят, некоторые пытаются продвигать определенные идеи, товары, имена и прочее. Коллективными усилиями, опять же, это пресекается и правится.

            Не имеет никакого значения, кто такая Марина Белова и как ее зовут. Важно, что к Вашей статье оставлен комментарий, информация его проверена редактором, текст исправлен и комментатору за это спасибо. А на личности переходить нельзя.

            • Марианна Власова, для меня всегда имело значение, кто оставляет комментарий. С кем можно говорить, а с кем - не стоит.

              Если у автора комментария есть замечания к Википедии - ему стоит бороться за истину именно там, потому что это возможно, доступно и правильно в принципе.

              Что касается утверждения, что Википедия - не источник, то и Интернет не бумажное издание.

              Свое спасибо за замечание я уже высказал.

  • О, я тоже "Культуру" вспомнила, хотя без телевизора в доме живу уже лет семь.
    Статья отличная!

    Оценка статьи: 5