• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катя  Чековска Мастер

«Варфоломеевская жесть». Как театр имени Рубена Симонова празднует свой юбилей?

Планируя сезон, театр понимает, что он должен быть ярче и значительнее предыдущего, тем более, если наступает юбилей.

Московский государственный театр имени Рубена Симонова — хранитель школы Вахтангова, в этом году отметит 25-й юбилей, что обязывает его показать зрителю все, что включает в себя классическая школа. Что было создано за 25 лет и чем замечательны актеры-«симоновцы» сегодня. Поэтому именно актеры взяли на себя миссию создать масштабный театральный проект — визитку театра, завершившего четвертьвековое шествие по миру драматического искусства.

Театр представляет международный театральный проект «Варфоломеевская жесть» при содействии Театра «Белое облако» (Россия) и «PANTA-Teatre» (Кан, Нормандия, Франция) в постановке Ольги Субботиной.

Пьесу «Ночь и туман» специально для театра, конкретных актеров написал драматург Юрий Клавдиев. История Франции со своим драматическим накалом, по мнению создателей, сегодня актуальна не только, чтобы помнили ее трагические уроки, чтобы понимали, что жизнь человеку дается один раз. Но и для того, чтобы зритель увидел королей и понял, что и сам бывает «королем», когда принимает судьбоносное решение; когда не способен на маленькую подлость. Или незаметным жестом создает благо тогда, когда мог этого не делать. Когда мог благородно наобещать и раствориться, но выбрал не демонстративность и лицемерие, а скромное человеческое участие. Чтобы делать королевские жесты, быть королем необязательно.

Название пьесы «Ночь и туман» для спектакля показалось не емким, его заменили на «Варфоломеевскую жесть» — для эмоционального и исторического акцента.

Спектакль уже был показан весной в «ночь театров» 18 мая 2013 года, но настоящая премьера назначена на 19 сентября, 6, 23 октября 2013-го.

Спектакль — о подлинных исторических событиях Франции XVI—XVII вв.еков, связанных с правлением Екатерины Медичи, королевой Марго, периодом Реформации и трагическими событиями Варфоломеевской ночи.

Но не только историю увидят зрители. Они увидят людские судьбы. Короли — тоже люди. Им тоже не чуждо все земное. Хотя человеческие чувства им приходится прятать за ширму условностей, обязанностей и чувства собственного значения.

«Великие» любили и ненавидели, верили и предавали. Королевские интриги отличались масштабностью, но по сути своей оставались интригами алчных, властолюбивых гордецов, ведомых низменными чувствами. Ложь никогда не станет приблизительной правдой, а коварство — злой добротой. Как бы их не называли, время все расставляет на свои места.

О спектакле рассказали создатели на пресс-конференции 10 сентября. Торговый дом «Цитадель» любезно предоставил театру свои возможности.

Чем сегодня Бурбоны могут поразить грамотную публику? История сегодня перечитана и переписана. Ее персонажам вынесены порицания или благодарности потомков, в зависимости от содеянного и того, что после него осталось.

Актер Влад Демченко рассказал, что 25-летний юбилей театра им захотелось отметить глобальной постановкой, провести связь времен и оставить яркий след в истории драматического искусства. В поисках такого события актерская судьба свела выпускников Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина с Ольгой Субботиной, Юрием Клавдиевым. После тщательной «предполетной подготовки» проект спектакля был одобрен художественным руководителем, народным артистом России Вячеславом Шалевичем.

Юрий Клавдиев, обратившись к средневековой истории, заметил, что «во все времена с людьми происходит одно и то же», имея в виду не события и степень цивилизации, а человеческие страдания, радости или несчастья. В любые времена люди любили, ненавидели, предавали, гибли за идею (религию) и увековечивали свои имена. В любые времена, придя к власти, человек осознавал свою значимость и распоряжался ею по своему усмотрению. Его «усмотрение» зависело не только от степени власти, но и от наличия совести, честности и человечности. Последние — или есть, или их нет.

 — И средства достижения власти, по сути своей, остались прежними, — произнес на пресс-конференции драматург.

 — Пожалуй, не согласна, — скромно возразила Ольга Субботина, имея в виду, что времена инквизиции и религиозной Реформации, к счастью, канули.

Чем руководствуются люди, которые учат жизни других? Кто дал им такую миссию? У них накопились детские комплексы? Агрессивные властные амбиции позволили им быть «супергероями»?! Но актуальным является другой вопрос — что делать обществу, когда им управляют подобные «супергерои»?

Конференция о театральном проекте вышла за рамки обсуждения спектакля. Потому что сам спектакль — о судьбе людей, которые почти не изменились. Они, как и тогда, ложь называли ложью, а правду — только правдой. История ставит все на свои места. Спектакль демонстрирует историю людей на все времена.

Постановка — Ольга Субботина
Сценография — Анатолий Чечик
Костюмы — Евгений Панфилов
Сценическое движение — Елена Каралашвили
Саунд-дизайн — Андрей Опарин
Помощник режиссера — Светлана Волкова

Статья опубликована в выпуске 23.09.2013
Обновлено 8.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: