Надежда Рубцова Мастер

Погуляем по Санкт-Петербургу? Часть 1.

Продолжим наши прогулки по Пройдя сад насквозь, выйдем на Садовую улицу, и через 1-й Садовый мост выйдем на Марсово поле. Поле приобрело ухоженный вид только в XX в. после того, как посредине его был поставлен Памятник борцам революции. Вечный огонь был зажжён уже в 60-х г. г. прошлого века. А в начале поле называлось Потешным лугом, и на нём устраивались фейерверки, но потом его всё чаще стали использовать для смотров войск, и за полем закрепилось название — Марсово. Тем более, что и оформление поля с «военным» уклоном: вдоль него тянется длинное здание с колоннами — бывшие казармы лейб-гвардии Павловского полка, отличившегося в Отечественной войне 1812 г.

В дальнем конце поля на Суворовской площади перед мостом через Неву стоит памятник А. В. Суворову. Бог войны Марс, слегка похожий на Суворова, — аллегория великого военного дара полководца. Во время блокады это был единственный неукрытый памятник: он словно помогал воевать защитникам города.

Марсово полеМосты в районе Марсова поля также оформлены в «воинском» стиле: фонари в виде пучков скрещённых копий и ограждения украшены венками или мечами и щитами с головой Медузы Горгоны.

Из окружающих поле зданий самое величественное — Мраморный дворец-музей, облицованный камнем, что для Санкт-Петербурга не характерно: большинство старых зданий отделано штукатуркой и окрашено.

Перейдём трамвайные пути и окажемся на берегу Лебяжьей канавки, отделяющей нас от Летнего сада. Современный вид пейзажного парка сад приобрёл к концу ХVIII в., а городским садом стал в начале XIX века. Летний сад — остров, окружённый с четырех сторон Невой, Фонтанкой, Мойкой и этим прямым, как стрела, искусственным каналом.

Пётр I облюбовал это место для своей резиденции, и обустраивал его сам: участвовал в планировке дворца, делал чертежи «царского огорода» с беседками, Карпиевым прудом и фонтанами, заказывал из Италии мраморные скульптуры, которых сохранилось 89. Одни скульптуры вызывают улыбку, потому что уже не соответствуют нашим канонам красоты, но очарование других оказалось неподвластно времени, как, например, скульптурной группы «Амур и Психея», хорошо видной нам на другом берегу.

Когда мы выйдем к Неве на набережную Кутузова, перед нами предстанет во всей красе ограда Летнего сада, признанная едва ли не самой прекрасной в мире из-за совершенства пропорций и благородства декора. За оградой начинается вечное наслаждение: по саду хочется гулять и гулять. Есть на что и полюбоваться. В саду есть памятник баснописцу Крылову с горельефами, изображающими персонажей его басен. Два лёгких павильона — Чайный и Кофейный домики — украшают сад. Огромная ваза из розового порфира стоит у выхода из сада. Радует глаз пруд с парой лебедей. Но главная достопримечательность — дворец Петра I. Дворец маленький, уютный, и говорит о любви Петра к рациональному комфорту и о хорошем вкусе хозяина.

Инженерный замокВыходя из сада с другой стороны, полюбуемся с набережной Мойки на северный фасад Инженерного замка (филиала Русского музея), украшенный колоннадой и высокой лестницей с фигурами Флоры и Геркулеса (в Санкт-Петербурге есть три таких Геркулеса — здесь, в Александровском саду и на Камероновой галерее в Царском Селе). Замок раньше назывался Михайловским по домовой церкви Архангела Михаила, шпиль которой виден отовсюду.

Заодно кинем монетку Чижику-пыжику, местоположение которого не трудно определить по толпе людей, глядящих с набережной вниз. Чижик-пыжик Неподалёку на Фонтанке было Училище правоведения. Будущие правоведы ходили в мундирах жёлто-зелёного цвета и тайком посещали близлежащий кабак. Отсюда и появился стишок: «Чижик-пыжик, где ты был?» — «На Фонтанке водку пил! Выпил рюмку, выпил две — закружилось в голове».

На этой радостной ноте расстанемся на время с царскими дворцами, и побродим по улицам, по которым гуляли некогда правоведы-чижики-пыжики.

Обновлено 20.01.2009
Статья размещена на сайте 4.06.2007

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: