• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Артур Шопенгауэр: что мы знаем об основателе пессимизма?

Пессимизм для бодро мыслящего большинства — унылое мировоззрение нытика и неудачника, с тоской смотрящего в прошлое и со страхом в будущее. Когда неудачливый представитель рода человеческого, рисующий черный мир одной черной краской и взирающий на него сквозь черные очки своей черной души, по-черному радуется этой черноте.

Chones Shutterstock.com

А между тем это целое философское направление, основателем которого считается один из величайших философов-волюнтаристов, немец по происхождению и человек мира по образу мышления Артур Шопенгауэр…

«Жизнь — страдание и единственная реалистичная философия. Все остальное — ложь»

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге, Пруссия.

Он получает блестящее для того времени образование. Помимо основных предметов того времени, обучается рисованию, верховой езде, фехтованию, игре на флейте, танцам. Учится и живет во Франции, Бельгии, Англии, Швейцарии и Южной Германии.

Отец хочет сделать из него успешного торговца, но выпадает из окна и разбивается насмерть, после чего Артур оставляет коммерцию и поступает в Геттингенский университет, где сначала увлекается медициной, а потом философией. Позже он перебирается в Берлин, где слушает курс лекций по философии известного в то время философа Фихте. Изучает физику, химию, астрономию, геогнозию, физиологию, анатомию, зоологию, а также классические языки. Проходит курс лекций у Вольфа, Бека, Бернгарди и других.

Он пишет: «Философия — это альпийская вершина, к которой ведет лишь крутая тропинка, пролегающая по камням и терниям. Чем выше человек взбирается, тем становится пустыннее, и идти по этой тропинке может только человек вполне бесстрашный. Часто человек этот пробирается над пропастью, и он должен обладать здоровой головою, чтобы не подвергнуться головокружению. Но зато мир, на который он взирает сверху, представляется ему гладким и ровным, пустыни и болота исчезают, неровности сглаживаются, диссонансы не доносятся до него, он окружен чистым воздухом и солнечным светом, между тем как у ног его расстилается глубокая мгла»…

Трудно сказать, что послужило предтечей его пессимистического мировоззрения: семья его была богата, в юности он пользовался успехом у женщин, имел возможность много путешествовать и сделать блестящую карьеру. Однако все это не помешало ему — не по причине ранних горьких разочарований, а благодаря какому-то самостоятельному глубинному мышлению — выбрать единственно возможное для себя понимание этого мира.

Это заставляет еще больше проникнуться его философией: «Никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Есть страх перед смертью, а жизнь лишена смысла, который как-то сгладил бы этот страх. Как известно, хорошо то, что хорошо кончается, а чем кончается жизнь? К тому же если мы подведем баланс всех положительных и отрицательных эмоций, то итог окажется явно не в пользу положительных. Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдавать себе в этом отчет»…

В Веймаре, где живёт его мать, Артур знакомится с актрисой Ягеман и серьезно увлекается ею. Он даже собирается жениться на ней, но что-то расстраивается, и он до конца своих дней остается холостяком. Некоторые злые языки утверждают, что именно этот факт и послужил причиной его мизогинии (женоненавистничества) и мизогамии (ненависти к браку).

Например, он считал так: «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Он так же, как и древние греки, считал, что настоящий мужчина может и должен обходиться без женщин: «Единственный мужчина, который на самом деле не может обходиться без женщин, — гинеколог». А женщин считал существами, обделенными как в интеллектуальном, так и духовном плане, всем существом нацеленными только на одно — выйти удачно замуж и принести потомство.

Шопенгауэр также высказывался за безбрачие, повторяя слова Петрарки: «Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин — этого вечного источника споров и треволнений»…

«Одиночество есть жребий всех выдающихся умов»

В 1833 году он возвращается во Франкфурт, где и остается жить безвылазно почти двадцать восемь лет. Местная жизнь его не интересует, с соседями, обычными бюргерами, он почти не общается, светские рауты и беседы терпеть не может. Живет он уединенно, в небольшой не обставленной квартире, самую большую комнату которой занимает библиотека. В квартире нет мебели, и только на мраморном столике в комнате, в которой он умер, стоит позолоченная статуэтка Будды и бюст Канта. На стенах висят портреты маслом Гёте, Шекспира, Декарта.

Он встает ровно в семь утра, пишет до двенадцати, потом в одно и то же время обедает в одном и том же трактире, возвращается домой и читает что-то из своей библиотеки. Он утверждает, что «не следует читать плохих книг, потому что подобные книги крадут у человека самое драгоценное его достояние — время Платона и Аристотеля», которые он перечитывает неоднократно. Из римлян он более всего ценит Сенеку. А еще говорит, что «читать — значит думать чужой головой вместо своей собственной, и если читать, то читать лучшее».

21 сентября Шопенгауэр встал в обыкновенное время и уселся на диване пить кофе, но когда, несколько минут спустя, в комнату вошел доктор, он застал его опрокинувшимся на спинку дивана без признаков жизни. Паралич легких закончил его земной путь. Он всегда рассчитывал на легкую смерть, утверждая, что тот, кто провел всю свою жизнь одиноким, сумеет лучше всякого другого отправиться в вечное одиночество в радостном сознании, что он возвращается туда, откуда вышел, столь богато одаренным и в уверенности, что честно и добросовестно выполнил свое призвание.

Могилу Артура Шопенгауэра украшает скромная надгробная плита, обвитая плющом, на которой, кроме имени, нет ни дат рождения и смерти, ни эпитафии. При жизни он был убежден, что «ставить кому-либо памятник, значит заранее сомневаться, что потомство тебя не забудет». А на вопросы, где он желает быть похороненным, отвечал так: «Это безразлично. Они отыщут меня и так».

Самой выдающейся работой Артура Шопенгауэра считается трактат «Мир как воля и представление». Среди других работ у самых разных читателей пользуются популярностью его «Афоризмы житейской мудрости», написанные доступным и понятным языком.

Шопенгауэр был любимым философом Ивана Тургенева и Льва Толстого. И даже сейчас большая часть его замечательных мыслей нисколько не устарела, а приобрела еще большую актуальность и может послужить ключом к лучшему пониманию мира и человека.

Статья опубликована в выпуске 20.10.2013
Обновлено 17.08.2021

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Кант тоже был такой - погружённый в мЮсли. Его познания и эрудиция вызывают уважуху.Зря он не оставил личного наследсва, как выдающийся ум.

  • Отец хочет сделать из него успешного торговца, но выпадает из окна и разбивается насмерть

    ))

    фраза, вполне достойная предмета статьи

    Оценка статьи: 5

  • Личность Артура Шопенгауэра удивительная и неоднозначная. Автор пишет о том, что «трудно сказать, что послужило предтечей его пессимистического мировоззрения». Однако, если приглядеться к биографии философа повнимательней, то можно увидеть несколько аспектов, которые сразу бросаются в глаза:
    - семья Артура была не богатой, но обеспеченной. При этом в его мать никогда не любила своего мужа и была рада, когда смогла освободиться от сковывающих её брачных уз. То, что автор описывает фразой «выпал из окна» именуется не иначе, как самоубийством.
    - отец Шопенгауэра и впрямь желал для своего сына карьеры успешного коммерсанта, т.к. их семья владела торговым домом, и дело нужно было развивать. Артур был единственным сыном (младшая сестра Адель была не в счет) и поэтому все надежды возлагались на него. Артуру эта перспектива совсем не нравилась.
    - В 15 лет Артур Шопенгауэр совершает путешествие по Европе длиною в год и три месяца. На протяжении всего этого тура он ведет путевые дневники. В каком бы месте он не был, он везде видел проблемы – нищету, бедственное положение людей, болезни и т.п. Всё это в красках описано в его путевых заметках.
    - Его мать Иоганна, после смерти мужа перебралась в Веймар и стала успешной писательницей-романисткой. Она была близка к Гете – в то время очень почитаемому философу. Провозглашая на словах свою любовь к сыну, она, тем не менее, не желала, чтобы он жил с нею. Артур снимал квартиру в то время.
    - Несомненно, что себя Артур считал гением. Одновременно с этим, он был мизантропом и не мог устанавливать нормальных отношений ни в деловых кругах, ни с женщинами.
    - Его карьера ученого-преподавателя закончилась довольно быстро. Получив должность приват-доцента Берлинского университета, Артур составил расписание своих лекций таким образом, что его лекции совпадали по времени с лекциями признанного гения – Георга Гегеля. Сделано это было Шопенгауэром специально – дабы бросить вызов известнейшему философу. Но расчет не оправдался и лекционные залы у Шопенгауэра были пусты.
    Можно еще много, чего написать, но это уже будет не комментарий, а целый пост. Было необычно увидеть подобную статью на ШколеЖизни. Она несколько не вписывается в общепринятую тематику затрагиваемых тем. Всё-таки немецкая классическая философия – это, скорее всего, не тот предмет, который занимает умы посетителей данного сайта.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 октября 2013 в 09:54 отредактирован 21 октября 2013 в 09:55 Сообщить модератору

      Екатерина Ильченко,
      насчет суицида - есть разные предположения. Мы утверждать ничего не можем.

      И с Гегелем, на протяжении всего знакомства, он находился в перманентной конфронтации - об это написаны книги - верно.

      Насчет его мизантропии и мизогинии, также есть разные мнения. Например, написать о женщинах не в восторженных тонах, а предельно правдиво, как кажется, не делает его законченным мизогоном. (Я считаю, что не преукрашивая и раздевая человеческую природу, срывая с нее маски, Шопенгауэр оказывает огромную услугу человечеству, указывая на ее глупость и злобу. Впрочем, как всегда, напрасно - забавно, я в свое время руководствовался его "Афоризмами житейской мудрости", даже взял их с собой, когда был в командировке со своим директором, чем его очень расстроил - он увидел в этом намек на себя-)

      И несмотря на свою отчужденность, он общался с некоторыми, не особо противными ему, лицами. Также как и имел некоторые любовные отношения с женщинами.

      Благодарю за отзыв.

  • "Отец хочет сделать из него успешного торговца, но выпадает из окна и разбивается насмерть..." Странная фраза. Что прямо так и выпал?

    Оценка статьи: 4

  • Игорю Ткачеву. С удовольствием прочитала Вашу статью. Отдельное спасибо за проф.лит.прием с фразой о падении из окна. Сразу замечательно зацепило аудиторию - можно заинтересованному народу давать как наглядный пример умелого его применения. Особенно хорошо смотрится на фоне спокойного дальнейшего изложения.

    Екатерине Ильченко. Лично я статьи интеллектуальной и/или познавательной направленности всегда читаю с удовольствием. В конце концов, глав.ред. же пропустила, значит "вписывается". Безусловно, статья на такую тему не сорвет банк в части внимания зрителей, в отличие от обсуждения темы полов, УРОДСТВЕННИКОВ и т.п. Но предоставлять некоторым (типа меня) получать приятное разнообразие - очень похвально.

  • И статья и комментарии понравились

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 октября 2013 в 13:33 отредактирован 21 октября 2013 в 13:34 Сообщить модератору

    Кстати, большинство комментов от женщин. А читали ли уважаемые дамы, что писал Артур Ш про женщин? Кажется, нет.
    Удивляет дамская восторженность этим женоненавистником (он ведь дей-но считал женщины существом второго сорта).
    "Уже самый вид женской фигуры показывает, что она не предназначена для слишком большого труда ни духовного, ни телесного. Она отбывает обязанность жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчинённостью мужу, для которого она должна быть терпеливого и ободряющей подругою. Она не создана для высших страданий, радостей и могущественного проявления сил; жизнь её должна протекать спокойнее, незначительнее и мягче, чем жизнь мужчины, не делаясь в сущности от этого счастливее или несчастнее.

    Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек. Стоит только взглянуть на девушку, как она по целым дням лепечёт, поет и пляшет с ребенком, и представить себе, что на её месте при всем добром желании мог бы сделать мужчина?

    При создании девушек природа била на то, что в драматургическом смысле называется трескучим эффектом. Она с избытком снабдила их на несколько лет красотою, привлекательностью и пышностью на счёт всей остальной их жизни именно затем, чтобы они в течение этих годов могли в такой мере овладевать воображением мужчины, чтобы он, увлекшись, честно принял на себя, в той или другой форме, заботу об их дальнейшей жизни, к каковому шагу побудить его простое здравое размышление не представляет достаточно надёжных гарантий. Поэтому природа снабдила женщину, равно как и всякое другое существо её пола, оружием и орудиями, которые ей необходимы для обеспечения её существования, и на то время, когда они ей необходимы, причём она поступила с своею обычной бережливостью. Как самка муравья после оплодотворения лишается ненужных более (а по отношению к уходу за яичками даже небезопасных) крыльев, так и женщина после двух-трёх родов в большинстве случаев теряет свою красоту, вероятно, по той же самой причине.

    Вследствие этого молодые девушки считают в душе свои домашние или ремесленные занятия делом побочным и даже простою забавою: единственным серьёзным призванием считают они любовь, победы и всё, что находится в связи с этим, как-то: туалет, танцы и т. п."