• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Рубцова Мастер

Погуляем по Санкт-Петербургу? Часть 2

Наш путь лежит через Пантелеймоновский мост на улицу Пестеля. Слева от моста вдоль Фонтанки тянутся двухэтажные здания Соляного городка, бывших складов соли и вина. А справа от моста — вереница старинных жилых домов. На повороте улицы находится нарядная красно-белая Пантелеймоновская церковь, построенная в память о первых викториях при Гангуте и Гренгаме.

Напротив церкви через дорогу наискосок — дом, где жил Пушкин с семьёй в трудное для него время, когда Наталья Николаевна покоряла высший свет, а сам поэт был пожалован в камер-юнкеры и бился в долгах, а его «История Пугачёва» провалилась. Светлым моментом в ту пору для него были утренние прогулки в Летний сад, где он сначала читал, а потом досыпал.

За церковью над пешеходной зоной Соляного переулка нависает мрачное здание — Художественно-промышленная академия (училище барона Штиглица, бывшее Мухинское, в народе — Муха). Муха готовит высококлассных художников-дизайнеров. При академии есть уникальный музей декоративно-прикладного искусства. О богатстве музея можно судить по тому, что барон в конце XIX в. на это огромное здание потратил 1 млн. рублей, а на обустройство музея — ещё 5. Но дело, конечно, не в деньгах, а в сохраняемой красоте.

Вернувшись на ул. Пестеля, увидим вдали белую колоннаду Преображенского собора. Его хорошо видно в перспективе улицы, и мы туда не пойдём — далеко. Собор построен в честь побед над турками в 1828 г. и окружён стволами трофейных пушек, соединённых цепями. Мы свернём направо на ул. Моховую, очень типичную для Санкт-Петербурга. — 4−6-этажные дома с окнами разных размеров и форм, украшенные эркерами и балкончиками, карнизами и фронтонами, львиными головами и маскаронами. И с обязательными длинными низкими подворотнями, ведущими во дворы-колодцы.

Знаете ли вы, что Санкт-Петербург — самый демократичный город мира? Нигде больше богатые и бедные не селились бок о бок. Из-за недостатка места и неудобства передвижения (острова, всё-таки!) с самого начала город строился плотно. Усадьбы вельмож соседствовали с домами купцов и мастеровых, а с появлением доходных домов население и вовсе перемешалось. В одном доме с парадного входа на 1−2-м этажах могли жить богачи — сановники, аристократы. Выше снимали квартиры богатые купцы, адвокаты, врачи, чиновники. Ещё выше — небогатые дворяне, учителя, чиновники помельче.

А внутреннее пространство дома с окнами во дворы-колодцы занимала разношёрстная публика, распределяясь по этажам согласно социальной иерархии. В подвалах жили артели дворников, сапожников, на мансардах — бедные студенты, люмпены. Они пользовались чёрными лестницами, но когда бедные и богатые жильцы неизбежно встречались возле дома, хорошим тоном считалось здороваться друг с другом.

На Моховой находится Академия театрального искусства, которую закончили многие известные люди, например, С. Юрский, А. Фрейндлих, М. Боярский, К.Хабенский. Внутри здания — необычный театральный зал, построенный по принципу арены. В него можно попасть во время выпускных спектаклей. Академия, ещё будучи училищем, с 1929 г. выпустила из своих стен несколько десятков студий, ставших основой профессиональных театров многих городов бывшего Советского Союза.

Моховая упирается в ул. Белинского, на углу которой слева находится старинная Симеониевская церковь, построенная в 1734 г. На другом углу — новый дом, пример удачной застройки пустырей, оставшихся после войны. Рядом с домом новодел — странноватый фонтан «Новый век»: голый мальчик на тумбочке.

Перейдём мост Белинского и окажемся возле первого в России цирка, открытого в 1877 г. Тут тоже новый памятничек, но покрасивее, на цирковую тему. За цирком расположены два симметричных павильона, входящих в комплекс Инженерного замка вместе с манежем и конюшенным корпусом, тянущимися по обеим сторонам Кленовой аллеи. Посреди аллеи — бронзовый памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Памятник был начат при жизни Петра отцом знаменитого зодчего Растрелли. Пётр в доспехах римского императора сидит верхом на мощном коне.

Памятник удачно сочетается с тяжеловесным фасадом Инженерного замка. Замковая архитектура с 8-угольным двором внутри и рвами снаружи, шпиль без креста над церковью, оранжевый тон стен — всё это не вписывалось в традиции, как не вписался во власть и хозяин замка Павел I. Мечтая найти в замке надёжное убежище, он прожил в нём чуть больше года. Здесь он был убит, и легенда гласит, что призрак его до сих пор бродит по залам дворца.

Вот и всё. Мы обошли маленький кусочек города, всего четыре км по прямой, а сколько увидели! Теперь можно возвращаться на Невский по Садовой улице — он совсем рядом — и домой. Приятного отдыха!

Статья опубликована в выпуске 18.06.2007
Обновлено 20.07.2010

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно! Очень! Так лаконично, но не куце, доходчиво, но не просторечно - талант, одним словом Пятерочка за мной будет

    Оценка статьи: 5

  • О! Этот талант еще и скромен Сколько добродетелей

    Оценка статьи: 5

  • Это опять я. С пятерочкой Перечитала статью и получила не меньшее удовольствие. Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Марков Читатель 17 июля 2010 в 05:15 отредактирован 24 мая 2018 в 09:56 Сообщить модератору
    Петербург особый город

    Петербург особый город.
    И хочется, чтобы в нем люди уважали чужой труд.
    Взяли фото -не проблема. Но автора зачем обижать?

    Оценка статьи: 1

    • Дмитрий Марков, простите, какого автора обидели? Разве при фото по ссылке указано имя фотографа? На иллюстрации сохранен адрес сайта. Это, кстати, было возможно только до июля 2007 года, дальше все иллюстрации брались в фотобанке и никаких надписей на них быть не может, заменим обязательно.

      • Марианна Власова, в интернете важнее не имя, а ссылка на первоисточник. Если на фото логотип сайта, сайт и является "автором". Так он, интернет, устроен

        Оценка статьи: 1

        • Дмитрий Марков, Интернет давно устроен иначе. Для использования чужого фото необходимо получать на это разрешение автора. Чтобы не указывать его имя - отдельное разрешение. Иллюстрация заменена.

          • Марианна Власова, Судя по тому, что Вы предпочли взять фото с шуттерсока, а не поставить прямую ссылку - Вы в курсе КАК устроен интернет.
            Авторство тут совершенно вторично.
            Но уж если Вы знаете, что автора надо спрашивать, то, наверное, знаете, что это нужно делать ДО публикации, а не по-факту обнаружения.
            Как Вы считаете, касается ли это соседних фото, с других сайтов?
            http://www.tart.spb.ru/
            http://sobory.ru/photo/index.html?photo=7835

            Оценка статьи: 1

            • Дмитрий Марков, фото бралось не с сайта, а по поиску Яндекса. 3 года назад жизнь в Интернете и законодательная база были другими.
              Но теперь мне, право, неудобно перед Марианной Власовой: я, не заметив, взяла фото с логотипом. Хорошо, что фото заменили, потому что три года бесплатно рекламировался сторонний ресурс.

              • Дмитрий Марков Читатель 18 июля 2010 в 22:41 отредактирован 5 декабря 2016 в 15:42 Сообщить модератору

                Надежда Рубцова, похоже, Вы ничего не понимаете в интернете.
                1. Вы не "рекламировали", а вредили стороннему ресурсу.
                2. по "поиску Яндекса" взять ничего невозможно, потому что это именно "поиск"
                Яндекс показывает фото других сайтов, и то, что Вы их взяли "у Яндекса", никак не меняет сути первоисточника и нарушения авторских прав. Яндекс только посредник.
                Не знаю, кто Вам рассказал такую сказку, что 3 года назад в интернете жизнь была другой, и законы другие. Я в интернете уже 11 лет и ничего принципиально нового не заметил.
                Показывая Вам фотографии, Яндекс каждый раз предупреждает:
                "Пожалуйста, не забывайте о том, что у каждой картинки есть законный правообладатель."
                Так было и 3 и 10 лет назад.

                Оценка статьи: 1

                • Дмитрий Марков, странно, то вы ничего не заметили за 11 лет. Интернет меняется на глазах, причем бешеными темпами. Но я, конечно, в этом ничего не понимаю. И тем более, в авторских правах.

                  • Надежда Рубцова,
                    просвятите, что изменилось за 11 лет? правила ранжирования сайтов? Или правила соблюдения копирайта?
                    Не сомневаюсь, что интернет меняется на Ваших глазах. Только между нами та разница, что Вы из той части интернет-публики, которая "видит" эти изменения, а я - оттуда, где их "делают".

                    Оценка статьи: 1

                    • Дмитрий Марков, не рискну вас просветить. Я обычно робею перед элитой

                      • Дмитрий Марков Читатель 19 июля 2010 в 00:32 отредактирован 24 мая 2018 в 10:14 Сообщить модератору

                        Надежда Рубцова, не надо робеть. Иногда надо просто признавать факты, а не вставать в глухую оборону все-отрицания.

                        Оценка статьи: 1

                        • Дмитрий Марков, вконец оробевшая Надежда ушла рвать на себе одежды и посыпать голову пеплом. Я не берусь указывать вам на факты - даты публикации статей, указанной вами ссылки, ваших комментариев. Если вы не пожелали их сопоставить сами, значит, не истину искали.

                          Оценка статьи: 5

                          • Люба Мельник, пришла группа поддержки?
                            Люба, Вы у нас кто? Тоже экскурсовод:
                            "...Грамотеем был Андрей Тихвинский, протоиерей кафедрального Успенского собора Ростова Ярославской епархии. А еще был он – истинное дитя века Просвещения...."
                            Или гуру по фотографии,
                            "...Если снимки делать большие, имея в виду одну из важнейших составляющих послесъемочной обработки – кадрирование (а особенно – если ваша камера сохраняет снимки в формате *.raw, очень удобном для последующей обработки)...."

                            Личный вопрос:
                            Какое отношение рав имеет к кадрированию?
                            И личное наблюдение: форматом рав 4 гига памяти можно забить за 1 час фотосессии.
                            Ну старайтесь не писать то, о чем не знаете, или уж переписывайте вдумываясь. ))))))))))

                            Ребята-девчата, ну заканчивайте
                            Я сам такие статьи у фринасеров-школьников-копирайтеров заказываю, для, так сказать, контентной массы.

                            Оценка статьи: 1

                            • Дмитрий Марков, здесь и сейчас я обращаюсь к вам как модератор. Замечания модератора принимаются к сведению, а не обсуждаются. Вам, новичку, - объясняю ситуацию.
                              В блоге статьи обсуждается статья. В частности, здесь - статья Надежды Рубцовой. С замечаниями по статьям других авторов надо выступать в блогах этих статей. Личные вопросы можете задавать в личном сообщении.
                              Тролли у нас не приживаются.

                              Оценка статьи: 5

  • О Санкт-Петербурге

    Надежда Рубцова, много понаписано подобного, только не ленись читать. Но меня беспокоит "Штырь Газпрома", который,как видно, скоро "вознесётся главою непокорной выше Александрийского столпа". Не погулять ли нам виртуально вокруг этого места?

    • Сергей Дмитриев, подобного, конечно, понаписано, но я брала за основу свои собственные экскурсии, которые раньше писали и защищали примерно, как диссертации.
      О башне Газпрома сейчас не пишет только ленивый, а я ленива. К тому же никогда не любила Охту

      • Надежда Рубцова, Лучше бы Вы написали о Газпроме. Хоть что-то свое. А эти Ваши "прогулки" - обычный рерайт старой книги путеводителя по Петербургу.
        И не пытайтесь спорить с человеком, который действительно занимается питерской экскурсионкой ))))

        Оценка статьи: 1

        • Дмитрий Марков, о? Вы, наверно, находите новое в старой истории? Сейчас почтенной публике принято преподносить жареное. соленое и острое, чтобы она не заскучала. Я правильно вас поняла?
          Я больше 20 лет проработала в туризме, но сейчас у меня другие интересы, поэтому я вряд ли буду писать о башне и Охте. Спасибо за идею

          • Надежда Рубцова, Вы меня не правильно поняли. "жареное. соленое и острое" к Питеру не относится,
            а вот заплесневелый набор штампов соцреализма, перепечатываемый друг у друга псеводпутеводителями несколько утомил.
            цитирую Вас:
            "...Пётр I облюбовал это место для своей резиденции, и обустраивал его сам..."
            Ради интереса полюбопытсвуйте, что такое "мыза Конау"

            Оценка статьи: 1

            • Дмитрий Марков, слава Богу, хоть в этом сошлись.

              Собственно я знаю про мызу. Моя фраза о Петре, а не о предыстории этого участка. Втиснуть много информации в 6 тысяч печатных знаков - довольно трудно.

              • Надежда Рубцова, "...Втиснуть много информации в 6 тысяч печатных знаков - довольно трудно...."
                тем более странно, что экскурсовод с 20-летним стажем нашел место для скачущей по путеводителям банальности: "Пётр I ... обустраивал его сам".
                но не нашлось места для Мызы.
                Нашлось место для банальности:
                "... что призрак его до сих пор бродит по залам дворца...."
                Но ни слова откуда взялась эта легенда.
                Нашлось место для банальности:
                "...которую закончили многие известные люди, например, С.Юрский, А.Фрейндлих, М.Боярский, К.Хабенский...."
                которая вообще не имеет отношения в путведителю по городу, как не имеет отношения к прогулке по Петербургу "...Академия, ещё будучи училищем, с 1929 г. выпустила из своих стен несколько десятков студий, ставших основой профессиональных театров многих городов бывшего Советского Союза...."
                p/s/
                Продолжать спор не вижу смысла. Вы можете сколько угодно стоять на своем, но факт остается фактом - текст - хорошо переписанный старый путеводитель.

                Оценка статьи: 1

                • Дмитрий Марков, я, правда, такого путеводителя не имею, но соглашусь с вами. Потому что считаю бессмысленным продолжать дебаты по статье, написанной 3 года назад, когда я только недавно пришла на этот сайт и училась писать. Для меня это уже такая древность, к которой не хочется возвращаться.