• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Какого цвета был Зимний дворец?

Среди картин знаменитого русского художника Б.М. Кустодиева (1878 — 1927) есть одна, которую в нынешние времена, бывает, числят «большевистской» и «заказной». Называется она «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года». Картина написана в 1921-м году, и да, написана она по заказу Петроградского совета.

Art Konovalov Shutterstock.com

Впрочем, не стоит строить презрительную мину, мол, «Кустодиев продался большевикам». Вспомним, что большая часть картин великих художников писалась по заказу. Тот же Б. Кустодиев, думается, не только из любви к Отечеству написал портрет императора Николая II, но и получил за эту картину достойную оплату. Даже после революции, в голодное время, двое молодых ученых, профессора П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов, расплатились с художником за свой двойной портрет мешком пшена и живым петухом. Эти продукты молодые физики получили за то, что починили мельницу в деревне под Петербургом. Так что, в конечном счете, картина была оплачена «реакционным кулачеством». А еще следует помнить, что в последние годы своей жизни художник был болен и фактически неподвижен. Так что заказ от большевиков был ему очень кстати.

Для меня эта картина была источником двух открытий. Во-первых, при подробном рассмотрении оказалось, что площадь Урицкого — это Дворцовая площадь. Неужели ее когда-то переименовали? Заглянув в энциклопедии, я обнаружил, что, в самом деле, переименовали, и не только ее. В довоенном Ленинграде не было ни Невского проспекта, ни Садовой улицы, ни Исаакиевской площади. И Литейного проспекта тоже не было. Все они получили советские имена.

Невский проспект стал улицей 25-го Октября, Исаакиевская площадь — площадью Воровского. Литейный проспект стал проспектом Володарского. А вот улица Садовая называлась улицей 3-го июля. Эта славная дата в советских учебниках истории моего времени связывалась с «расстрелом мирной демонстрации рабочих». Но из описания событий тех дней даже в советских учебниках становилось ясным, что это была первая и неудачная попытка захвата власти большевиками. Переименования коснулись не только улиц и площадей. Зимний дворец назывался дворцом Урицкого. Благо, хоть Исаакиевский собор не переименовали в Воровский. В 1944 году большей части ленинградских улиц потихоньку вернули старые названия.

Второе открытие, сделанное мною, тоже бросалось в глаза, достаточно было чуть-чуть приглядеться к картине Кустодиева. Зимний дворец, который я привык видеть голубовато-зеленоватым, с белыми колоннами, был красным! Первое, о чем подумалось: фасад в революционный цвет перекрасили пришедшие к власти большевики.

Ничего подобного! Оказалось, что окраску Зимнего дворца в терракотовый цвет утвердил в 1901 году Николай II. В тот же цвет окрасили и здание Главного штаба. Этот цвет Зимнего дворца можно разглядеть на картине П.П. Соколова-Скаля «Штурм Зимнего дворца», которая была написана в 1947 году, к тридцатой годовщине революции. Картиной этой иллюстрировали учебники истории, хотя была она совсем не исторической. Но для формирования легенды о выстреле «Авроры» и о штурме Зимнего дворца отрядами красногвардейцев это особенного значения не имело. Два или три поколения верили в эту легенду, и многие люди были шокированы, когда им начали говорить, что штурм Зимнего дворца, если это можно было назвать штурмом, происходил совсем по-другому. Сокрушение уже устоявшихся легенд всегда шокирует.

Вряд ли привычный для меня цвет окраски Зимнего дворца можно было бы отнести к легендам. Но факт, что Зимний дворец за 250 без малого лет своего существования не раз менял окраску, поразил меня не меньше, чем поразило бы какого-нибудь ветерана революции и Гражданской войны утверждение, что никакого штурма Зимнего дворца не было.

Хотя, если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Зимний дворец строился именно как жилище. А жилище надо периодически ремонтировать, в том числе и перекрашивать, исходя из вкусов заказчиков и архитекторов.

Строитель нынешнего здания Зимнего дворца, архитектор Б.Ф. Растрелли (1700 — 1771), завершил свою работу в 1762 году. Дворец был окрашен светло-желтой краской, а каменные резные орнаменты выделены белой известью. Эта раскраска видна на картинах, изображавших виды Санкт-Петербурга в последней четверти 18-го века. Штукатурку растреллиевских времен именно этого цвета неоднократно обнаруживали и реставраторы.

При Павле I цвет окраски дворца сохранили, только желтый цвет стал более интенсивным. С 1819 по 1829 год на противоположной стороне Дворцовой площади под руководством архитектора К.И. Росси (1775−1849) возвели величественное здание Главного штаба. Естественно, что архитектор осознавал: его постройка должна гармонировать со зданием Зимнего дворца. Поэтому по завершении постройки Главный штаб окрасили в сероватый цвет, выделив белым каменные орнаменты и колонны. Впоследствии оба здания красили единообразно. Ансамбль так ансамбль!

В 1837 году, в царствование Николая I, в Зимнем дворце случился пожар. Дворец потребовал серьезной реконструкции, которой руководил архитектор В.П. Стасов (1769 — 1848). После этой реконструкции дворец покрасили краской, которая имела оттенок слоновой кости. Остатки этой штукатурки тоже обнаружены реставраторами.

В царствование императора Александра II колорит фасадов Зимнего дворца изменили. Дворец начали красить более плотной желтой охряной краской, не выделяя каменный декор. А в 1880-е годы, при императоре Александре III, Зимний дворец стали красить в желтый цвет. Каменные узоры и колонны опять начали выделять, но не белой, а коричневатой, терракотовой краской. Тогда же в Зимнем дворце деревянные ворота сменили на кованые металлические. Металлические ворота появились и в арке Главного штаба. В фильмах об Октябрьской революции эти ворота героически штурмуют красногвардейцы и матросы.

С воцарением Николая II было приказано окрашивать и Зимний дворец, и здание Главного штаба в терракотовый, красно-кирпичный цвет. Как раз этот цвет можно увидеть на картине Б. Кустодиева.

В таком терракотово-красном окрасе Зимний дворец пребывал до конца 1920-х годов, когда начались эксперименты по новой раскраске его фасадов. В 1927 году дворец выкрасили в серый цвет, в 1928—1930 годах — в серо-коричневую гамму. В 1934 году Зимний дворец попытались окрасить масляной краской почти оранжевого цвета. Именно такого цвета Зимний дворец изображен (правда, сверху) на картине художника В. Купцова «Самолет Максим Горький», созданной в 1935 году.

Но оказалось, что масляная краска повреждает камни фасада дворца. Поэтому в 1940-м году было принято решение об ее удалении. Но началась Великая Отечественная война, и фасад Зимнего дворца замаскировали серой краской.

В 1945—1947 годах представительная комиссия из архитекторов и строителей предложила окрашивать Зимний дворец натуральными известковыми красками: стены — в изумрудно-голубоватый цвет, колонны, карнизы и обрамление окон — в белый цвет, а лепной декор — золотистой охрой. Мое поколение запомнило Зимний дворец и Эрмитаж окрашенными именно в такие цвета, которые казались совершенно естественными и едва ли не Петром Великим придуманными.

Хотя, как говорят нам историки, фасады всех Зимних дворцов, существовавших со времен Петра I, имели желто-белую окраску различной тональности. Так что великий Растрелли ничего от себя не придумал, предложив именно так покрасить свое творение. Думается, что он прекрасно понимал, что светлые и теплые тона будут очень кстати под сумрачным небом северной столицы.

Статья опубликована в выпуске 30.10.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: