Екатерина Ильченко Мастер

Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания?

Начиная разговор о философии Гегеля, невольно вспоминаются слова царя Соломона: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их».

Hirurg Shutterstock.com

Гегель создал необычайно сложную философскую систему. Свое наследие он изложил в ряде почти не поддающихся для понимания трудов. Работы Гегеля изучало не одно поколение его почитателей. Одни закончили свой путь марксистами, другие — экзистенциалистами. А третьи его так и не закончили и остались гегельянцами. Очень сомневаюсь, что взгляды Гегеля нашли бы отклик у нынешнего поколения, но в то время, когда жил и творил сам философ, его учение имело необычайный успех.

Георг Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте. В этом году другой великий философ — Иммануил Кант, защитил в Кенигсбергском университете свою диссертацию. В этом же году родились будущие поэты Гельдерлин и Вордсворт. Европа стояла на пороге перемен — Великая французская революция была уже не за горами. В искусстве появилось новое движение романтизма.

Отец Гегеля был чиновником местного казначейства. А мать умерла от лихорадки, когда Георгу было всего 11 лет. Сохранились сведения о том, что и у самого Георга здоровье было довольно слабое. В детстве он перенес несколько тяжелых заболеваний и едва не умер от оспы. В студенческие годы его сразила малярия и он несколько месяцев был прикован к постели. Оставшись без матери, Георг сильно сдружился со своей младшей сестрой Христиной. Впоследствии Гегель выскажет абстрактный тезис о том, что любовь сестры к брату — есть высшая форма любви.

В возрасте 18 лет Гегель поступает в Тюбингенгский университет на факультет богословия. Его страстно увлекает философия Канта и древнегреческая культура. Он восхищается французской революцией. Его окружение — молодой поэт Гельдерлин и начинающий философ-романтик Шеллинг. Среди этих талантливых молодых людей Гегель выделяется своим маниакальным стремлением к самообразованию и энциклопедическим умом. Казалось, что всё происходящее интересует Гегеля с точки зрения упорядочивания. Ему во всем хотелось видеть систему. Университетские товарищи называли Гегеля «стариком» по причине его излишней педантичности и занудства.

К моменту окончания университета, Гегель уже знал, что пастором он не будет. Его интересы были много шире одного лишь богословия, и он очень надеялся получить место в одном из университетов. Однако, как ни странно, в его выпускном свидетельстве значилось, что его познания в философии весьма посредственны, а потому ему пришлось три года давать частные уроки в Берне, столице Швейцарии. В это время Гегель чувствовал себя крайне одиноко и его мучили приступы депрессии. Утешение он находил в общении с природой. Благо, швейцарские Альпы не оставляли его равнодушным.

В 1799 году умирает отец Гегеля. Георгу достается небольшое наследство, которое ему пришлось весьма кстати. Позже он напишет своему другу Шеллингу письмо с просьбой порекомендовать ему какой-нибудь город с хорошей кухней и вкусным пивом, где он мог бы остановиться и найти себе место. Гельдерлин, на тот момент уже профессор Йенского университета, сразу же приглашает Гегеля к себе.

Гегель переезжает в Йену в 1801 году и наконец-то получает долгожданное место приват-доцента в университете. В то время жалованье преподавателя напрямую зависело от количества студентов, посещающих его лекции. К счастью Гегеля, у него на первых порах были свои сбережения — к нему на лекции записалось всего четыре человека. К концу семестра численность студентов увеличилась до одиннадцати человек. Гегель оставался верен своему принципу — чем запутаннее и сложнее, тем лучше. Ему и в голову не приходило сделать свои лекции понятными и интересными для слушателей.

По рассказам его верных учеников, у их учителя совершенно не было харизмы. Он выражался сложными придаточными предложениями. Казалось, что свои идеи он формулировал непосредственно перед аудиторией. Его мысль медленно двигалась вперед, потом останавливалась и повторялась снова — вновь и вновь. Он мог так долго искать подходящее слово, что слушающим уже начинало казаться, что оно вообще никогда не найдется. И как раз в этот момент нужное слово появлялось. Его мысль топталась на одном месте долго и упорно, но стоило только слушающему упустить её хоть на пару мгновений, суть суждений уже невозможно было восстановить.

В это время выходит его первое произведение — «Феноменология духа». В этом 800-страничном труде Гегель попытался изложить свою философскую систему. По мнению современных ученых, данное произведение Гегеля является наиболее сложным и законченным. По многословности и пространности суждений он превзошел своего идейного вдохновителя — Канта. Нелегко придумать предложение из восьми строк, во всем содержании которого нет никакого смысла. Но у Гегеля это получалось довольно легко. Он называл это «попыткой научить философию говорить по-немецки».

А вот другой, не менее известный философ того времени — Артур Шопенгауэр, имел на этот счет своё мнение: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать только в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Так писал Шопенгауэр, который своим острым умом не смог постичь величие мысли своего коллеги по университету.

В «Феноменологии духа» Гегель описал свой знаменитый диалектический метод. В основу метода положены такие философские категории, как «тезис», «антитезис» и «синтез». Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой и считал, что ею можно объяснить все явления. Однако многие положения его системы иначе как произвольными назвать нельзя. В ней нет той строгой логики, как у Спинозы. А применительно к истории, его система становится питательной почвой для различного рода радикальных идей. Создавая своё произведение, Гегель и предположить не мог, что в его философии ответы на свои вопросы будут искать не только марксисты, но и нацисты.

В 1812 году выходит первая часть его «Науки логики» — произведения, которое открыло ему дверь во все ведущие университеты Германии. Он выбирает сначала Гельдерберг, а затем становится профессором в Берлинском университете. Прожив в Прусской столице 13 лет, Гегель становится в ней чем-то вроде местной достопримечательности. Его лекции теперь неизменно собирают полные залы. А его учение плотно проникает в умы студентов не только Берлинского и других университетов в форме гегельянства. При всем при этом Гегель продолжает быть верным самому себе и не пытается стать хорошим оратором.

В 1831 г. в Германии началась эпидемия холеры. Берлин не остался в стороне. В ноябре этого же года Гегель два дня читает удивительные лекции. Все отмечают его красноречие и ясность мысли. Возможно, это было связано с начинающейся у него болезнью. 14 ноября 1831 г. Гегеля не стало — он умер во сне.

Его сверхсложная философия продолжает занимать умы отдельных людей до сих пор. Наверное, неслучайно, что среди тех, кому удалось разгадать необычайно трудный код Enigma, было сразу несколько специалистов по творчеству Гегеля.

Статья размещена на сайте 27.10.2013

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания?" - по статье получается, что недоступна или трудно доступна, но он был великим чуваком и его надо уважать.

  • - Да что вы все Ойстрах да Ойстрах
    - А вы слышали Ойстраха?
    - Нет, но мне Рабинович напел

    Теперь и я, дай бог, не спутаю Гоголя с Гегелем

  • Михаил Петрович Грачёв Михаил Петрович Грачёв Читатель 28 октября 2013 в 18:17 отредактирован 28 октября 2013 в 18:36

    Уважаемая Екатерина!

    Статья замечательная, только одна досадная и нежелательная для тиражирования неточность. Вы пишете: "Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой" (Автор: Екатерина Ильченко).

    В действительности, Гегель не то что не именовал, но нигде в своих трудах даже и не употреблял словосочетание "dialektische logik" (диалектическая логика).

    На рубеже 20 -21 века остро встала проблема предмета диалектической логики. Группа философов и логиков настаивает, что никакой диалектической логики как научной дисциплины нет и не может быть. Например, философ В.С. Швырев пишет в словарной статье: "Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой "Диалектической логики" и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической Логики - противостоящей формально-логической традиции (Швырев В.С. Диалектическая логика/Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова, издание 7-е. - М. 2001. - С.158).

    Многие авторы сходятся на том, что говорить о диалектической логике можно только в метафорическом смысле. Тем не менее, хотя и со стороны критиков, мол диалектическая логика не логика, проблема о возможности ДЛ быть логикой в исконном смысле этого слова (наука о связи мыслей в рассуждении) поставлена.

    Но тогда ни в коем случае нельзя приписывать Гегелю создание диалектической логики в этом смысле, поскольку его спекулятивная логика о другом - о развитии познания и отображение развития реальности через развитие системы философских категорий.

    Диалектическая же логика имеет более узкий предмет: развитие мысли в рассуждении через постановку проблем (противоречий) и их разрешение. На схеме соотношение философской логики и диалектической логики в узком смысле будет выглядеть так:

    --

    • Михаил Петрович Грачёв, красиво скопипастили-) даже с той же ошибкой в нем. яз.
      А свои мысли?

      Вот за что не люблю интЫрнет: здесь все профессора всех известных наук. Собственных мыслей - ноль, но чужими - мы Толстые.

      Если неправ - опровергните.

      • Игорь Ткачев: "Если неправ - опровергните".

        Очень просто. Опровергать можно факты. А факты, Игорь, Вы не предъявили (у кого? где? цитата?). Одним словом, огульная претензия.

        Ведь не с потолка же Вы взяли свою идею чужих мыслей в моем тексте! Так что, аргументы на рабочий стол!

        И будет совсем хорошо, если перечислите пару-тройку мыслей, которые Вы заметили в реплике, хотя-де и чужие.
        --
        Грачёв Михаил Петрович.

        • Михаил Петрович Грачёв, будет проще, если Вы приведете доказательства того, что Вы - тот за кого себя здесь выдаете и достаточно будет ссылки на то, что это Ваша работа.
          Ведь и могу назваться Артуром Шопенгауэром и выложить "Мир и волю".

          И претензии будут исчерпаны. Только и всего.

          • Михаил Петрович Грачёв Михаил Петрович Грачёв Читатель 29 октября 2013 в 19:01 отредактирован 27 мая 2018 в 12:58

            Игорь Ткачев, что значит "моя работа"? Просто реплика в порядке отклика на статью Екатерины Ильиченко.

            Что касается "я есть я", то я тот самый Михаил Петрович Грачёв, который является координатором сообщества "Диалектическая логика в Живом Журнале" (2005 - 2013 г.г.). здесь: dia-logic.livejournal.com/

            Этого будет достаточно для моей идентификации?
            --

            • Михаил Петрович Грачёв, да, вполне.
              Всегда интересно общаться с тем, кто не просто оспаривает, приводя чужие умные мысли, но оперирует своими собственными.
              Я Вас принял за того, кто здесь щедро приводит чужие мысли ради того, чтобы просто оспорить ему непонятное.

              Вникать в диалектику Гегеля, и Вашу тоже, у меня, простите, нет времени (я уже признался, что Гегель для меня непонятен).
              Надеюсь, без обид.

  • Спасибо за статью.
    Так и не понял, не увидел основные принципы философии Гегеля.
    Вы можете, для меня, в общих чертах напомнить, в чем они заключаются? Желательно не запутанным, сложным языком Гегеля-)

    • Игорь, во-первых, хотела Вам сказать «спасибо» за идею данной публикации. Если бы я не прочла Вашу статью о Шопенгауэре, то статьи про Гегеля, скорее всего бы не было ;)
      А что касается основных принципов философии Гегеля, то знаете как, они слишком запутаны и пространны, чтобы их можно было бы уложить в несколько абзацев текста Выдержки привести могу, но они навряд ли чем-то помогут.

      • Екатерина Ильченко, пожалуйста. Всем нам, в виде Вашей статьи-)

        Я пытался тут понять, в пон. утром, тезисы Гегеля, и понял, что мне лучше вернуться к своему Шопенгауэру. У того все понятно. У Гегеля не понятно ничего-)
        Но это скорее претензия ко мне, а не к Гегелю.

        • Игорь, ну что Вы... ;)) Я бы стала беспокоиться, если бы Вы мне здесь написали, что философия Гегеля для Вас ясна и понятна. Поэтому всё в порядке. Думаю, ооочень мало людей, кто смог одолеть все 800 страниц «Феноменологии духа» и что-то при этом для себя вынести полезное )

          • Екатерина Ильченко, могу представить, как громоздок он на родном немецком (по себе, тяжелом для философии языке). А вот пессимист Шопенгауэр и даже человеконенавистник Ницше почти искрометны даже на нем.

            Серьезно, я думаяю, часто мы, не имея достаточно ума, многое отвергаем, считая, что причина во внешнем. А на деле, возможно, причина в наших скромных семи пядях-)

            Кстати, говорят, к концу жизни, после болезни, у Гегеля прявилась необычная стройность и логисность в своих мыслях, после всей той громоздкости, которую он являл на протяжении всей жизни.
            И его высоко ценил Энгельс. И некоторые другие соглашались, что нам просто не хватает ума и времени постичь то, что нам Гегель предлагал.

            • Игорь Ткачев, Ницше не человеконенавистник, а большой скептик. И нахальный троль от философии. Как он самоуверенно рассуждает о буддизме и зороастризме ни капельки в этом не разбираясь! А для чего? Чтобы поддеть те религии, которые знает лучше. Родненькое христианство в первую очередь.

              Оценка статьи: 5

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 октября 2013 в 09:44 отредактирован 29 октября 2013 в 09:46

                Марк Блау, а мне нравится с какой готовность мы судим тех Uebermensch-ев.
                Вы возможно сравниваете зороастризм и буддизм, в своем, сегодняшнем понимании, с тем, о котором Ницше писал более ста лет тому. Ну, не смешно ли?-)
                А кто не тролль? Кто разбирался? Есть еще "боги, которые не умерли" для нас?
                Сейчас каждая Моська - слон, каждый, прошедший корридор философии в вузе - сам Ницше-)))
                Может, хотя бы, стоит сказать спасибо за свое, такое глубокое понимание и философии, и всего прочего, потому что мы stehen auf den Schultern der Riesen, на их плечах, и так походя судим их, нет?

            • Игорь Ткачев, согласна. Мне самой претит мысль о том, что все его труды - чистая бессмыслица. Что-то в них определенно есть Но тратить своё время на постижение этого "что-то" мне бы не хотелось

  • Комментарий удален
    • Адам Шульц, в том-то всё и дело, что равнодушным мир не остался. И философия Гегеля "зацепила" очень многих, далеко не последних людей. Всё не так просто, как кажется на первый взгляд.

      • Комментарий удален
        • Адам Шульц, как Вы наверное поняли из статьи, лично на меня, творчество Георга Гегеля не оказало никакого влияния. В оригинале я не читала его произведений, а вот выдержки из них— сколь угодно много. Понять что там написано, я Вам скажу, задачка нетривиальная ;) Но дело в том, что лекции этого человека собирали огромные залы, им восхищались, его творчество изучало не одна сотня людей. Он был своего рода пророком, и именно это вызывает интерес к его личности.

          • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 1 ноября 2013 в 13:51 отредактирован 1 ноября 2013 в 13:53

            Екатерина Ильченко, "Сознание, таким образом, отвергло всякую противоположность и всякую обусловленность своего действования; оно со свежими силами исходит из себя и направляется не на "иное", а на себя само. Так как индивидуальность в самом себе есть действительность, то материал воздействования и цель действования заключаются в самом действовании. Поэтому действование походит на движение круга, который свободно движется внутри себя самого в пустоте, беспрепятственно то расширяется, то суживается и с полным удовлетворением играет только внутри себя самого и с самим собой. Стихия, в которой индивидуальность проявляет свою форму, имеет значение чистого воспринимания этой формы; она – дневной свет вообще, перед которым хочет показаться сознание. Действование ничего не изменяет и ни против чего не направлено; оно – чистая форма процесса перевода из состояния невидимости в состояние видимости, и то содержание, которое выносится на дневной свет и проявляется, есть только то, что есть это действование уже в себе. Оно есть в себе – читать дальше →

            - чего тут не понять?

          • Комментарий удален
            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 октября 2013 в 09:37 отредактирован 29 октября 2013 в 09:41

              Адам Шульц, Вы Гегеля читали? Вы поняли его мир, его философию?
              Можно взять "Красную шапочку" или "Колобка" и сказать, что это потрясающие философские образы, а Гегель так, мимо шел-)
              Или "Черный квадрат" Малевича - вот ведь философия бесконечности.
              А можно плюнуть на стену и вокруг плевка создать целый мир... Можно все.
              Философия - не только идея. Это глубина идеи и ее постижение. Можно быть Колобком со своей философией, а можно Гегелем. Разница в глубине идеи, понимании мира и человека. А "философия вокруг плевка" - это и есть философия нашего времени, когда искусство вычурно и мелко, литература примитивна и уродлива, а философии нет вообще.
              Философию и ее приверженцев можно и нужно понимать. Ну, а чтобы ее понять предельно истинно - нужно ее жить. Здесь Вы правы.

              • Комментарий удален
                • Адам Шульц, вот видите, бросили. Не поняли. Я же говорю, что не нашего ума (или наш ум не дорос до чего-то), то - глупость.
                  Может, не поняв, не стоит резко судить?
                  Гегель, кстати, не кричал, какой он знатный философ. Это мы кричим, что он никто-)

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 28 октября 2013 в 06:18 отредактирован 28 октября 2013 в 06:20

    Резюмирую статью - философия Гегеля для понимания не доступна, в оригинале труды Гегеля и самим немцам читать тяжело. В.И.Ленин называл Гегеля "лучшим средством для головной боли". Лучше всего про философию Гегеля сказал упомянутый Шопенгауэр.

    Автор - молодец. Надо быть смелым писателем, чтобы браться за такую тему, надеясь ее раскрыть на протяжении короткой статьи.

    Наилучшее изложение философской системы Гегеля - в книге А.Гулыги "Гегель", которая в свое время вышла в серии ЖЗЛ. У него же - не менее удачное изложение системы Канта.

    Я когда-то всем этим увлекался. Мое мнение: Кант изящен и логичен. Когда понимаешь его мысль, ловишь интеллектуальный кайф. Гегель - многословен и довольно скучен. Обычное чувство после того, как доходишь до того, что он хотел сказать - разочарование. Только и всего-то?

    А философы "для чтения" - Ницше и Розанов.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 октября 2013 в 04:35 отредактирован 28 октября 2013 в 04:36

    Сразу вспомнилось "Мы философию учили не по Гегелю,// - бряцанием боёв она врывалась в стих, // когда под пулями от нас буржуи бегали, // ...как мы когда-то бегали от них." (ВМ)

    Статья хорошая, познавательная, а то о Гегеле самые общие понятия и представления. Жаль, что так рано ушёл по какой-то болезни. Для философа надо жить подольше. Кант,говорят, был очень педантичен в пище и режиме дня и прожил дольше.

  • Интересная статья, только из нее я так и не узнал, насколько философия Гегеля доступна для понимания...

    Оценка статьи: 5