Мария Лубская Дебютант

Кинонаркотик. Кто попался в его сети?

Многим из нас нравятся фильмы. Мы готовы часами сидеть и наблюдать за чужими жизнями, выдуманными мирами, подвигами… У каждого свой собственный вкус, но сегодня это не является проблемой. Боевик, научная фантастика, драма, комедия… Выбирай то, что захочешь.

Khakimullin Aleksandr, Shutterstock.com

Смотря эти фильмы, мы привыкаем к ним, они становятся своеобразным наркотиком. Мы не можем оторваться, мы попадаем в замкнутый круг. Но каким бы ни было разнообразие различных фильмов, какие-то жанры более популярны, чем остальные.

Я заметила, что стали создавать все больше и больше «зрелищных фильмов». Это разновидность игрового кино. Эти фильмы очень часто не несут особой смысловой нагрузки. В них важна лишь картинка. То есть в фильме присутствует много потрясающих и жутко дорогих спец-эффектов. Да, именно такие фильмы сейчас в моде. По оценкам экспертов самыми популярными жанрами являются боевики, комедии и мелодрамы. Именно они составляют основу «зрелищных фильмов». К примеру популярные сейчас фильмы «Мстители», «Джек: покоритель великанов», «Стартрек: Возмездие», «Железный человек 3», «077: Координаты Скайфолл» и т. д.

Нравятся ли они зрителю? Конечно, нравятся. Но тут и возникает главный вопрос: нужны ли такие фильмы? Почему большинству из нас нравится картинка, а не содержание: похоже, современный зритель глупеет и ему не нужно ничего, что заставляет его задуматься. Именно тут приходишь в замешательство. Но в этих фильмах нет ничего плохого. Пусть в них нет особого смысла, не задаются важные вопросы, нет ответов, нет предупреждений и т. д. И снимать вроде бы даже и незачем было. Все, о чем говорилось в фильме, сказано уже давным-давно. Так зачем же такие фильмы? Почему мы хотим их смотреть? Думаю, потому, что мы привыкли развлекаться. И это естественно, но хотя бы иногда надо давать мозгам работу.

Каждому хочется сытой, безопасной и обеспеченной жизни. И для этого нужны, конечно же, деньги. Вот и создают режиссеры то, что зрителю нравится. Кинокритик Даниил Дондурей в своей статье «Кинопоказ: перезагрузка. Часть 1. Кинотеатр. Российским фильмам — отказать» пишет: «Большинство населения в нашей стране телевизионные фильмы и сериалы воспринимают как обычные игровые… Все участники кинематографа как отрасли привыкли к тому, что кинотеатральную индустрию снабжают в основном американцы. И, действительно, в этом году из миллиарда трехсот миллионов долларов кассовых театральных сборов фильмы Голливуда заработают в российском прокате больше миллиарда». И вновь мы понимаем, что режиссер поражает современного обывателя невероятными картинами, будоражащими воображение. Современные технологии способны на все. Это фабрика мечты.

Согласитесь, до души современного человека сложно достучаться. Мы слишком быстро вырастаем, среди нас едва ли остались наивные романтики, каждый день по телевизору показывают такое, что и в страшном сне не приснится. Наше сердце окаменело, мы спрятали его глубоко внутри и заперли на замок. Мы стали жестче и холоднее. Теперь нас можно достать только через наши сны. И нам показывают их. И если тебе недостаточно только видеть, то ты можешь надеть 3D-очки или пойти в кинотеатр, где могут воссоздать ощущения. В одной из книг под названием «Анимация и современное игровое кино. К проблеме использования новейших компьютерных технологий» автор пишет: «Спецэффекты той или иной степени сложности в современном кинематографе используются практически во всех фильмах. В современном кино создатели фильмов могут воспроизвести все, что они хотят, с помощью компьютерной графики, и в этой связи можно сказать, что сегодня в кино нет границ».

Мы ведем себя как дети, впервые увидевшие фейерверк. Больше зрелищности и спецэффектов. Наши сны оживают на экране.

Старые фильмы: «Бриллиантовая рука», «Служебный роман», «31 июня», «Девчата» и т. д. Просматривая их, часто не можешь отделаться от странного ощущения. Хочется, чтобы действие шло побыстрее, картинка была бы получше и не так все заморочено, а то иногда понять трудно.

Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков резко критикует современное российское кино: «Я вижу картины, которых я никогда не видел на экране, и они никогда на экран не выйдут, но они получили государственную поддержку, их сняли — для кого, для чего?» Мы запустили наш кинематограф, теперь «балом правит» Голливуд. Сегодня наши герои — пьяницы, убийцы, маньяки. Никого больше не устраивает честный и благородный «рыцарь на белом коне». Он слишком правильный и добрый. Мы знаем, что таких людей уже почти не осталось. Мы все реже стремимся к благородному идеалу. Мы знаем, что мир жесток. Рыцари не выживают. Страшный яд разлился в воздухе и имя ему — безразличие.

Нам стало безразлично очень многое. Как я говорила ранее, мы сами не замечаем, что становимся монстрами. Понемногу, медленно… Многие из нас уже и забыли, что значит чувство вины и сострадания. Все чаще фильмы нужны для развлечения, а не для поучения. Нам надо отдохнуть от реальности. Нам надо забыться. Мало кто тычет нам в нос тем, во что мы превращаемся.

Я считаю, что фильмы поменяются лишь тогда, когда изменится зритель. Я думаю, что нам надо прекращать бесконечно развлекаться. Пора вынырнуть из мира грез. Пора избавиться от этого наркотика. Время взглянуть на настоящий мир.

Обновлено 11.11.2013
Статья размещена на сайте 7.11.2013

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В июне 2012 года у нас в Питере была Неделя чешского кино. В том числе фильмы шли в Петродворце - в общем, недалеко от города. Ну и я поехал. Посмотрел замечательный фильм: добрый, философский, с тонким психологическим рисунком, драматическим непредсказуемым сюжетом, хотя и "про войну". И я был ЕДИНСТВЕННЫМ зрителем в большом зале.

  • Статья какая-то истеричная... может быть у меня "неправильный" круг общения, но я как-то не наблюдаю вокруг себя "киноманов", подсевших на голливудские фильмы.
    Проблема конечно существует, но не думаю, что до такой степени, как описано в статье...

    Оценка статьи: 3

  • Статья совершенно не понравилась. Стиль изложения, слог - очень невнятные, местами отсутствует логическая связь предложений. Ну и "одеть 3D очки" - гм...
    Нет, не буду поощрять дебютанта даже тройкой, воздержусь от оценки.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 ноября 2013 в 23:32

      Елена Максимовская, спасибо, исправили.

      Статья сама изобилует "спецэффектами" - броскими фразами, повторяющимися по несколько раз в разных формулировках - чтобы дошло, видимо, до тех, кому уже и обычные фильмы стало трудно понимать.

  • Простите, но в статье полная ... как бы помягче?
    Довелось мне быть на Выборгском кинофестивале этим летом. На многие сеансы просто разобрали билеты за несколько дней. Но и в полупустом зале на фильмах молодых авторов видел прекрасное кино. За которое не жалко потраченных денег.

    У нас достаточно правильного зрителя, чтобы делать кассу современному российскому кино. Но это как в супермаркетах: выгоднее продавать пустые китайские яблоки, чем местную антоновку. Не для покупателя выгоднее - для продавца.

    Каким образом соблюсти выгоду кинотеатров и показ отечественного кино - сложный вопрос.

  • Наталья Лутцева (Леонова) Читатель 11 ноября 2013 в 01:18 отредактирован 26 мая 2018 в 14:48

    Очень актуальная статья! Пугает во всем происходящем то, что "сны" становятся (как в сказке) все страшнее и страшнее! Хотя, ведь, еще Энштейн предрекал:"Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение.И тогда мир получит поколение идиотов." Что, на мой взгляд, и происходит! Мне, например, совсем не хочется, чтобы в фильме "Девчата" действие развивалось быстрее, да, еще "украшенное" спецэффектами. А вам?

  • Коля Баращук Читатель 9 ноября 2013 в 18:04 отредактирован 26 мая 2018 в 14:51

    Очень интересная статья. Соглашаюсь с
    мнением автора.

    Оценка статьи: 5