• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карин Андреас Мастер

Страсть или любовь? Семирамида и Ара Прекрасный. Часть 2

Почему сражение между ассирийским и армянским войсками произошло на поле перед давно потухшим вулканом Цахкеванк? Ведь Араратская долина куда удобнее для битвы.

Армения Hovhannes Boranyan Shutterstock.com

Наверное, Ара Прекрасный решил, что не сможет защитить семью в долине и потому отправил ее в неприступную крепость у подножия горы Арагац, и сам направился в ту сторону, надеясь, что к нему примкнут дополнительные силы с севера и востока.

Семирамида была оскорблена уже третьим отказом и с большим войском стремительно продвигалась по Армении. Ее интересовал лишь Ара. Ей нигде не оказывали сопротивления. Надеясь на мирный договор, в пору сбора урожая Ара распустил войско. Семирамида брала лишь продовольствие для своей армии. Гонцы донесли, что Ара с малочисленным войском двинулся на север.

Войско Ара почти вплотную приблизилось к горе Цахкеванк. Каньон разделял крепость, где была вся семья царя Армении, и поле, на котором расположилось войско Ара Прекрасного. Гонцы доложили царю о приближении войска Семирамиды. И Ара решил принять бой.

Семирамида остановилась в доме одного вельможи. Ни хозяев, ни слуг в том доме не оказалось — хозяева бросили дом и бежали. Царица удивилась богатству убранства дома: на стенах трапезной была роспись, в спальнях — постель с дорогими тканями. Но посуды в доме почти не было: возможно, она была дорогой, и ее вывезли или надежно спрятали.

— Армянского царя взять в плен! — приказала Семирамида. — Мне он нужен живым!

Сражение происходило на ровном поле. Армяне могли наблюдать за битвой с горы Цахкеванк. Ассирийцы такой возможности не имели. Ассирийцев было намного больше. Наблюдатели видели, как их царь героически сражался в самой гуще. Он выделялся своим ростом и доспехами. Сначала ассирийцы боялись его убить — ведь царица приказала взять его в плен живым, но потом поняли, что биться с царем трудно. Бой был тяжелым — никто не хотел уступать. Ряды бойцов с обоих сторон стремительно редели.

Семирамида в нетерпении металась у палатки и велела дать ей коня — она хотела увидеть, что происходит там, на поле битвы.

— Царица, нет смысла ехать туда, почти все убиты, — сказал прискакавший военоначальник.
— Как убиты? Ара Прекрасный тоже? — ужаснулась Семирамида.
— Все враги лежат на поле.
— Пошли туда грабителей трупов, пусть найдут армянского царя и привезут ко мне!

Перед Семирамидой положили носилки, на которых лежал умирающий царь армян.
— Снимите с него доспехи! — велела Семирамида. — И оставьте нас.
— Я не этого хотела, клянусь тебе, — тихо прошептала Семирамида, склонившись над умирающим Ара Прекрасным. — Я хотела тебя любить, я хотела, чтобы ты любил меня.

Ара не открывал глаза и, кажется, перестал дышать. Семирамида положила руку на его лоб и ужаснулась — он был холодный. Лекарь склонился над Ара, приложил ухо к груди царя.
— Он не дышит, царица, он мертв, — тихо сказал лекарь.

Целый день Семирамида сидела у трупа Ара Прекрасного. Никто не смел подойти к ней. О чем она думала? Вот он лежит перед ней: высокий, красивый и мертвый… Разве этого она хотела? Нет! Можно ли добиваться любви всеми средствами? Любовь ли это? Война неизбежно закончится гибелью одного из врагов. Но Семирамида не считала Ара врагом.

— Так нельзя, царица, — Семирамида подняла голову и взглянула на говорившего. — Это опасно для твоей жизни.
— Ты кто такой? — отрешенно спросила Семирамида.
— Я жрец, царица.
— Так вызывай псоглавых духов аралезов, воскреси его! — встрепенулась царица.

Жрецы подняли носилки и отнесли Ара на гору, перед которой сражался царь армян. Там день и ночь жрецы вызывали аралезов. Язычники верили, что аралезы спускаются с неба, чтобы оживить героев, павших на поле битвы, зализав их раны.

Гонцы донесли, что армяне собрали новое войско и хотят отомстить за своего царя.
— Объявите всем, что жрецы вызывают аралезов, и скоро Ара воскреснет, — велела Семирамида.

Прошло десять дней, как погиб Ара. Жрецы на горе вызывали аралезов, но чуда не произошло, и труп начал разлагаться.
— Закопайте труп и объявите, что Ара воскрес, — велела Семирамида, — пусть самый высокий из моих слуг, который внешне похож на Ара, оденет его доспехи и спустится с горы. Армяне увидят его издалека и поверят. А я встречу его и обниму. Пусть армяне думают, что, воскреснув, он принял мою любовь.

Армянское войско расступилось, пропуская войско Семирамиды, ведь с нею был Ара Прекрасный. Но сердце матери Ара подсказывало, что это обман. А может, был перебежчик из свиты Семирамиды, который рассказал правду.

Через несколько дней царице-матери доложили:
— Семирамида покинула долину, здесь не осталось ни одного воина-ассирийца. Как же так, Ара Прекрасный ушел с Семирамидой, он теперь кто: ее пленник или муж?

— Мой сын умер и похоронен на той горе, где его пытались воскресить. Семирамида обманула, чтобы успокоить нас. Мне кажется, она оплакивает его так же, как и мы, и поэтому сюда никогда не вернется. Ара не мог покинуть Армению, — сказала царица-мать.

— Твои родители покинули нас, сынок, — тихо сказала царица внуку. — Они ушли вместе, ассирийке не удалось разлучить их даже после смерти.

С тех пор ту гору, где похоронен Ара Прекрасный, народ называет Араилер (гора-Ара перевод с армянского), хотя никто не знает точно, где его могила.

Гора Масис зовется Арарат, а долина между горами Арагац и Арарат зовется Араратской по имени всенародного любимца Ара Прекрасного.

Статья опубликована в выпуске 17.11.2013
Обновлено 29.10.2017

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Какая красивая и печальная история. Есть ли её литературное переложение? Архивные источники?
    Удивительно, что Дисней обошел вниманием такой сюжет.

    Оценка статьи: 5

    • Художник Вардгес Суренянц (1860 - 1921) - основоположник исторического жанра в армянской живописи. Одна из известных работ Суренянца – «Семирамида у трупа Ара Прекрасного». На картине художник изобразил именно тот момент, когда Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, погрузилась в тяжелые мысли, полные отчаяния и смятения... Остановившееся, бесконечно длящееся в паузе мгновение, запечатлило весь драматизм переживаний.

      В сентябре 2011 г. в рамках третьего международного анимационного фестиваля ReAnimania была показана картина известного армянского мультипликатора Абраама Саакяна «Ара Прекрасный и Шамирам»