Идея написания данной статьи пришла мне в голову как раз после очередного просмотра знаменитого произведения мирового кинематографа.
Для начала хочу напомнить, что «Титаник» являлся британским пароходом компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшим лайнером мира того времени, второй из трёх пароходов-близнецов. Кораблекрушение произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года (
Какие варианты причин крушения пассажирского лайнера на настоящее время предполагаются? Их раскрывает Олег Горосов в газете «Тайны XX века».
1. Причина: слишком близкое нахождение Луны к Земле. Вполне реальное предположение: ведь Луна, действительно, имеет огромное влияние на нашу планету,
2. Причина: погоня за призом. В те времена за самое быстрое пересечение Атлантического океана можно было получить «Голубую ленту Атлантики» (вымпел в виде голубой ленты). Возможно, что именно за ней и гнался капитан Эдвард Джон Смит в ночь трагедии.
3. Причина: отсутствие бинокля. Вперёдсмотрящий не осматривал водные просторы в поисках опасности ввиду отсутствия у него бинокля. А причина тому совсем банальная — первый помощник капитана уволился, не передав своему преемнику ключи от сейфа, в котором бинокли и находились.
4. Причина: перевернувшийся айсберг. В тёплых водах тает подводная часть айсберга, тяжёлая верхняя часть перевешивает и он переворачивается. Соответственно, сверху становится малозаметным, так как лёд пропитан водой.
5. Причина: ошибка рулевого. Команда «Право на борт!» означает, что нос корабля следует занести в левую сторону. А рулевой расценил команду дословно, и занос лайнера вправо оказался смертоносным.
6. Причина: хрупкий металл. При изготовлении корпуса корабля к стали было добавлено изрядное количество фосфора, что привело к хрупкости металла при пониженных температурах.
7. Причина: страховая афера. Пароход был специально направлен на айсберг, чтоб руководство компании получило крупную сумму страхового возмещения, но настолько серьёзных последствий, конечно, никто не предполагал. И возможно, это был вовсе и не «Титаник», а его близнец «Олимпик», при столкновении с которым другого судна в выплате страховки было отказано. А этот страховой случай мог бы покрыть ущерб, понесённый компанией при предыдущем столкновении.
8. Причина: пожар в угольном бункере. О пожаре стало известно до отправления в рейс, который не стали откладывать и понадеялись, что там без воздуха всё потухнет само собой. Но видимо, не потухло, если пароход разломился как раз в месте нахождения угольного бункера.
9. Причина: мишень для немецкой субмарины. До Первой мировой войны оставалась всего пара лет. И вполне реальным оказывается тот факт, что уже в то время не исключались вражеские происки соперников.
10. Причина: месть духа. Как раз на том рейсе за капитанским мостиком перевозили в Америку египетскую мумию, которая должна была перейти из владения Британского музея к американскому коллекционеру. Дух решил отомстить людям за то, что его побеспокоили, и действие проклятия фараона привело корабль на дно.
Конечно, несомненно, что совокупность даже нескольких из перечисленных выше причин могла привести к подобной катастрофе, вспоминаемой и по сей день…
А А.Блок, услышав о катастрофе, обрадовался: "Жив еще океан!" Через 5 лет он и революции в России обрадовался. Поэты - злые дети.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Марк Блау, революции тогда обрадовались многие - и поэты, и нет.
Не стоит судить былое с высоты нашего времени. Да и с высоты ли?
0 Ответить
Причины улыбнули и напомнили рассуждения молодого и неопытного человека, который слишком часто смотрит телевизор - если это не юмор такой-)
Луна и Земля - да, приливы и отливы. А дальше что? Каким образом изменится курс айсбергов? В открытом океане они двигаются согласно течениям. И версия с айсбергом и большей по размеру надводной частью весьма сомнительна. Пробоины лайнер получил ниже ватерлинии - какая связь?
Хрупкий металл? Зачем к стали добавлять "слишком много фосфора"?
Дух мумии? Похоже, что это самая правдоподобная версия из всех-)
Слушал как-то рассказы последней оставшейся в живых свидетельницы той катастрофы: она только улыбнулась, когда ее спросили про фильм и его достоверность: ничего подобного.
Пока на той катастрофе можно будет заработать, будут новые и новые версии, спекуляции, исследования и расследования.
Автору спасибо за напоминание.
2 Ответить
Игорь Ткачев, автора спрашивать бессмысленно, так как это всего лишь непритязательный рерайт чужой статьи.
В данном случае можно смело выкинуть первую причину. Таблицы апогеев и перигеев луны легко найти в интернете и убедиться, что 14 апреля гораздо ближе (4 дня) к апогею, чем к перигею.
В причине 3 надо бы поправить ошибку, появившуюся при рерайте - Первый помощник капитана (так называемый вперёдсмотрящий) не осматривал... Эти слова явно синонимами не являются. Впередсмотрящий - матрос, в те времена обычно находившийся на высокой точке корабля, на одной из мачт. А первый помощник капитана, тем более такого судна как Титаник, человек весьма высокопоставленный и уважаемый, ему на мачты лазить по чину не положено.
Причина 5 в значительной степени притянута за уши. Проблема неоднозначности команд действительно существует, точнее говоря - существовала. Возникла она в те времена, когда руль управлялся непосредственно румпелем. Перекладка румпеля вправо приводила к повороту судна влево. Но эта неоднозначность существовала в русском языке, где команды рулевому совпадают с общеупотребительными словами. В английском слова "starboard" и "port", используемые в командах "право на борт" и "лево на борт", являются морскими терминами, с общеупотребительными left и right никак не пересекающимися. Так что понять команду "дословно" рулевой никак не мог.
Причина 7 в части замены судна была опровергнута при подъеме частей набора, заменить которые было никак невозможно.
Причина 10 абсурдна сама по себе. Здесь, кстати, тоже ляп - даже если рассудок капитана помутился под влиянием проклятия фараона, это никоим образом не могло повлиять на развитие событий, потому что капитан во время столкновения спокойно спал.
Оценка статьи: 2
3 Ответить
Олег Антонов, в осадок из мути версий выпадает главная причина - гонка за призом. Кто был за "спокойно спящего капитана" на момент коллизии?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, на то, чтобы отвоевать "Голубую ленту Атлантики" у Cunard Line, "Титанику" банально не хватило бы мощности двигателей, ибо и "Лузитания", и "Мавритания" были более быстроходными. Так что эта версия тоже малость несостоятельна.
0 Ответить
Семен Шестаков, Вам знакомо состояние ЭЙФОРИИ? Так вот вся команда была в этом состоянии от первого плавания "большого корабля в большом плавании".
Я уже не раз трындел об опасности этого состояния для водителей автомобилей. Если хорошо попросите (и заплатите), могу накрапать статейку "В чём опасность эйфории за рулём?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, тот самый первый помощник капитана (но не впередсмотрящий ) Уильям Мёрдок
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Олег Антонов, ну, разве нет магической связи в том, что последним послом США в Союзе был тоже Мёрдок? А Вы говорите, абсурд и всё такое. (это в формате шуток)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, откуда информация? Здесь такого нет, вообще нет с такой фамилией.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Олег Антонов, cпасибо, вывели на чистую воду мои сомнения и неуверенность: спутал с Метлоком, ведь так хотелось отыскать, притянуть за уши магическую связь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, спасибо, 3 и 10 поправили.
0 Ответить
Название громкое, а по сути высосано из пальца. Можно ещё пару десятков подобных версий придумать. Про бинокль и рулевого повеселило. Могу подкинуть и такую, что крысы троиск сигнальный перегрызли на внутреннем телеграфе.
Оценка статьи: 2
2 Ответить
Для такой истоптанной темы статья вполне хорошая. Реферативно изложены версии катастрофы. Я больше склоняюсь что главной причиной была гонка за призом в ущерб безопасности плавания. Капитан и штурманы "были наслышаны", что вошли в зону айсбергов и должны бы хотя итти малым ходом, острожно, до рези в глазах и с прожектором, вглядываясь по курсу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а мне про дух мумии больше понравилось-) Чем не версия?
1 Ответить
Игорь Ткачев, это рядовое совпадение, как проклятие Тамерлана или фараонов без разницы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И понеслась чушь по перепостингам. Один ради внимания и денег настрочил ерунду, а другие разносят.
1. У айсберга над водой видна лишь не большая часть, основная масса находится под водой (нам это в школе рассказывали. хотя, тогда не было егэ).
2. Причина: ошибка рулевого.
То есть на должность рулевого приняли первого попавшегося выпивоху в ближайшей забегаловке. НА СУПЕРКОРАБЛЬ. И этот рулевой вплоть до встречи с айсбергом не выполнял команды. А тут раз, и неожиданность. Или нет, он правильно выполнял до роковой встречи с айсбергом, это на него затмение нашло.
Люди, вы мозги когда использовать начнете? Есть ведь такой здравый смысл. Слыхали?
1 Ответить
Иван Петров, ладно "разносят", еще и пересказывают неверно. В оригинале:
"4. Черный айсберг. В принципе, причиной катастрофы мог стать такой айсберг, который даже в бинокль-то трудно разглядеть. Как известно, льдины – белые и отлично видны на большом расстоянии. Этот же оказался так называемым черным айсбергом – перевернувшимся, из-за чего на поверхности находилась его подводная потемневшая часть."
0 Ответить
Сам "Титаник" тоже благодарю за статью. И всех-всех, кто её прочитает
0 Ответить
Олега Горосова за статью не забыли поблагодарить?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Олег Антонов, упомянем, спасибо. Хотя "такие знания из общечеловеческих вычитать надо". (с)
0 Ответить