Игорь Вадимов Грандмастер

Алюминий - небесный работяга или драгоценный металл?

Соединения алюминия, квасцы, известны с древних времен. Их описал еще Плиний. А вот сам металл практически был неизвестен до XIX века.

Bombaert Patrick, Shutterstock.com

Практически — потому что изредка можно найти самородный алюминий. В первой половине XIX века ученые начали попытки получения алюминия. И химическими методами, и с помощью электролиза. И Дэви, и Берцелиус, и Эрстед уделили время попыткам получения металлического алюминия. Но удавалось получать его очень мало, и металл получался невероятно дорогим. Намного дороже золота. Но полученный металл был очень красив и по сравнению с остальными — очень легок.

В надежде освоить производство алюминия и сделать из этого металла красивые и легкие кирасы для своей гвардии император Франции Наполеон III вложил в изучение технологии промышленного производства этого металла кучу денег — 30.000 франков! Тех, старых, времен графа Монте-Кристо (когда можно было, пусть и без особой роскоши, прожить на 1000 франков в год).

Эти исследования производил химик Сент-Клер Девиль. Когда его исследования увенчались успехом, из первого полученного металла были сделаны сервизы и столовые наборы из алюминия для императорской семьи, а кроме этого — несколько игрушек для наследника императора. Игрушка в форме скипетра, заказанная французским императором для сына и изготовленная знаменитым ювелиром Онорэ Бурдонклем, ныне хранится в коллекции потомков семьи императора. В этой игрушке алюминий соседствует с драгоценными бриллиантами, изумрудами, кораллами и золотом.

Сразу же после столь весомой рекламной кампании нового металла во Франции, в Англии, да, наверное, и во всей Европе установилась мода на ювелирные изделия из нового металла. Кольца, серьги с бриллиантами или без, браслеты, кубки. В 60-е годы XIX-го века модницы Европы мечтали о драгоценностях из алюминия.

При применении некоей специальной обработки поверхности, ювелиры добивались очень яркого белого цвета. Тогда считалось, что бриллианты в алюминии смотрятся гораздо лучше, чем в серебре, придававшем драгоценностям «желтоватый оттенок». В мастерской Кристофель в Париже производили даже настольные скульптурные группы из нового металла. И из чистого алюминия и, что чаще — из-за дороговизны металла — из сплава алюминия и меди, который называли «бронзой алюминия». По цвету эта бронза очень напоминает обычную (или позолоченную) бронзу — состав сплава по внешнему виду невозможно определить.

Известный ювелир и скульптор по металлу Онорэ Северин Бурдонкль много работал с алюминием. Его творения из алюминия до сих пор хранятся в музеях. Особо интересны сделанные им браслеты. Бурдонкль придал им типичные для того времени формы, они имеют сложные скульптурные композиции. Хотя сейчас особую ценность им придает именно то, что их сделал Бурдонкль. На одном браслете изображен медальон с инициалами PR, обрамленный лентами и цветами. На других браслетах, взяв за образец итальянскую скульптуру эпохи Возрождения, Бурдонкль использует фигуры ангелов, а также изображения змей, ящериц и голубей.

Некоторые мастера ювелирного дела переориентировались на разработку новых форм. Они развивали дизайн изделий и изобретали новые ювелирные техники для работы с алюминием. Особое место среди ювелиров, работавших с алюминием, занимает парижский ювелир Шарль Генри Виллемонт, который создал особый стиль для украшений из алюминия — готические растительные мотивы, массивные округлые формы отдельных элементов композиции и, для получения особого цветового контраста, использование алюминия на фоне позолоченного металла.

Сразу после открытия способа получения большого количества алюминия, в начале промышленного производства, алюминий стоил 3000 франков (старых) за килограмм. Но к середине 60-х его стоимость снизилась до 100 фр. за килограмм. И металл вышел из моды. Из ювелирной моды, разумеется. Хотя еще до конца XIX века его иногда использовали ювелиры — за особый матово-белый цвет и легкость.

Новые методы производства алюминия сделали его дешевым, и вот уже ложки и вилки из алюминия стали использовать не в императорском дворце по особым случаям, а в обычных столовых…

А потом, очень постепенно, «в моду» авиастроения вошел дюралюминий, названный так в честь города Дюрена, где его впервые получил химик Альфред Вильм. Было это в 1911 году. Вильм установил, что сплав алюминия с медью, марганцем и магнием после закалки становится прочным. Прошло несколько лет, и взлетел первый самолет из дюралюминия, а металл стали называть «небесным» уже не за небесно-высокие цены на него, а за то, что из него многие десятилетия делали обшивку самолетов.

Обновлено 23.12.2013
Статья размещена на сайте 19.12.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная статья! И неожиданная информация.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 25 декабря 2013 в 09:39 отредактирован 25 декабря 2013 в 09:40

    Мне очень жаль алюминия, который пропадает в свалках: банки из-под пива и коки-колы в какой-нибудь мизерной части переплавляются. Я бы запретил использование алюминия для одноразовой тары в виде банок. Это недопустимое расточительство в числе прочих остальных. Статья информативная насколько возможно в формате

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, к сожалению, современная цивилизация откровенно расточительна и вредна для природы.
      Но меня все же поразило, что алюминий считался лучшей оправой для бриллиантов.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, такие штучки происходят регулярно. Например, сначала гоняются и воруют мобильники, а потом устраивают соревнования по дальности броска ими же.
        Треба смена приоритетов, но народ заелся, пресытился благами цивилизации и впал в разнос.

        Оценка статьи: 5