• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Почему группу THE SISTERS OF MERCY окрестили «отцами» готического рока?

Причин для написания этой статьи у меня хватало. А вот непосредственным стимулом послужил просмотр британской фантастической кинокомедии «Конец Света» (у нас она известна как «Армагедец»), где главный герой в исполнении замечательного Саймона Пегга вспоминал, как он в юности был «готом» и обожал группу THE SISTERS OF MERCY.

Символом лейбла «Merciful Relase» стала пятиконечная звезда с вписанной в неё человеческой головой, явно взятой из учебника анатомии обложка диска

«О! СИСТЕРС ОФ МЕРСИ!» — сказал про себя я. Когда же в фильме раздались вступительные хоралы к песне «This Corrosion», я сказал «О!» второй раз и уселся за компьютер.

Мода на «готику», захлестнувшая молодёжь в 2000-е годы, в своё время меня изрядно удивляла. Я-то считал, что лучшие деньки «людей в чёрном» остались ещё в 1980-х, когда творили вампироподобные BAUHAUS, Сюкси с её BANSHEES и конечно же напомаженный Роберт Смит с THE CURE. Но излюбленным персонажем и основателем готического рока многие до сих пор называют лидера SISTERS OF MERCY — Эндрю Элдрича. За ним давно закрепилась репутация человека угрюмого, нелюдимого, питающего глубочайшую неприязнь к журналистам (во время одной из пресс-конференций он пришёл с блокнотом, и после каждого вопроса молча перелистывал свой блокнот и тут же показывал нужный заготовленный ответ).

С одной стороны, Элдрич действительно был крайне харизматичен со своими бессменными чёрными очками и утробным голосом — наверное, одним из самых низких и мужественных голосов в истории рок-музыки.
С другой стороны, музыка SISTERS OF MERCY — монотонная и сумрачная — не кажется мне столь уж оригинальной, как о ней принято писать (достаточно вспомнить, что до этого уже были те же CURE с их «Seventeen Seconds» и «Pornography»).
При этом самого Элдрич титул «отца готики» всегда изрядно раздражал, как и представления о «духовности» своего творчества.

Э. Элдрич:
«Они (песни — С.К.), возможно, не фонтанируют оптимизмом… При том гуталиновая готичность предполагает атмосферу унылой апатии, к которой мы не склонны.
…Группа была всегда увлечена политикой и философией, но у нас не было духовной тематики. Мы вообще не очень склонны к духовности».

Но, как говорится, Элдрич полагает, а слушатели располагают…
Надо сказать, что в отличие от CURE, SISTERS OF MERCY так и не удалось вписаться в поп-мейнстрим. Они до сих пор сохраняют статус «культовой» альтернативной группы, не играющей по правилам шоу-бизнеса. Поэтому надо иметь в виду, что даже хиты SISTERS OF MERCY не так уж хорошо известны в массах (в наших — особенно). Однако их влияние на современную рок-сцену трудно переоценить.

«Temple of Love» (1983, 1992)

«Догма и проституция в рок-музыке всегда шли рука об руку» — так Элдрич объяснял название своего коллектива, ведь выражение «Sisters Of Mercy» («Сёстры милосердия») на Западе в равной степени относят как к монашкам-медсёстрам, так и к «жрицам любви».

Всё началось в начале 1980-х в британском городе Лидсе, куда филолог-полиглот Элдрич переехал из Оксфорда. Причина была весьма экзотичной — Эндрю желал выучить китайский язык, а в оксфордской программе его не было. В Лидсе он познакомился с Гари Марксом, и они решили организовать группу.

В лучших традициях панк-рока никто из них толком не умел ни петь, ни играть. Элдрич поначалу пытался стучать по барабанам, но быстро устал и взял на подмогу драм-машину. Со временем она стала постоянным «членом» группы и даже получила прозвище «Доктор Аваланч».

Э. Элдрич:
«…многие просто представить себе не могли, как это — рок-н-ролльная банда, и вдруг без чувака, который возвышается над барабанной установкой. Но нам это казалось осмысленным как в практическом, так и эстетическом плане. Это сочетание безжалостного ритма и „пустоты“ на сцене стало отличительной чертой звучания и образа SISTERS».

Как говорится, было бы желание, а умение приложится. Группа не успела ещё толком наработать репертуар, а уже начала пиар-компанию и даже зарегистрировала собственный лейбл «Merciful Relase» (после панк-революции подобная практика независимых мелких лейблов стала очень распространена). Группа начала выпускать синглы и постепенно стала обретать популярность в альтернативной среде.

Именно в эти «независимые» времена SISTERS OF MERCY записали и выпустили первую версию одной из лучших своих песен под названием «Temple of Love» («Храм любви»). В ней уже было всё, что характеризовало специфический саунд группы — грозные эпические раскаты гитары, загробный «шаманский» голос Элдрича и его сумрачная образная лирика.

Тексты лидера SISTERS OF MERCY — филолога по образованию и поклонника Шекспира — с обилием аллитераций (сам он позже удивится схожестью своего стиля со стилем древнего эпоса «Беовульф») многими признавались блестящими. Однако чаще всего образы песен были настолько сложны, что исключали какую-то однозначную трактовку.

Все образы в «Temple of Love» создают угрожающую параноидальную атмосферу. Герои песни пытаются укрыться от внешнего мира с его страхом и болью за стенами некоего Храма Любви. Но и там они не находят утешения и спасения, а сам Храм обречён.

В чёрных небесах грохочет гром,
Его раскаты разносятся под землёй и над водой.
Звуки плача не спасут.
Твоя вера, как кирпичи, а мечты, как раствор,
Но все твои молитвы обратятся в ничто.
96 ниже уровня моря…
Когда камни становятся пылью и остаётся лишь воздух…


В Храме Любви — сияние подобно грозе,
В Храме Любви — плач подобен дождю,
В Храме Любви — слышно, как тебя кто-то зовёт,
И Храм Любви рушится.

Первая — ещё достаточно сырая — запись песни вышла в 1983 году в двух версиях — сокращённой (на 7-дюймовом сингле) и полной 8-минутной (на 12-дюймовом сингле). «Готы» вообще частенько не ограничивали себя продолжительностью композиций, и Элдрич не был исключением. Арт- и хард-рокеры тоже любили играть долго, но делали это с целью показать своё инструментальное мастерство. Готические же «длинноты» обычно напрочь лишены сольных импровизаций, монотонны, а их целью, видимо, было ввести слушателя в транс подобно шаманским заклинаньям.

Интересно, что первая версия «Temple of Love» ни в национальные чарты не вошла, ни в какие «номерные» альбомы группы не попала. О ней вспомнили лишь спустя почти 10 лет, когда SISTERS OF MERCY уже заработали себе имя и статус.

К переизданию своей песни группа решила подойти творчески и пригласила на запись израильскую певицу Офру Хазу. Её восточные распевы прекрасно оттенили холодный вокал Элдрича и превратили и без того хорошую песню в истинно монументальный шедевр (нечто подобное сделает позже Стинг в своей «Desert Rose»).

Это оценили и слушатели. Более того — новая версия «Temple of Love» стала самым успешным синглом за всю карьеру SISTERS OF MERCY, заняв в 3-е место в британских чартах. Как и в прошлый раз, песня вышла в двух версиях — короткой (на сингле 1992 года) и длинной (на сборнике 1993 года «A Slight Case of Overbombing»). На неё сняли и видео, большей частью состоящее из нарезок — кадров каких-то фэнтези-фильмов вперемешку с концертным выступлением группы вместе с Офрой Хазой.

Позже новая версия «Temple of Love» засветилась в фильме режиссёра Ф. Акина «Головой об стену», получившем главный приз на Берлинском фестивале 2004 года. А в 1997 году песню почтит своим кавером и клипом готик-металл-группа CREMATORY. Стоит отметить также забавный полуфолковый кавер группы MR. IRISH BASTARD и версию DEADLOCK с ведущим женским вокалом.

Песне «Temple of Love» суждено было стать одним из первых синглов группы и одним из последних. Но между ними лежат все классические альбомы SISTERS OF MERCY, о хитах которых мы поговорим в отдельно. А пока можете, как обычно, ознакомиться с самими песнями в 1-м комментарии к статье.

Статья опубликована в выпуске 25.01.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 12 января 2014 в 21:47 отредактирован 14 января 2014 в 17:43 Сообщить модератору

    Для пытливых и любознательных:

    читать дальше →

  • Голос весьма похож на Sal Solo