Катерина Богданова Грандмастер

«Успокойся и продолжай». Как военный плакат может стать поп-артом?

Если вы везете сувениры из Англии, то вы непременно купите что-то с изображением Биг Бэна, двухэтажного автобуса, Тауэрского моста, красной телефонной будкой, быть может, ретро-такси. Но помимо всего этого вы непременно привезете сувенир, на котором написана всемирно известная фраза, которая, правда, сегодня встречается в очень разных вариациях…

Lynx Aqua Shutterstock.com

«Keep Calm and Carry On». Таков первоисточник. Этот фразеологизм переводят по-разному.

Наиболее близкое значение, пожалуй: «Успокойтесь и продолжайте в том же духе». В классическом варианте фраза писалась простым шрифтом без засечек, а сверху ее «венчала» королевская корона. Время от времени текст претерпевает изменения, фраза упрощается и даже меняет значение. Чаще всего это касается второй его части. Так, в сувенирных магазинах вы можете найти брелок с надписью «Успокойся и купи туфли» (в этом случае вместо короны может быть изображена туфля на каблуке), открытку «Успокойся и займись шопингом» или чашку «Успокойся и выпей чаю/кофе».

Когда летом 2013 года весь мир вместе с Британией (по словам самих англичан, больше мир, чем Британия) замер в ожидании королевского младенца, изготовители сувениров тут же выпустили серию, на которой было написано: «Don't panic, it’s оnly a baby» — в традиционных голубых и розовых цветах.

Объяснить причину столь бешеной популярности этих простых слов невозможно. Но гораздо забавнее выглядит история плаката.

«Keep Calm and Carry On» было обыкновенной агиткой, отпечатанной Министерством информации Великобритании в 1939 году. По мнению его создателей, эти слова должны были поддержать солдат на поле брани, также как и два других постера серии. Фраза «Успокойся и продолжай в том же духе» была напечатана тиражом в 2,5 млн. экземпляров. Однако солдатам на поле боя было не до агитплакатов — есть версия, что их даже не успели распространить. Мало того, они предполагались для поддержки населения в случае полной оккупации фашистами, чего, к счастью, все же не произошло. Поэтому очень скоро они были позабыты и похоронены в человеческой памяти.

Вполне возможно, известная на весь мир надпись никогда не стала бы таковой, если бы не случай. В 2000 году одну из копий плаката нашел в своем магазине Стюарт Мэнли, владелец Barter Books, что на северо-востоке Англии, в городе Анлвике. По законодательству Британии, авторские права на такое произведение искусства истекают через 50 лет, так что картинка становится достоянием общественности.

Поэтому в скором времени ее начали печатать в огромном количестве, видоизменять фразу, цвет и логотип. В 2011 году компания Keep Calm and Carry On Ltd зарегистрировала фразу в качестве собственной торговой марки и попыталась воспрепятствовать производству и продаже продукции, выпускаемой другими фирмами. Однако те, в свою очередь, потребовали отменить регистрацию в связи с тем, что фраза очень известна и использовать ее в качестве бренда нельзя. И сегодня компания пытается отстоять свое право на торговую марку в Канаде и США.

Действительно, популярность плаката столь велика и столь характерна для Великобритании, что его просто невозможно приватизировать. Сегодня существует несколько веб-сайтов, зайдя на которые, вы можете сами сгенерировать плакат на свой вкус. Один из них — www.keepcalm-o-matic.co.uk/.

Призванный поддержать британцев на случай военной угрозы, спустя десятилетия плакат стал олицетворять саму Британию. Это то, что отличает их плакаты от наших.

Обновлено 5.05.2016
Статья размещена на сайте 21.01.2014

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: