• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

«Успокойся и продолжай». Как военный плакат может стать поп-артом?

Если вы везете сувениры из Англии, то вы непременно купите что-то с изображением Биг Бэна, двухэтажного автобуса, Тауэрского моста, красной телефонной будкой, быть может, ретро-такси. Но помимо всего этого вы непременно привезете сувенир, на котором написана всемирно известная фраза, которая, правда, сегодня встречается в очень разных вариациях…

Lynx Aqua Shutterstock.com

«Keep Calm and Carry On». Таков первоисточник. Этот фразеологизм переводят по-разному.

Наиболее близкое значение, пожалуй: «Успокойтесь и продолжайте в том же духе». В классическом варианте фраза писалась простым шрифтом без засечек, а сверху ее «венчала» королевская корона. Время от времени текст претерпевает изменения, фраза упрощается и даже меняет значение. Чаще всего это касается второй его части. Так, в сувенирных магазинах вы можете найти брелок с надписью «Успокойся и купи туфли» (в этом случае вместо короны может быть изображена туфля на каблуке), открытку «Успокойся и займись шопингом» или чашку «Успокойся и выпей чаю/кофе».

Когда летом 2013 года весь мир вместе с Британией (по словам самих англичан, больше мир, чем Британия) замер в ожидании королевского младенца, изготовители сувениров тут же выпустили серию, на которой было написано: «Don't panic, it’s оnly a baby» — в традиционных голубых и розовых цветах.

Объяснить причину столь бешеной популярности этих простых слов невозможно. Но гораздо забавнее выглядит история плаката.

«Keep Calm and Carry On» было обыкновенной агиткой, отпечатанной Министерством информации Великобритании в 1939 году. По мнению его создателей, эти слова должны были поддержать солдат на поле брани, также как и два других постера серии. Фраза «Успокойся и продолжай в том же духе» была напечатана тиражом в 2,5 млн. экземпляров. Однако солдатам на поле боя было не до агитплакатов — есть версия, что их даже не успели распространить. Мало того, они предполагались для поддержки населения в случае полной оккупации фашистами, чего, к счастью, все же не произошло. Поэтому очень скоро они были позабыты и похоронены в человеческой памяти.

Вполне возможно, известная на весь мир надпись никогда не стала бы таковой, если бы не случай. В 2000 году одну из копий плаката нашел в своем магазине Стюарт Мэнли, владелец Barter Books, что на северо-востоке Англии, в городе Анлвике. По законодательству Британии, авторские права на такое произведение искусства истекают через 50 лет, так что картинка становится достоянием общественности.

Поэтому в скором времени ее начали печатать в огромном количестве, видоизменять фразу, цвет и логотип. В 2011 году компания Keep Calm and Carry On Ltd зарегистрировала фразу в качестве собственной торговой марки и попыталась воспрепятствовать производству и продаже продукции, выпускаемой другими фирмами. Однако те, в свою очередь, потребовали отменить регистрацию в связи с тем, что фраза очень известна и использовать ее в качестве бренда нельзя. И сегодня компания пытается отстоять свое право на торговую марку в Канаде и США.

Действительно, популярность плаката столь велика и столь характерна для Великобритании, что его просто невозможно приватизировать. Сегодня существует несколько веб-сайтов, зайдя на которые, вы можете сами сгенерировать плакат на свой вкус. Один из них — www.keepcalm-o-matic.co.uk/.

Призванный поддержать британцев на случай военной угрозы, спустя десятилетия плакат стал олицетворять саму Британию. Это то, что отличает их плакаты от наших.

Статья опубликована в выпуске 26.01.2014
Обновлено 5.05.2016

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: