• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катя  Чековска Мастер

Спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» по Бунину. Как женщины ищут счастье?

Спектакль не является постановкой рассказов, он передает настроение от сборника «Темные аллеи» Бунина. Настроение — это очень тонкая, ускользающая и субъективная субстанция. Спектакль именно о ней. О чем рассказывать сложно. Показывать со сцены — еще сложнее.

Поклоны Влад Галаган, личный архив

Спектакль Дмитрия Крымова вызвал очередной взрыв эмоций, из которых ведущей стала следующая — почему бы и нет? Почему бы не посмотреть на истории с разных сторон. Не со стороны залежавшегося, устоявшегося, монолитно-хрестоматийного взгляда на «Темные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина, а со стороны человека, который иногда делает ревизию старых впечатлений. От чего выигрывают и впечатления, и сам человек. И тогда грустная обреченность и беспросветная хандра пройдут процедуру инвентаризации и освободятся от занудливой безысходности. И от штампа, что «Темные аллеи» — это «все плохо».

Конечно, плохо, но не настолько. И не всем, и не всегда.

Писатель выписывает разные судьбы, которые, как клише, заканчиваются безобразно. Читатель в них путается, но четко усваивает генеральную идею писателя — у тонких, прекрасных женщин все неблагополучно. У разных мужчин, в принципе, чуть получше. Но, в целом, тоже ничего хорошего. Хотя мужчины держатся дольше. Их объединяет мужское начало. Женщины же борются за свое счастье в одиночку. Борьба у них очень своеобразная — она бессильная. Хотя, когда женщине надо, она может пройти по головам мужчины, если надо — то по целому ряду мужских голов. Они не возражают, когда идут по их головам. Это и понятно, они ведь — потребители. Как будто каждая женщина говорит миру:

 — Вот я, прекрасная и беззащитная. Надеясь на счастье, тем не менее, говорю тебе: «Делай со мной, что хочешь. Надеюсь, что потом у тебя проснется совесть. И ты вспомнишь, что я рождена для счастья. Но другого. Не такого, которое ты мне предложил».

Центральное место в экспозиции, то есть в спектакле, занимают женские персонажи. «Женщинами» их назвать сложно, потому что некоторые представлены не целиком. Ноги у них находятся отдельно, и часть тонкой кишки — совсем отдельно. Но это не лишает их очарования, шарма и «фганцузского прононса». Хотя, может быть, просто не успели удалить аденоиды, когда пилили ноги. Ползающая на культях прекрасная женщина без осуждения, без намека на претензии, рассказывает свою биографию и собирает бычки. Но это ее не портит в глазах окружающих.

Своих мизансцен героини ожидают в коробках. В коробках им не очень удобно. Ноги, у кого остались, торчат в разные стороны. Но эти ноги в шелковых чулках. Это очень важная деталь для женщины, тонкого писателя и внимательного режиссера. Особенно в спектаклях, которые ставятся художниками (Дмитрий Крымов — театральный художник). В таких спектаклях деталям уделяют особое значение. Поэтому в чулках даже те ноги, которые находятся отдельно от героинь.

Героини спектакля, даже кто с ногами, — инфантильны, гнусавы и необидчивы. У них хороший, крепкий, философский взгляд на вещи. Может, и не хороший, но располагающий к доверию. В те смутные времена, о которых писал Бунин, у женщины не было другого выхода, чем тот, через который она вышла в люди. Писатель, работая над «Темными аллеями», жил за рубежом. Очень тосковал по родине и видел все в цвете «Темных аллей». К тому же был человеком немолодым, к женщинам уже относился угрюмо. Иначе «Темные аллеи» не были бы такими темными. Это о первоисточнике.

В спектакле же героинями пользуются, а они не против. Они такие покладистые, что складывается впечатление, что не ими пользуются, а пользуются они. Такие нежные, хрупкие манипуляторши. У героинь много имен, поэтому режиссер поставил их через запятую. Можно было бы еще имен добавить, но афиша — не резиновая. Семь имен через запятую дают общее представление о широком представительстве женских персонажей. А также о том, что женщин в мире очень много. Есть огромный выбор женщин, выбирай на вкус.

Постановщик к героиням относится с не меньшим уважением, чем писатель. И тот, и другой констатируют увиденное, не навязывая зрителям-читателям своего отношения к происходящему.

 — Посмотрите, пожалуйста, — как бы говорят создатели рассказов и постановки. — А уж как вам это понравится, читатель-зритель, только ваше дело.

Очень ненавязчиво и убедительно. Кому не нравится — не читай и не смотри.

После действия женщин аккуратно убирают в коробки. Коробки есть на сцене. Если внимательно вчитаться в рассказы, то коробки там тоже присутствуют в переносном смысле. Режиссер почти точен. Хотя точности от него никто не требует. Он сам решил так поставить.

Женщин Бунина влечет в жизни неудержимая сила. Куда влечет? Главное, кто и зачем? В бездну, в которой ничего хорошего нет. Мужчины там есть, но в жизнях женщин, как показывает опыт «Темных аллей», мужчины исполняют только роковые роли. Поведение мужчин на сцене подтверждает это заявление. Они как-то вяло ведут себя на сцене и все время курят. В общественных местах! Еще немного и дело дойдет до непротестных мужских гуляний. Это что касается неубедительных и беспомощных мужчин, убедительно выписанных писателем и постановщиком.

Закончилось в спектакле все очень хорошо и позитивно. Молодежь, хоть и в капюшонах и с рюкзаками, потянулась в музеи, стала интересоваться творчеством Бунина и не наступать на ковры. Появилась преемственность поколений. Тяга к прекрасному у людей не иссякла. Иван Алексеевич, видя такие перемены, остался бы доволен.

Вот такое впечатление оставил спектакль. Оно сумбурное, но настоящее. Как и спектакль.

Театр «Школа драматического искусства».

Идея, композиция, постановка — Дмитрий Крымов
Художник — Мария Трегубова
Художник по свету — Дамир Исмагилов

В спектакле заняты:

Анна Синякина
Наталья Горчакова
Мария Смольникова
Варвара Назарова
Валерий Гаркалин / Александр Ануров
Максим Маминов
Михаил Уманец
Сергей Мелконян
Александр Кабанцов (аккордеон)
Аркадий Кириченко
Вадим Дубровин.

Статья опубликована в выпуске 5.02.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: