Артур Батыгян Модератор

Чарльз Диккенс – великий мифотворец или социальный романист?

Английский писатель Гилберт Честертон был не только популярным писателем, но и замечательным литературным критиком. Особенной его любовью пользовался Чарльз Диккенс, которому он посвятил несколько работ.

Fenton one Shutterstock.com

В своем стремлении выявить народную сущность Диккенса Честертон называет его вневременным и фольклорным. Рассматривает писателя как «великого мифотворца», в то же время отмечает действенный гуманизм, признает социальную злободневность и плодотворность его творчества.

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмуте, точнее — в его предместье Лендпорте, расположенном на острове Портси. Родословная писателя ничем особенным не примечательна. Отец Чарльза — Джон — добился места чиновника морского казначейства. Мать писателя Элизабет Диккенс — тоже происходила из среды мелких чиновником.

Воображение Чарльза развивалось от постоянного чтения, он увлекался сказками, считал, что книги — его лучшие друзья. В детстве писатель много болел, поэтому он называет книги своим «неизменным утешением». Не только книги, но и реальная действительность, окружающая Диккенса жизнь формировала его сознание, воздействовала на воображение и мироощущение.

Чарльз хотел учиться, тянулся к знаниям, мечтал поступить в колледж. Образование, полученное им, не было систематическим. Научившись в раннем детстве читать и писать, он поступил в начальную школу в Чатеме. Чарльзу повезло, его учителем стал молодой Уильям Джайлз. Именно Джайлз помог Чарльзу понять красоту языка английских писателей, научил внимательно относиться к слову.

В своей художественной деятельности Диккенс ориентировался не только на литературную, но и на театральную традицию, широко используя приемы и принципы построения современных сценических представлений. Его произведения — это реалистические волшебные истории, где суровая действительность соединяется с игрой воображения и вымыслом.

Очерки Боза. В «Очерках Боза» писатель проявил себя как знаток жизни большого города, показал все сложности, противоречия и контрасты. Диккенс пишет о плохих и хороших сторонах жизни простых людей. Бедность, уличные происшествия и другие проблемы жителей Лондона. Герои очерков — в основном мелкие клерки, белые воротнички, проводящие жизнь в конторе, обедающие в дешевых забегаловках, снимающие маленькие клетушки. Простые люди, повседневные заботы, радости жизни. Тонко подмеченные истории с юмористической изюминкой.

Посмертные записки Пиквикского клуба. Роман, прославивший имя Диккенса. Незабываемый мистер Пиквик — смешной человек с нелепым видом. Образ мистера Пиквика раскрывает истинную человечность; читая роман, можно заметить, как он становится разумнее и добрее. Ситуации, в которые попадает главный герой, объясняются полным несоответствием его представлений о жизни и людях. Погружаясь в чтение и открывая новые грани характера героя, хочется смеяться и сочувствовать одновременно.

Оливер Твист. В книге показана суровая правда, мир воров и преступников без всяких прикрас. Главный герой романа — мальчик, мать которого умерла при родах, росший в сиротском приюте, попадающий в преступный мир. Социальный роман, злободневный и животрепещущий, отражающий проблемы современности. Сложные жизненные ситуации, в которые попадает главный герой, держат читателя в напряжении.

Домби и сын. Мистер Домби — английский коммерсант, возглавляющий фирму «Домби и сын». Денежные интересы Домби оказывают большое влияние на героев романа, особенно на родственников. В своих близких он видит послушных исполнителей служащих на процветание фирмы. В романе очень прослеживается мысль, что богатство не всесильно, на деньги не купить счастье, привязанность и любовь. Деньги превращают людей в эгоистов, разрушают человечность. Страдания, вера в добро и перерождение — главная идея Диккенса.

Большие надежды. Главный герой романа — Филипп Пиррип, или Пип. Он обладает динамичным характером, который формируется от влияния окружающих людей и условий жизни. Бедный деревенский мальчик, стремящийся к обеспеченной и красивой жизни. Богатство отравляет его существование, убивает в нем все лучшее и человечное. Его начинает тяготить душевная пустота, герой старается трезво смотреть на жизнь. Такое развитие сюжета добавляет остроты роману.

Чарльз Диккенс умер 9 июня 1870 года от кровоизлияния в мозг. Он погребен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда его характер подвергается тяжелым испытаниям. Книги Чарльза Диккенса помогли многим людям найти ответы на свои вопросы, стать сильнее, подтолкнули к реальной жизни и показали, что можно идти по ней смело. Кто-то видит в себе Крошку Доррит или Оливера Твиста, а кто-то понимает, что жизнь не так плоха, как кажется на первый взгляд.

Обновлено 20.11.2017
Статья размещена на сайте 5.02.2014

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В прошлом году читал книгу о Диккенсе и Коллинзе - очень рекомендую : Дэн Симмонс "Друд, или Человек в черном"
    Аннотация:
    9 июня 1865 года Чарльз Диккенс, самый знаменитый писатель в мире, путешествуя на поезде со своей тайной любовницей, попадает в ужасную железнодорожную катастрофу — и становится совершенно другим человеком. Встретив на месте аварии незнакомца в чёрном, представившегося Эдвином Друдом, Диккенс начинает вести двойную жизнь — посещает трущобы, тайные подземелья и опиумные притоны, интересуется растворением тел в негашёной извести и захоронениями в склепах. Что это — исследовательская работа для его нового романа, «Тайна Эдвина Друда» (который, как мы знаем, окажется последним и не будет закончен), или нечто более зловещее? Именно этими вопросами задаётся Уилки Коллинз, выступающий у Симмонса повествователем, — создатель «Женщины в белом» и «Лунного камня», прославленный соавтор и соперник прославленного Диккенса, рассказчик увлекающийся, но малонадёжный.

    Оценка статьи: 5

  • Константин, спасибо за добрые слова. Опечатку редактор исправит.

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 7 февраля 2014 в 21:31 отредактирован 7 февраля 2014 в 21:32

    Приятно, что события текущего момента не заслонили знаменательные даты. В сегодняшнем номере журнала и статья ко Дню смерти Александра Колчака, и ко Дню рождения Чарльза Диккенса.
    Жаль, что они остались вне поля читательского внимания. Иначе чем объяснить, что ни к одной, ни к другой статье за весь день - НИ ОДНОГО коммента. А эта статья даже умудрилась пролежать на страничке журнала с утра и до самого вечера с небольшими описками - Честертон был НЕ только популярным писателем, но и...