• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Куда едет Беспечный Ездок?

В 60-е в Америке бунтующих подростков становилось больше и больше, всем им не терпелось поскорее удрать из дома, и они не могли терпеливо копить деньги, честно трудясь в закусочной или прачечной, в то время как уже собралась компания, готовая хоть завтра рвануть в дальние края.

Кроме того, отдельные компании враждовали между собой. Некоторые компании объединяли крутых парней, у которых водились денежки. И подростки, у которых не было ничего, кроме духа противоборства, жаждали бросить им вызов. А так как у них было лишь пять баксов в неделю на карманные расходы, им оставалось только препарировать отцовский мотоцикл, сохранившийся в сарае с довоенных времён, или собирать запчасти, покупая их в лавках старьёвщиков по 5−10 центов.

Мотоцикл должен быть способен участвовать в уличных гонках. Гонки проводятся на самой широкой и прямой улице городка. Чтобы старый драндулет, с которого отвинтили и срезали всё что можно, не завилял и не дал своему хозяину опозориться, ставили удлинённую переднюю вилку. Зачастую она имела древнюю конструкцию параллелограммного типа. Вылет составлял метра полтора. Сейчас это считается отличительной чертой наиболее рафинированных чопперов. На дорогах они появляются не очень-то часто — полиция это не приветствует, да к тому же на таком аппарате ездить удобнее всё же по прямой.

На мотоцикле нужно уехать далеко. Гнать всю дорогу с бешеной скоростью не станешь, а чтобы провести весь день в седле, нужно устроиться поудобнее. Поэтому подножки выносили вперёд, седло опускали пониже. Для этого меняли конфигурацию рамы, после чего бензобак вставал почти вертикально, а байкер, берясь за руль, демонстрировал окружающим, как отсырела под мышками его выгоревшая рубашка цвета хаки. Это характерная байкерская посадка lazy boy («лентяй»).

На таких мотоциклах пересекали страну от побережья до побережья двое верных друзей — Билли Байк и Капитан Америка. Не везде им были рады, но время от времени удавалось отдохнуть в гостеприимном месте — пусть это и был шалман где-то посреди продуваемой всеми ветрами степи или одно из самых злачных мест в Новом Орлеане. Приключения героев фильма Easyrider («Беспечный ездок») вдохновили молодежь тех лет если не рвануть куда глаза глядят, бросив всё, что удерживает тебя на месте, то отстаивать свою самобытность, жить так, как считаешь правильным и не бояться признаться в этом самому себе и окружающим.

Деннис Хоппер был тогда молодым актёром, не особенно выделявшимся в голливудской тусовке. Он спродюсировал фильм на свой страх и риск, пригласив надёжного товарища Питера Фонда — сына Генри Фонда. Также эта картина известна тем, что в ней на какое-то время появляется Джек Николсон — в роли пьющего адвоката, вызвавшегося быть попутчиком двум бесшабашным друзьям.

Мотоцикл Билли — с прямым рулём, заклёпками и бахромой на седле, мотор — Shovelhead, такие начали ставиться в 62-м, были заменены моторами Evolution в 84-м. Мотоцикл Капитана Америки — с очень большим вылетом вилки, рулём, изогнутым наподобие рогов буйвола, высокой спинкой сиденья и длинными, задранными вверх маффлерами типа fishtail (со сплющенными наконечниками). На нём установлен мотор Panhead, чопперная классика. Таких моторов сейчас осталось мало, поэтому продаются комплекты для стилизации моторов Evolution и Twin Cam под Panhead — с головками характерной формы, напоминающими кастрюли. Оригинальный мотор Panhead был выполнен по нижнеклапанной схеме, поэтому отличался долговечностью, но работал на не очень высоких оборотах. На мотоциклах полицейских, сопровождавших Кеннеди в последний день его жизни, тоже стояли моторы Panhead.

Мотоциклы были построены специально для фильма, причём каждый — в двух экземплярах. Но сохранился только один, и то фанаты узнали об этом совсем недавно. Известный кастомайзер Дэн Хагэрти восстановил байк, разбитый во время съёмок финальной сцены. Фонда сам отдал ему его останки после окончания съёмок. Остальные исчезли бесследно. Их украли прямо со стоянки и, очевидно, разобрали на запчасти. В музее Гугенхайма в Лас-Вегасе стоят две тщательно изготовленные реплики. Их изготовил Уильям Фрэнсис, он же создал оригинальные машины для фильма.

Фильм отличает великолепный саундтрек, в котором звучат композиции Джимми Хендрикса, Боба Дилана, группы Creadens Clearwater Revival и других легендарных исполнителей. Некоторые композиции были написаны специально для фильма по личной просьбе Фонда.

Сюжет фильма сделали не слишком навороченным, чтобы создалось впечатление, что он взят «из жизни». Но сделали упор на некоторые острохарактерные моменты — ведь каждого человека что-то порой впечатляет до глубины души, в то время как жизнь идёт своим чередом. А так как бюджет фильма был откровенно тощий, Хопперу пришла в голову мысль поклеить некоторые места из обрезков плёнки — в качестве своеобразной «фишки». Это придало фильму откровенную психоделичность. Создаётся впечатление, что курнул или нюхнул вместе с действующими лицами, и становится по-настоящему страшно. Особенно сцена, где герои занимаются любовью с двумя проститутками в склепе на кладбище, и при этом дрожащим, срывающимся голосом девушки начитывается Символ Веры.

В наше время байкеры считаются весьма агрессивным сообществом. Надо думать, они стали такими в ответ на агрессию со стороны общества, которое относилось к ним не очень-то дружелюбно. Одной из самых «страшных» группировок считаются нью-йоркские «Ангелы ада». Кстати, это название позаимствовано у фильма, вышедшего в 29-м. Фильм этот принёс известность Джин Харлоу, которая задала тон Джейн Мэнсфилд и самой Мэрилин Монро. А продюсировал этот фильм небезызвестный Говард Хьюз. Но двое беспечных ездоков вовсе не производят впечатления страшной и тёмной силы.

Фильм показывает, что бунтующей молодёжи, которой многие так боятся, тоже угрожает опасность. Молодые люди нащупывают идеалы в непроглядном тумане, в иле и тине стоячего болота. Зыбкая почва уходит у них из-под ног. А в это время представители консервативного общества в животном страхе, не зная, чего можно ожидать от этих странных ребят, словно с другой планеты (а по сути каждый живет в своём мире, который сам же и строит), бросаются на них и учиняют над ними зверскую расправу. Вспомните конец этого фильма — с большой высоты виден огонёк — лужа горящего бензина на обочине. Такими огоньками становимся мы все, не выдержав жестокости и безразличия мира. Мир не хорош и не плох — просто он так устроен.

Статья опубликована в выпуске 28.07.2007
Обновлено 9.02.2015

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: