Большинство утверждает, что Вардан Мамиконян похоронен на Аварайрской равнине. Однако народ Сюника каждое второе воскресенье июля в селе Ангегакот отмечает праздник Сурб (святой) Вардан и уверен, что в часовне близ села находятся могилы Вардана Мамиконяна и Васака Сюни.
После того как армянская Церковь канонизировала спарапета Вардана Мамиконяна, вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». И автоматически имя Васака Сюни превратилось в синоним предательства.
Беря за основу книгу Егише, на вопрос о роли Васака Сюни официальная историография категорично отвечает, что марзпан — предатель, и виновен в поражении армянских войск на поле Аварайра, потому что перешел на сторону персов. Однако историк Мовсес Хоренаци не так категоричен в оценке действий Васака Сюни.
Вардан Мамиконян, Васак Сюни и Мовсес Хоренаци были в числе первых учеников Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита. Положительно отзывался о Васаке историк Корюн, автор труда «Житие Маштоца» (443−450гг): когда в 405 году Месроп Маштоц открывал школы в Армении, молодой Васак был одним из его сопровождающих.
Некоторые ученые считают, что Егише — вымышленный автор, а по мнению других, он жил в IX веке. Полемика началась в 1893 году, когда востоковед Фредерик Конибер обнаружил два рукописных фрагмента, связанных с сочинением Егише. В них, однако, отсутствовало три десятка предложений, которые есть в книге «О Вардане и войне армянской», хотя один из листов не удалось расшифровать полностью. Именно несоответствие текста листов и книги вызвало сомнения в достоверности излагаемых в книге событий. Возможно, речи, письма и указы в книге появились после канонизации. Есть надежда, что с помощью компьютерных программ удастся прочеcть и другие найденные фрагменты той рукописи.
Ныне историки выдвигают версию, что на самом деле лидером движения был не Вардан, а Васак. У армянского историка Парпеци сохранилось письмо, которое Васак написал спарапету Вардану, призывая его вернуться, после того как тот, собрав своих людей, бежал в Византию. К тому времени Васак уже договорился с аланами и гуннами, готовыми присоединиться к армянскому войску. Как правитель, Васак не мог сам возглавить движение — это могло привести к гибели страны.
Эпизод, где нахарары, вызванные к царскому двору, притворились, что сменили веру, вызывает сомнение в предательстве Васака. Они вернулись в страну в сопровождении магов, и восставший народ стал по всей стране разрушать капища, которые были построены при шахиншахе Шапухе (385−388 гг).
Васак к насаждению чуждого культа не причастен, как ему приписывается в книге Егише.
Когда персидский шах решил принудить армян отказаться от христианства, он вызвал в свою столицу Ктесифон правителя Армении Васака Сюни, главнокомандующего Вардана Мамиконяна и других нахараров (князей). Приказ явиться ко двору шаха означал приказ явиться с семьями. Понимая, что грозит семьям в случае неподчинения, Васак Сюни и Вардан Мамиконян притворились, что принимают зороастризм. Они покинули Ктесифон, но сыновья Васака Сюни остались в заложниках шаха. Подобное в те времена было обычным делом: заложники были гарантом выполнения требований шаха.
Васак Сюни заметил настроение некоторых нахараров, которые были не прочь выступить на стороне шаха в надежде получить области восставших князей. Именно этих нахараров он оставил у себя в центре страны.
С сентября 449 по май 451 года Васак Сюни пытался примирить стороны. Ездигерд II к этому времени проиграл новую войну с эфталитами и по совету Васака Сюни издал указ, облегчающий налоги и аннулирующий требование вероотступничества. Так от восставших отошли грузины, албанцы и некоторые окраинные армянские области. Однако остальные не поверили и были настроены на битву.
Видимо, Васаку Сюни, чтобы вызволить своих сыновей, пришлось самому выступить в битве против восставших. После битвы ему удалось вынести тело Вардана Мамиконяна с поля боя и похоронить его в селе Ангегакот.
Остатки армянской армии скрылись в горах и вели партизанскую войну. Командующий персидской армией в своих донесениях шаху отмечал, что все карательные действия не приводят к подчинению. Он обвинил Васака Сюни в притворном вероотступничестве и неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.
У Васака Сюни обнаружили письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию. На суде Васака Сюни обвинили в том, что после Аварайрской битвы он предал многих проперсидски настроенных князей: выманивал их из укреплений, захватывал их владения себе, а самих арестовывал и казнил. Васака обвинили в причастности к поражению персов под Заревандом.
Ездигерд II приговорил Васака к смерти. Васак Сюни умер в заключении в 455 году.
Восстание армян ослабило персидскую армию. Гунны напали и разорили провинцию Атрпатакан. Зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников: христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Шах приказал казнить армянского католикоса и многих священников. Тридцать пять армянских нахараров были арестованы и сосланы на северо-восток Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.
Возможно, поэтому в книгу Егише были внесены речи, письма, указы и предложения, где вина в этих бедах возлагалась на Васака Сюни.
Однако персидский шах Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился, он вынужден был разрешить армянам исповедовать христианство.
Вспомнить героев древности нужно и для того, чтобы вернуть герою Васаку Сюни доброе имя.
Источники:
Егише «О Вардане и войне армянской».
Эрна Ревазова «Распятый росчерком пера».
Род Сюни не считал Васака Сюни предателем, доказательством тому служит тот факт, что его потомки давали своим сыновьям имя Васак. Одним из них был Васак I - царь Сюника с 998 по 1040 год.
Да и весь народ Сюника был уверен в том, что он герой.
Ни время, ни наговор не смогли очернить его имя в глазах народа живущего в княжестве Сюни - ныне область Сюник.
А может и один в поле ВОИН?
0 Ответить
Народ Сюника не забывает могилы героев: Вардана Мамиконяна и Васака Сюни. Это вызывает уважение, потому что расположены они в труднодоступном месте. Было принято известных людей хоронить в таких местах, чтобы оградить их от осквернения иноземцами – с недобрыми намерениями в Армении их побывало несметное число. Есть надежда, что благотворительная организация займется благоустройством окрестностей и сооружением достойной часовни, удобной для посещения туристов.
0 Ответить