• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какое будущее ждет здание бывшей сортавальской ратуши?

Подписанный 19 февраля (3 марта) 1861 г. Александром II Манифест об отмене крепостного права стал отправной точкой реформирования России, которое начало осуществляться сразу в нескольких направлениях. Одно из них — создание выборных органов местного самоуправления (земских собраний, управ), основные принципы работы которых определялись «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 01 января 1864 г.

Над зданием возвышается декоративная башенка с остроконечным шпилем и установленным на нем флюгером Игорь Монаков личный архив

Хотя на территории Великого княжества Финляндского земских учреждений не было, но общие для всей России тенденции не обошли стороной и его. Именно последнюю треть XIX века можно считать тем периодом, с которого правильнее всего вести отсчет развития органов местного самоуправления и в этой части империи.

Так, в Сортавала, например, первый бургомистр города (судья Карл Берг) был избран в 1877 году. Понятно, что один в поле не воин. В помощь бургомистру из числа наиболее уважаемых горожан избирались члены магистрата — ратманы, работавшие под его руководством. Ну, а для того, чтобы этот орган имел финансовую основу для решения тех или иных городских проблем, в том же 1877 году приступило к работе и городское казначейство.

Но полновесное местное самоуправление в Сортавала было сформировано почти десятилетие спустя, в 1886 году, когда был создан городской Совет, призванный решать важные для города вопросы в таких областях, как здравоохранение, культура, образование, строительство. Для того чтобы новый орган мог полноценно работать, годом ранее в Сортавала по проекту Франса Анатолиуса Съёстрема (03.06.1840−01.08.1885) было построено здание городской ратуши.

Авторитетный финский энциклопедический словарь «Отава» называет Съёстрема «первопроходцем финской архитектурной школы». Закончив Художественную Академию в Стокгольме, Франс в 1869—1873 гг. был профессором архитектуры в Хельсинской технической реальной школе, том самом учебном заведении, которое со временем трансформировалось в Политехнический институт, а с 2010 г. называется Технический институт Аалто университета. Кстати, старое здание главного корпуса хельсинского политеха на площади в Хиеталахти было построено в 1879 г. по проекту… Правильно! Франса Съёстрема. Правда, в 1904 г. здание было расширено (автор проекта — Карл Густав Нюстрём), а в 1928 г. — перестроено по проекту Армаса Линдгрена. Но и сегодня, если присмотреться, можно найти общие черточки между каменным строением в Хиеталахти и деревянной сортавальской ратушей.

Хотя… Чего там присматриваться?! Ратуша сама по себе настоящий архитектурный шедевр. А потому — самодостаточна даже без упоминания о каких-то иных работах спроектировавшего её архитектора. Будь то старое здание главного корпуса Хельсинского политехнического института, усадьбы Мальмгорд и Пернайя на юге Финляндии, здания церквей в Кроноборге и Кидесе (Китее)… Да, Съёстрем был очень продуктивным проектировщиком. И нам чуточку повезло, что какая-то частичка его творческого наследия сохранилась в небольшом карельском райцентре — в Сортавала.

Здание и сегодня, как принято говорить на языке специалистов, «играет важную градостроительную роль в формировании облика центральной части Сортавала». Важную! Градостроительную! И это — несмотря на то, что здание деревянное и… Всего-навсего одноэтажное. Но зато… Какое!

С главного фасада посетителей ратуши встречает парадный четырех колонный портик, к которому ведет многоступенчатая гранитная лестница. Над портиком — большое, трехпроемное мезонинное окно, ещё выше которого — арочный фронтон, в центре которого до 1940 г. был закреплен герб Сортавала. С 2000 г. он возвращен на своё исконное место. Над всем же зданием возвышается декоративная башенка с остроконечным шпилем и установленным на нем флюгером, на котором, если присмотреться, можно разглядеть дату проектирования здания — 1882 год. По задумке архитектора на башенке следовало разместить городской колокол, но его, увы, там нет. И это не какое-то нововведение уже наших дней. Нет, колокола на башенке не было изначально. Не всем творческим задумкам и не всегда суждено сбываться.

Сейчас здание бывшей ратуши закрыто, но если бы была такая возможность — войти в него, то сразу же на входе — небольшой холл. Слева от него когда-то располагался кабинет бургомистра. В ратуше были и специальные помещения для хранения архивной документации магистрата и городского совета (думы), заседаний уездного суда и специальный зал для заседаний городского совета (думы). Последний спроектирован в самом центре здания и хорошо освещался благодаря просторному пятигранному эркеру с большими окнами, пристроенному к торцу ратуши со стороны двора.

В оформлении этого небольшого сооружения широко использованы самые разные приемы резьбы по дереву, что делает ратушу нарядной и привлекательной, а удачное сочетание различных по своей форме вальмовых крыш только усиливает это светлое, праздничное впечатление, что возникает в первый же момент, как только увидишь этот небольшой архитектурный шедевр Франса Съёстрема. Вот только…

Только… Есть одно «но». Дальнейшая судьба бывшей сортавальской ратуши пока неизвестна. Здание-то… Возрастное! И хотя внешне оно выглядит довольно пристойно, по мнению специалистов, ему нужен ремонт. Для проведения которого, в свою очередь, необходимы деньги. И деньги немаленькие. Опять же, по оценкам специалистов, сумма расходов по ремонту здания бывшей ратуши может вылиться в 30−50 миллионов рублей. У районной администрации таких денег нет.

По этой довольно прозаической причине в июле 2013 г. все помещения здания освободила ранее их занимавшая центральная городская библиотека, а ещё через пару месяцев на сайте Администрации Сортавальского муниципального района появилось объявление о подготовке бывшей ратуши к продаже. Но хотя предварительный срок выставления её на торги был определен ноябрем 2013 г., пока, насколько мне известно, покупателя на здание нет. Тяжело найти инвестора, который не просто купит, но будет готов сохранить зданию тот исторический облик, в котором оно дошло до нас.

И всё же… Хочется надеяться на лучшее. Как говорил герой одного из самых популярных фильмов 90-х, отвечая на вопрос о том, в чем сила — «Сила, брат, в правде». Не всегда и не во всем сила только в деньгах. Иногда (?) она в чем-то другом. Например, в ощущении того, что все мы — не Иваны, родства не помнящие. Даже если исторические корни этого родства и финские…

Статья опубликована в выпуске 11.03.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: