• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Зачем художники рисуют?

Через художественную мастерскую, в которой я с друзьями «теряла время» годами, прошли и не задержались надолго сотни новичков. О тех, у кого ничего не получалось, говорить не приходится, поскольку даже одаренные люди довольно быстро теряли интерес к занятиям живописью.

Monika Wisniewska, Shutterstock.com

Объяснение дать просто, вспомнив о пирамиде потребностей Маслоу. Пока не получено главное, не тратятся силы на второстепенное. Или иначе: пока не удовлетворены низшие потребности, для высших энергии не будет.

Надо выспаться, утолить жажду и голод. Чего еще требует организм?

Важно ощущение безопасности, далее — хорошо бы иметь привязанность и не страдать из-за отсутствия любви, принадлежать к какой-либо уважаемой группе людей, и не одной.

Когда все это налажено, появляется познавательная потребность. Затем — эстетическая со стремлением привести к гармонии разные стороны жизни и наполнить их красотой. И только после этого возникает стремление извлечь нечто из своего внутреннего мира и оставить этому миру после себя.

Когда говорят, что без удовлетворения низших потребностей невозможно подняться к высшим, это отчасти верно. Но полное удовлетворение невозможно, а частичного вполне достаточно. Художник, который не вполне сыт, испытывает некоторые опасения, не слишком любим, не все познал и великие произведения искусства видит в музее, а не в своей комнате, может стремиться к самореализации с большей силой, чем балованный принц, имеющий всего с избытком.

Живопись не гарантирует все блага этой жизни, но вероятность их получения не мала. Может ли художник заработать на хлеб или хлеб с маслом, или хлеб с маслом и икрой? Может. Но сперва придется потратиться на холсты и краски (список затрат может включать в себя что угодно и быть зашкаливающе велик или предельно скромен, не о том речь). Затем придется изучить этот мир с точки зрения художественных потребностей и попробовать удовлетворить спрос. Фантастически трудная задача для мира, в котором все завалено ширпотребом и именно к этому ширпотребу пытаются обратить внимание людей каналы информации. Так что доход удастся получить скорее благодаря торговому посредничеству или педагогической работе, магазинов и детей для этого достаточно много.

Насчет безопасности трудно сказать что-то определенное. Есть местности, где художников били, бьют и бить будут. Есть, напротив, окружающие их атмосферой наибольшего благоприятствования, и в этом случае один художник дает особый статус всей родне и всей округе.

Социальное — самое приятное. Если парень не имеет атлетической фигуры и серьезных доходов, а девушка не славится красотой лица и фигуры, комплексовать совсем не обязательно, можно принять имидж творческой личности и с легкостью забыть обо всем, чего недостает. Кругом общения станут друзья-художники, которым не свойственно обращать внимание на отсутствие чего-либо, если есть хоть намек на талант. Важно избежать соперничества и войти в братство.

Для амбициозных бездарей характерно презрение к работам других. Иногда у них есть достаточные ресурсы для того, чтобы подняться на большую высоту, и с собой они могут прихватить какого-либо умело поддакивающего новичка. Это тоже путь. Можно будет окружить себя подхалимами и отдалиться от профессионального сообщества, ссылаясь на то, что вороны летают стаями, а орлы парят в одиночестве. Правда, сообщество ответит тем, что группу поддержки такого «орла» назовет воронами, а его самого — падалью.

Материальные и социальные ресурсы значат много. Тот, кто ими обладает неограниченно, может уже завтра оказаться гением, взяв в руки кисть лишь для фотографий в глянцевых журналах. Не обладая ими вовсе, можно годами не находить пути реализовать огромный талантище. Это крайности, между которыми находится миллион людей с некоторыми способностями и некоторыми возможностями. Именно они задаются вопросом о том, стоит ли тратить время на изобразительные искусства.

Стоит. И вот почему. Тот, кто творит сам, избавлен от стереотипного восприятия работ других, и мир образов открывает ему свои пространства. Разница примерно такая же, как если сидеть в камере-одиночке — или путешествовать по всему белому свету.

Работы, сделанные вашими руками, полны ценности и смысла и для вас, и для всех, кто вас любит. Эта ценность с годами только возрастает. Не исключено, что ваши труды с гордостью передадут внукам и правнукам. Каждый род нуждается в доказательствах того, что в нем есть незаурядные люди, и ваши работы могут отвечать этой необходимости.

Жить и делать что-либо по шаблону можно очень долго, испытывая удовольствие от простоты такой жизни, но что-то в ней не удовлетворяет, и это чувство можно заглушить пивком или чем-то покрепче. Деградация не за горами. Остановить ее трудно, почти невозможно. У тех, кто творит (а не имитирует творчество ради более высокого социального статуса творца), радость не переводится, да и глушить ничего не приходится.

Творцов любят. Трудно объяснить почему, если не вспоминать об их близости к богу. Объяснения есть, но здесь не место для диссертации на эту тему.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2014
Обновлено 27.05.2015

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: