Сергей Курий Грандмастер

Что это такое - «Рок Лобстер»?

Идиотия в музыке бывает разного сорта. Есть песенки запредельной тупизны, вроде «О, Боже, какой мужчина…», которые смешат, прежде всего, фактом своего существования (неужели такое можно написать и главное — слушать?). А есть такие, в которых накал идиотии настолько высокого качества, что песня цепляет тебя сразу и не отпускает до самого конца.

B-52 Alterna2, commons.wikimedia.org

Создатели одного из самых отвязных опусов ХХ века впервые собрались в 1976 году в американском городке Афины штата Джорджия (не удивляйтесь, в США немало таких городов-«двойников» вроде Одессы и Петербурга). Компания в составе трёх парней (Фреда Шнейдера, Рики Уилсона, Кейта Стрикленда) и двух девушек (Кейт Пирсон и сестры Рики — Синди Уилсон) решила поджемовать на сцене местного клуба. Вышло столь здорово и весело, что джем решили продлить на неопределённое время.

Новоиспечённой группе тут же придумали смешное название — THE B-52's. Казалось бы — что смешного в марке американского бомбардировщика? Но это если не знать, что из-за сходства с самолётом так на Западе прозвали знаменитую причёску 1960-х годов с куколем на макушке. Ту самую, что носила Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», и которую у нас называли «пчелиным ульем». К концу 1970-х подобные причёски выглядели уже ретро-курьёзом. Поэтому когда участницы B-52's соорудили у себя на головах подобные «ульи», то стали выглядеть крайне забавно и колоритно.

В поисках славы группа перебирается в Нью-Йорк и поначалу выступает в небольших клубах. Однако зажигательные выступления быстро делают B-52's притчей во языцех.

В 1978 году группа за 11 часов и 350 долларов записывает свой первый сингл авторства Ф. Шнайдера и Р. Уилсона. Он носил странное название «Rock Lobster» и представлял идеальный пример эклектики, абсурда и дуракаваляния.

Описать это творение на словах крайне сложно. Музыкально — это была чудная смесь панк-рока, фанка и даже диско. Упругий простенький рифф на низко настроенной гитаре (бас-гитары у группы отродясь не было) сочетался с издевательски примитивными соло на электрооргане (думаю, с ним бы справился даже я). И поверх всего этого звучал речитатив Шнайдера, перемежаемый женскими воплями, визгом и прочими эксцентричными звуками.
Создавалось ощущение, что вы слушаете не отрепетированную песню, а безумную импровизацию на какой-нибудь вечеринке. Тотчас хотелось вскочить с места и… «танцевать», наверное, не то слово… скорее, беситься и колбаситься.

Текст песни был под стать музыке и представлял собой некое перечисление морских существ — как реальных, так и вымышленных (рыба-собака, сом, пираньи, нарвал, бикини-кит и, конечно, рок-лобстер). В общем, полноценный абсурд в духе любимого Шнайдером Эдварда Лира.

Первую версию сингла группа издала на собственном независимом лейбле и умудрилась продать без всякой медиа-раскрутки в количестве 20 тысяч экземпляров.
Вскоре B-52's заметила крупная компания «Warner Brothers» и подписала с ними контракт. В 1979 году «Rock Lobster» был переиздан. Поначалу сингл обкатали в Канаде, и уже после того, как он стал там № 1, издали в США. Правда, на родине «Rock Lobster» занял всего лишь 56-е место в чартах. Зато дебютная пластинка разошлась полумиллионным тиражом. Даже критики сошлись во мнении, что «Rock Lobster» — вещь крайне «заразительная» и «незабываемая». Для столь необычной музыки это был прорыв.

Кейт Пирсон:
«Мы обращались к людям, далеким от мейнстрима. Видимо, сегодня очень много людей, ощущающих себя вне мейнстрима».

Более того. Именно «Рок-лобстер» вернул к студийной жизни самого Джона Леннона. Услышав эту вещицу, Леннон понял, что по своему творческому безумию она вполне могла бы быть песней Йоко Оно. Он так и сказал своей эксцентричной жёнушке: «Твоё время пришло». В результате в 1980 г. после пятилетнего перерыва Леннон записывает новый (и, к сожалению, последний) альбом «Double Fantasy». Он же стал и первым альбомом, который создавался в равноправном партнёрстве с Йоко.

B-52's сдулись не очень скоро — их карьера была успешной на протяжении всех 1980-х. Правда, лично для меня прочие песни группы так и не смогли переплюнуть дебютный сингл и казались копиями «Рок-лобстера».
В текстах также продолжал царить специфический абсурдный юмор. Так в «52 Girls» будут просто перечисляться имена девушек, периодически сменяемые восклицанием: «Разве можно назвать их всех поимённо?», а рефреном «Dance This Mess Around» будет безумная фразочка «Почему ты не танцуешь со мной? Я — не лимбургер (сорт сыра — С.К.)!». В «Love In The Year 3000» нам расскажут о занятиях любовью между… роботом и инопланетянином в условиях невесомости. Ну и нельзя не отметить текст хита «Private Idaho» («Личный Айдахо») — издевательскую страшилку об обывательской провинциальной жизни, которая заставит тебя, в конце концов, утопиться в личном бассейне.

В 1985 году B-52's понесут серьёзную потерю: от СПИДа умрёт Рики Уилсон — гитарист и один из композиторов группы. А после альбома 1992 года в творчестве группы наступит длительная пауза. Очередной альбом выйдет лишь в 2008 году и, как ни странно, будет вполне успешным. Однако группа как таковая никогда не распадалась и периодически концертировала.

В 2002 году на одном из концертов на сцену даже поднялась вдова Леннона, чтобы вдоволь повизжать под того же «Рок-лобстера».

Обновлено 27.03.2014
Статья размещена на сайте 19.03.2014

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: