Валерий Хачатуров Мастер

Эпоха Екатерины II. Как образовались первые армянские колонии на юге России?

Эчмиадзин, резиденция армянских патриархов, находился еще на территории Персии, когда указом императрицы Екатерины II власть Эчмиадзинского монастыря была распространена на армянские церкви, которые находились в России. Этот важный политический шаг был частью большой программы, которую планировала императрица.

После ряда побед России над турками Екатерина II, в связи с необходимостью освоения и заселения земель Новороссии, выделила для армянских переселенцев земли на берегах Дона и Днестра.

В 1779 г. высочайшей грамотой российской императрицы на месте форштадта крепости Св. Димитрия Ростовского основывается город Нахичеван. Город был основан для армян, переселенных из городов Крыма. Для крымских армян — жителей сельских районов, были созданы села Чалтырь, Большие и Малые Салы, Топты, Несветай, позже появилось село Екатериновка.

Армянское название города Нор-Нахичеван, т. е. Новый Нахичеван, можно объяснить тем, что в исторической Армении, на берегу реки Аракс, был «старый» Нахичеван (по-арм.: место первого схода — согласно легенде, этот город возник на том месте, где впервые вышел из ковчега Ной). После того как Нахичеван-на-Араксе вошел в состав России, армянская колония около крепости Св. Димитрия Ростовского стала именоваться Нахичевань-на-Дону.

Историю Нахичевани-на-Дону можно условно поделить на три периода.

Первый — со дня основания и до 1860 года, когда город, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии всего Юга России.

Второй период начался в 60-х годах XIX столетия, когда армянский магистрат потерял ряд своих важнейших функций, а положение 1870 г., введенное в Нахичевани-на-Дону, лишило город прежней самостоятельности, причислив его к ряду обычных российских городов. Необходимо, однако, отметить, что несмотря на отмену ряда привилегий, предоставленных, Екатериной II, культурная автономия Нахичевани-на-Дону сохранялась еще очень долго — это был российский город с присущим только ему национальным армянским колоритом. Русская власть не вмешивалась в армянские культурные дела, в традиции и обычаи, в образ жизни по-прежнему компактно проживающих армян, и тем самым сохранялась неповторимая самобытность донских армян.

В 1929 году начался третий период — город Нахичевань-на-Дону официально слился с Ростовом-на-Дону в качестве Пролетарского района города Ростова-на-Дону, в котором и пребывает до наших дней. Казалось, с падением советской власти и диктатуры пролетариата новым, демократическим властям можно было бы восстановить историческое название армянского города и переименовать городской район в Нахичеванский. Не секрет, что и сейчас для многих жителей русского Ростова Ростов — это, прежде всего, его армянская часть — Нахичевань…

Второй по численности жителей после Нахичевани самоуправляющейся армянской колонией на территории Российской империи стал город Григориополь. В высочайшем рескрипте на имя генерала Каховского Екатерина II предписывала в 1792 году:

«Господин Екатеринославский губернатор Каховский! Возложа на вас население и благоустройство земли, новоприобретенной нами от Порты Оттоманской, за нужно находим обособливаму вашему поручить попечению переведенных на оную из-за Днестра армян. Покойный князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический назначил быть городу армянскому под именем Григориополь у самого Днестра, между долин Черной и Черницы, включая и обе оные в городской выгон. Мы утверждаем сие назначение и повелеваем:

Первое: отвесть помянутую округу, между долин Черной и Черницы лежащую, со вмещением обеих оных под город армянский, который и именовать Григориополь…"

Символично, что название города объединило имена священномученика Григория, епископа великой Армении, и устроителя южных земель, освобожденных от турецкого ига, светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Создав армянскую колонию на Днестре, русское правительство намеревалось превратить ее в торговый центр. До 30-х годов 19 века Григориополь играл важную роль в жизни юга России, но потом потерял свою роль.

Обновлено 31.03.2014
Статья размещена на сайте 30.03.2014

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А есть еще на Перекопском перешейке город Армянск, который до недавнего времени назывался Армянский Базар.

    • Валерий Хачатуров Мастер 1 апреля 2014 в 23:15 отредактирован 1 апреля 2014 в 23:17

      История города Армянска – это уже другой пласт армянской истории. А таких пластов много. Во ряде городов Украины есть Армянские улицы, а в современном городе Каменец-Подольский сохранились Армянский квартал, Армянский бастион и Армянский колодец. Можно дать цитату из эссе Юрия Андруховича,посвященного Львову.
      «Ведь я еще не упомянул об армянах, что реэмигрировали во Львов в основном из Крыма, где воинствующий ислам оставлял все меньше пространства для их лавок и храмов. Они положили начало ориентальному привкусу. Персидские ковры львовского производства считались лучше настоящих персидских, не говоря уже о запахах, о разнообразии ароматов — имбирь, кардамон, шафран, перец, мускус, корица: именно армяне придали пряность львовской жизни. И никто, кажется, до сих пор не расшифровал и не прочитал надгробные надписи на старом армянском кладбище, несмотря на то, что, по слухам, есть там абсолютно необходимые нам слова безбрежной мудрости….»

  • Интересно. В преддверии 2015-го - 100-летия геноцида - хорошо было бы почитать материал типа "армянский цикл".

    Оценка статьи: 5